№424902Добавлено: Ср 20 Июн 18, 16:02 (7 лет тому назад)Шэн Янь: Бодхисаттвы и архаты
Ученик: В чем сходства и различия между архатами и бодхисаттвами? Когда человек достигает состояния архата, зачем ему делать что-то еще, вместо того, чтобы просто пребывать в этом состоянии? Если бодхисаттвы больше не имеют жланий, что заставляет их двигаться дальше?
Шифу: Чего достигает и что теряет человек, становясь архатом? Является ли архат непременно последователем традиции Хинаяна? Может ли бодхисаттва тоже быть архатом? При каких обстоятельствах архат может стать на путь бодхисаттвы? Или же он навечно останется архатом? И, наконец, если бодхисаттва оставил все желания, то что, в таком случае, побуждает его продолжать практику?
Люди не становятся архатами потому, что хотят ими стать. Просто когда омрачения рассеиваются или же искореняются в результате долгой практики, люди естественным образом становятся архатами. Некоторые люди, услышав одну только фразу или сутру из уст Будды, мгновенно избавлялись от всех омрачений, включая алчность, гнев и невежество, и немедленно становились архатами. Такие люди встречались очень редко, но упоминания о них сохранились в сутрах. Большинство же следуют пути постепенной практики, чтобы искоренить все омрачения.
На пути к состоянию архата есть четыре уровня. На первом практикующий освобождается от представления о "я" и избавляется от сомнений. На втором он отсекает алчность, гнев и невежество. На третьем уровне он полностью освобождается от алчности и гнева в мире желания. Четвертый уровень - это истинное состояние архата, когда алчность, гнев и невежество полностью искореняются в трех мирах (мире желаний, мире форм и мире отсутствия форм). На санскрите эти четыре стадии именуются соответственно: шротапанна ("вступивший в поток", сакридагамин ("возвращающийся лишь однажды"), анагамин ("невозвращающийся") и архат ("благородный"). На уровни архата, отсекаются все омрачения. Те, кто следует путем постепенной практики, отличаются от тех кто мгновенно стал архатом. Тем не менее, даже те, кто практикует постепенно, не имеют намерения или желания стать архатом. Их цель - искоренить омрачения.
Провести параллели между путем архата в Хинаяне и путем бодхисаттвы в Махаяне можно, основываясь на том, в какой степени им удалось освободиться от омрачений. Например, первый уровень в традиции Хинаяна достигается, когда человек освобождается от представления о "я" и избавляется от всех сомнений. Под сомнениями здесь подразумевается сомнение в истинности Трех Драгоценностей, а так-же сомнение в возможности выйти из самсары и искоренить омрачения. В традиции Махаяны этот уровень соответствует первому бхуми на пути бодхисаттвы. "Бхуми" на санскрите означает "земля" и символизирует плодотворную почву практики, на которой восходят ростки мудрости. Всего существует десять бхуми, последний из которых - это преддверие состояния будды. Завершение седьмого бхуми соответствует уровню архата.
Вы должны помнить о том, что эти уровни в традиции Хинаяны и Махаяны чрезвычайно высоки. Различие между этими двумя путями в том, что бодхисаттвы уделяют основное внимание состраданию, и все их помыслы - лишь о том, как помочь чувствующим существам. Поскольку они постоянно взаимодействуют с чувствующими существами, им сложнее искоренить омрачения. Иными словами, они могут достичь первого бхуми и избавиться от представления о "я" и сомнений, но у них по-прежнему останется много омрачений. Эти омрачения существуют потому, что бодхисаттвы рождаются в мире чувствующих существ и должны продолжать помогать им. Вот почему практикующие в традиции Хинаяны гораздо быстрее достигают архатства, чем те, кто следует по пути Махаяны, становятся бодхисаттвами высших уровней.
Целью бодхисаттв не является искоренение омрачений. Их задача - взращивать заслуги и добродетель на благо всех чувствующих существ. На восьмом бхуми, заслуги и добродетель еще не достигли своей полноты, поэтому бодхисаттвам необходимо продолжать практику до десятого бхуми, на котором искореняются все омрачения и привязанности, а заслуги и добродетель достигают совершенства, и бодхисаттва становится буддой.
Сутры свидетельствуют о том, что большинство знаменитых учеников Будды стали архатами. Из сутр также очевидно, что все они проявляли заботу о благополучии чувствующих существ. Первый Патриарх Махакашьяпа, Ананда и Шарипутра задавали Будде много важных вопросов на благо всех живых существ. Поэтому, хотя они и считались архатами, их сострадательное поведение свидетельствует о том, что они также воплощали идеал бодхисаттвы и не думали исключительно о собственном благе.
Кроме того, Будда просил всех своих учеников, ставших архатами, заниматься распространением Дхармы. Например, он попросил пятерых монахов-бхикшу, ставших его первыми учениками и достигших состояния архата, разойтись для проповеди в разных направлениях, чтобы помочь как можно большему числу людей. Так что среди архатов было немало тех, кто демонстрировал сострадание бодхисаттв. Трудно сказать, сколько их было точно, так как нам известны подробности лишь о нескольких десятках из 1250 учеников, ставших архатами под руководством Будды.
Существуют причины, по которым архаты могут не захотеть вступить на путь бодхисаттвы. Возможно, у них не хватает уверенности в своих силах для помощи другим, или же им кажется, что они уже достигли наивысшего совершенства. В писаниях можно встретить следующие строчки:
Рождение и смерть исчезли для меня;
Достиг я высшей чистоты;
Исполнено все, что исполнить надлежало,
Не будет больше воздаянья.
Некоторые из первых архатов, знавшие эти строки, могли посчитать, что окончательная цель уже достигнута. Они были уверены в том что их практика закончена. в конце концов, сам Будда подтвердил, что они достигли освобождения. Если они полагали, что стремиться больше не к чему, то у них не было необходимости возвращаться в мир людей. Возможно, некоторые архаты чувствовали, что в мире людей слишком много страдания. Они могли помогать чувствующим существам до конца своей жизни, но после решали, что их долг перед другими уже выполнен. Некоторые архаты перед смертью изменили свою позицию и встали на путь бодхисаттвы, но другие перешли в нирвану. С точки зрения Будды, эти архаты достигли освобождения, однако им недостает заслуг и добродетели. Поэтому в сутрах говорится, что архаты, считающие себя освобожденными, всего лишь временно отдыхают в нирване. В конце концов они вернутся обратно. С этой точки зрения, архатов, вечно пребывающих в состоянии архатства, не существует. В конце концов все архаты, перешедшие в нирвану, вернутся, чтобы следовать по пути бодхисаттвы.
Начинающие бодхисаттвы сильно привязаны к своему "я", но они знают, что для того, чтобы продвигаться вперед и достичь состояния будды, они должны помогать чувствующим существам. В противном случае, их поступки будут обусловлены эгоизмом. Вот почему первый из Четырех Великих Обетов Бодхисаттвы состоит в том, чтобы помогать всем живым существам. Исполняя его, мы уменьшаем нашу привязанность к "я".
Между первым и восьмым бхуми также существуют бодхисаттвы, которые избавились от представления о "я". Однако их целью все равно остается помощь всем живым существам. С другой стороны, цель практикующих в Хинаяне - избавиться от омрачений. Вот почему последователи Хинаяны могут достичь своей цели гораздо быстрее, чем бодхисаттвы. Наконец, есть бодхисаттвы восьмого и более высоких бхуми. Эти уровни именуются уровнями не-деяния. Достигшие их бодхисаттвы естественным образом помогают чувствующим существам, даже не задаваясь специально такой целью. Преодолевая уровни, предшествующие восьмому бхуми, они уже не имеют сознательного намерения помогать чувствующим существам и, тем не менее, продолжают это делать. До тех пор, пока существуют чувствующие существа, бодхисаттвы будут им помогать.
№425401Добавлено: Пт 22 Июн 18, 16:13 (7 лет тому назад)
Цитата:
Поэтому в сутрах говорится, что архаты, считающие себя освобожденными, всего лишь временно отдыхают в нирване. В конце концов они вернутся обратно.
Интересно в каких сутрах об этом говорится?
Цитата:
С другой стороны, цель практикующих в Хинаяне - избавиться от омрачений. Вот почему последователи Хинаяны могут достичь своей цели гораздо быстрее, чем бодхисаттвы.
Сомнительно, так как практика развития бодхичитты и является самым быстрым методом избавления от омрачений в школах Махаяны. Слова то принадлежат Мастеру Шэнъяню, традиции Чань.
Поэтому в сутрах говорится, что архаты, считающие себя освобожденными, всего лишь временно отдыхают в нирване. В конце концов они вернутся обратно.
Интересно в каких сутрах об этом говорится?
В Лотосовой сутре, нирвана архатов сравнивается с призрачным городом, 7 глава:
Будда, зная, что у этих живых существ дух слаб, а мысли ничтожны, с помощью уловки дал [им] отдых посредине пути и проповедовал о двух нирванах. Если живые существа будут пребывать на [одной из] двух ступеней, тогда Татхагата скажет им: "Вы еще не достигли конца. Состояние, в котором вы пребываете, близко к мудрости Будды.
Посмотрите и поразмышляйте! Нирвана, которую [вы] обрели, неистинная. Татхагата только с помощью силы уловок выделяет в Одной Колеснице Будды три и проповедует [их]. Это подобно тому, как тот проводник, который создал призрак большого города для того, чтобы люди отдохнули, и увидев, что [они] закончили отдых, сказал: "Место, где находятся сокровища, уже недалеко. Этот город ненастоящий. Я всего лишь создал призрак!"
№425410Добавлено: Пт 22 Июн 18, 17:40 (7 лет тому назад)
Цитата:
Татхагата только с помощью силы уловок выделяет в Одной Колеснице Будды три и проповедует
Мне кажется объявляя учения Татхагаты уловками, можно любую доктрину натянуть на буддизм. Ну скажем Аллах на самом деле создал мир, а то что Татхагата говорил что нет у мира создателя - просто уловка _________________ Так я слышал
№425411Добавлено: Пт 22 Июн 18, 17:41 (7 лет тому назад)
Выманивая трёх глупых детей из горящего дома, каждому из них Отец Мудрости пообещал отдельные игрушки, но когда дети наконец выбежали из опасного дома, Отец дал им всем один и тот же наилучший подарок.
Это тоже из "Лотосной сутры". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Татхагата только с помощью силы уловок выделяет в Одной Колеснице Будды три и проповедует
Мне кажется объявляя учения Татхагаты уловками, можно любую доктрину натянуть на буддизм. Ну скажем Аллах на самом деле создал мир, а то что Татхагата говорил что нет у мира создателя - просто уловка
Выманивая трёх глупых детей из горящего дома, каждому из них Отец Мудрости пообещал отдельные игрушки, но когда дети наконец выбежали из опасного дома, Отец дал им всем один и тот же наилучший подарок.
Это тоже из "Лотосной сутры".
Он им подарил большие повозки, большие колесницы
Из Сутры:
Шарипутра! В это время старец подарил каждому ребенку по одинаковой большой повозке...
Шарипутра, подобно тому, как тот старец, который, хотя и имеет силу в теле и в руках, но не использует [её], а только с помощью сочувственных уловок прилежно спасает детей от беды в горящем доме и вручает потом каждому повозку, [украшенную] редкостными драгоценностями, так и Татхагата. Хотя [он] и обладает силой и бесстрашием, но не использует их. А спасает живых существ из горящего дома трех миров только с помощью мудрых уловок и поэтому проповедует три Колесницы - "слушающих голос", Пратьекабудд и Колесницу Будды. [Он] говорит: "Не радуйтесь пребыванию в горящем доме трех миров! Не жаждайте грубых и дурных форм, голосов, запахов, вкусов, [разных] ощущений. Если возжаждаете [их, в вас] родится любовь [к ним] и [вы] будете сожжены! Быстрее выходите из трех миров, и обретете три Колесницы - "слушающих голос", Пратьекабудд, Колесницу Будды. Я даю вам сейчас [это обещание, у меня они] никогда не бывают пустыми. Вы только должны усердно продвигаться в совершенствовании!"
Всем живым существам, которые освободились от этих трех миров, вручаются игрушки Будд - дхьяна, "освобождения" и другие. Все [они] одного вида и качества, и [их] восхваляют святые. [Они] рождают чистую, благую наивысшую радость. Шарипутра! Как тот старец, который сначала привлек детей тремя повозками, а потом подарил каждому большую повозку, украшенную драгоценностями и самую удобную, не виновен за обман, так и Татхагата не говорил лжи. Сначала, проповедуя о трех Колесницах, [он] повел за собой живых существ, а потом с помощью Великой Колесницы привел [их] к спасению. Почему? Татхагата обладает неизмеримой мудростью, силой, бесстрашием, сокровищницей всех учений и умело вручает всем живым существам Дхарму Великой Колесницы, но только не все способны [её] постичь. Шарипутра! По этой причине [ты] воистину должен знать: Будды с помощью силы уловки в Одной Колеснице Будды выделяют и проповедуют три".
№425414Добавлено: Пт 22 Июн 18, 18:08 (7 лет тому назад)
Crimson, я так смотрю на искусные методы (упаи), они приводят к разным плодам, исходя из предрасположенности существ (их готры) и умственных способностей. Вспомнил еще интересное сообщение Сергея Хоса, он писал: в Читтаматре есть очень интересное учение о "духовных родах" (готрах). Там говорится, что если человек в данном рождении в силу своей кармы принадлежит "готре хинаяны", то даже услышав учения Махаяны он все равно будет интерпретировать их на этот манер.
Последний раз редактировалось: Nima (Пт 22 Июн 18, 18:09), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Crimson, Сеня
Поэтому в сутрах говорится, что архаты, считающие себя освобожденными, всего лишь временно отдыхают в нирване. В конце концов они вернутся обратно.
Интересно в каких сутрах об этом говорится?
В Лотосовой сутре, нирвана архатов сравнивается с призрачным городом, 7 глава:
Будда, зная, что у этих живых существ дух слаб, а мысли ничтожны, с помощью уловки дал [им] отдых посредине пути и проповедовал о двух нирванах. Если живые существа будут пребывать на [одной из] двух ступеней, тогда Татхагата скажет им: "Вы еще не достигли конца. Состояние, в котором вы пребываете, близко к мудрости Будды.
Посмотрите и поразмышляйте! Нирвана, которую [вы] обрели, неистинная. Татхагата только с помощью силы уловок выделяет в Одной Колеснице Будды три и проповедует [их]. Это подобно тому, как тот проводник, который создал призрак большого города для того, чтобы люди отдохнули, и увидев, что [они] закончили отдых, сказал: "Место, где находятся сокровища, уже недалеко. Этот город ненастоящий. Я всего лишь создал призрак!"
Тут не сказано о возвращении обратно с первой ступени?
Тут не сказано о возвращении обратно с первой ступени?
Это подобно тому, как тот проводник, который создал призрак большого города для того, чтобы люди отдохнули, и увидев, что [они] закончили отдых, сказал: "Место, где находятся сокровища, уже недалеко. Этот город ненастоящий. Я всего лишь создал призрак!"
Crimson, я так смотрю на искусные методы (упаи), они приводят к разным плодам, исходя из предрасположенности существ (их готры) и умственных способностей. Вспомнил еще интересное сообщение Сергея Хоса, он писал: в Читтаматре есть очень интересное учение о "духовных родах" (готрах). Там говорится, что если человек в данном рождении в силу своей кармы принадлежит "готре хинаяны", то даже услышав учения Махаяны он все равно будет интерпретировать их на этот манер.
Да, мне такой взгляд нравится. Мне только не очень нравится, что такой подход приписывается Будде. Очевидно же, что это дальнейшее развитие идей Будды буддистами, а для придания авторитета Будде их приписали.
Я за честность, сказать прямо что никаких уловок Будда не применял, но так как люди разные и с разными способностями и с разными целями, будем применять уловки _________________ Так я слышал
Тут не сказано о возвращении обратно с первой ступени?
Это подобно тому, как тот проводник, который создал призрак большого города для того, чтобы люди отдохнули, и увидев, что [они] закончили отдых, сказал: "Место, где находятся сокровища, уже недалеко. Этот город ненастоящий. Я всего лишь создал призрак!"
Некоторые архаты перед смертью изменили свою позицию и встали на путь бодхисаттвы, но другие перешли в нирвану. С точки зрения Будды, эти архаты достигли освобождения, однако им недостает заслуг и добродетели. Поэтому в сутрах говорится, что архаты, считающие себя освобожденными, всего лишь временно отдыхают в нирване. В конце концов они вернутся обратно.
Противоречивые слова. Так они таки достигли освобождения или нет? И где и как они отдыхали? В каком мире/сфере?
Crimson, я так смотрю на искусные методы (упаи), они приводят к разным плодам, исходя из предрасположенности существ (их готры) и умственных способностей. Вспомнил еще интересное сообщение Сергея Хоса, он писал: в Читтаматре есть очень интересное учение о "духовных родах" (готрах). Там говорится, что если человек в данном рождении в силу своей кармы принадлежит "готре хинаяны", то даже услышав учения Махаяны он все равно будет интерпретировать их на этот манер.
Да, мне такой взгляд нравится. Мне только не очень нравится, что такой подход приписывается Будде. Очевидно же, что это дальнейшее развитие идей Будды буддистами, а для придания авторитета Будде их приписали.
Я за честность, сказать прямо что никаких уловок Будда не применял, но так как люди разные и с разными способностями и с разными целями, будем применять уловки
Так махаянские тексты были записаны примерно в тоже самое время, что и палийские сутты, где-то устные учения, письменно оформили столетием раньше, а где-то столетием позже. Вот выше обсуждается Лотосовая сутра, а между прочим ученые говорят, что большинство ее глав было записано в том-же самом столетии, что и палийские сутты на Ланке, в 1 веке до нашей эры, а в Лотосовой сутре, как мы видим во всю выражены махаянские идеи и если временной период письменной фиксации был один, то нет у палийских сутт преимуществ. Потом по датировкам махаянских сутр, судят по их китайским переводам, а ведь санскритский оригинал естественно будет старше и может быть даже времен письменной фиксации палийских текстов. Тут еще такое дело, я думаю, что кто-то просто раньше записал, а кто-то позже. Локоттаравадины по времени были старше тхеравадинов, школа образовалась в 3 веке до нашей эры и локоттаравадины учили надмирской (локоттара) природе будды. Локоттаравадины различали вещи эмпирические (лаукика) и сверхэмпирические, надмирские (локоттара). Потом, Вы наверное слышали ведь о Гандхарских раскопках? Пишут что это самые древние находки буддийских текстов, среди них были найдены махаянские тексты, например Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра. Торчинов и Степанянц, относят Аштасахасрику к 1 веку до нашей эры, то есть к такому-же временному периоду, когда были письменно зафиксированы палийские тексты и большинство глав Лотосовой сутры. Далее, если Вы читали полностью что говорил Шэн Янь об архатах и бодхисаттвах, то он говорил следующее: "Из сутр также очевидно, что все они проявляли заботу о благополучии чувствующих существ. Первый Патриарх Махакашьяпа, Ананда и Шарипутра задавали Будде много важных вопросов на благо всех живых существ. Поэтому, хотя они и считались архатами, их сострадательное поведение свидетельствует о том, что они также воплощали идеал бодхисаттвы и не думали исключительно о собственном благе". Ну и так сказать можно рассмотреть практический подход, ведь есть причина и следствие, можно породить сострадание бодхисаттвы, развивать совершенства (прамиты), все это в свою очередь я думаю безусловно приведет к махаянскому пути, к плодам бодхисаттв и становлению будды.
Crimson, я так смотрю на искусные методы (упаи), они приводят к разным плодам, исходя из предрасположенности существ (их готры) и умственных способностей. Вспомнил еще интересное сообщение Сергея Хоса, он писал: в Читтаматре есть очень интересное учение о "духовных родах" (готрах). Там говорится, что если человек в данном рождении в силу своей кармы принадлежит "готре хинаяны", то даже услышав учения Махаяны он все равно будет интерпретировать их на этот манер.
Также слышал и убеждаюсь, что сие есть правда.
Есть Силы(божества), которые ведут паству к вершине хинаяны, и такого человека практически не возможно вытянуть из их сетей,
они из него делают своего агента влияния. Это целая верховная политическая система ценностей.
Даже в махаяне есть люди из готры хинаяны и наоборот.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы