Любой идеал массовой чистоты и совершенства, чистоты и совершенства на уровне всего общества неизбежно становится политическим фактором. В мягких формах он порождает массовую одержимость делами соседа, и мелочный контроль власти над частной жизнью (ср. Флоренцию времен Савонаролы, Женеву времен Кальвина, пуританские колонии в Новом Свете XVII-XVIII веков, и т.п.). В более жестких формах он порождает стремление перестроить все общественные структуры так, чтобы обеспечить "чистоту и совершенство" всей общественной жизни (ну и сознания, само собой - за сознанием будут следить настоятели приходов, старосты общин, секретари парторганизаций - нужное подчеркнуть, и их добровольные помощники-активисты). И вот тогда начинается бойня (ср. карматы, табориты, мюнстерские анабаптисты, якобинцы, коммунисты, и т.п.). В наше время очевидными склонностями подобного рода обладают, с одной стороны, исламские фундаменталисты (по крайней мере, часть из них - те, кто хочет воплощать свои радикальные устремления не только в частной жизни, но и в общественной, в духе известной организации, запрещенной в РФ), и, с другой стороны, радикальные левые - но, к счастью, у них пока сил недостаточно, чтобы развернуться в полной мере.
Если буддисты начнут всерьез продвигать идею "Чистой Земли в этом мире", то со временем тоже могут нарастить подобный потенциал, хотя сейчас его, к счастью, не имеют или почти не имеют.
Это происходит из-за притяжения низшего животного сознания, что подобные идеалы искажаются. Вопрос какой силой должен обладать "идеал", чтобы избежать такого притяжения низшей природы. Шри Ауробиндо, например, считал, что ум даже самый высокий и просветленный на это не способен и что нужен другой тип сознания-истины (который он назвал супраментальным), который сможет препятствовать этому искажению.
У каждого движения массовой святости есть прекрасные объяснения, почему в прошлый раз всё пошло не так - это уж дело известное.
Тут другая степень обобщения. Любые ментальные идеалы построения идеального общества уже были испробованы и показали, что они не могут преобладать над притяжением несознания и зла в обыденной жизни. А супраментал он на то и супраментал, что обладает прямым знанием истины всего, всех частностей и способен вести природу человека в эволюции препятствуя этим искажениям. И это не индивидуальное сознание, воплощенное в каком то пророке, а действует в том числе через материальные обстоятельства непосредственно на всех людей. То что распространяются такие идеи Чистой Земли это один из примеров его воздействия. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
СлаваА, я бы так даже коротко написал: ум не создающий разграничений, видит повсюду чистую землю.
Такое утверждение происходит, на мой взгляд, из-за смешения субъективного опыта и объективного. В медитации я могу видеть чистую землю везде или вообще отсутствие всего, но это никак не влияет на те 8 млрд, которые продолжают страдать сами и своими поступками приводят к страданию других.
А ясное восприятие, не мешает социальной активности. Дзен-мастер Сунг Сан, говорил что можно водить машину с умом дзен, можно разговаривать с людьми и прочее. Учителя ведь преподают Дхарму, общаются с учениками, отвечают на их вопросы, их социализация никуда не делась, как никуда не делось и понимание относительной истины.
Да. Но относительная истина в этом случае остается несовершенной, со страданием, ложью, искажением разделения. И остается пропасть между абсолютной истиной и истиной относительной. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Исторический диалог Его Святейшества Далай-ламы и наставника Шэн-яня, который кратко объясняет суть воззрения традиции чань в рамках учений "В духе Манджушри", состоявшихся в Нью-Йорке в 1998 году.
Исторический диалог Его Святейшества Далай-ламы и наставника Шэн-яня, который кратко объясняет суть воззрения традиции чань в рамках учений "В духе Манджушри", состоявшихся в Нью-Йорке в 1998 году.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы