Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Почему в патичча самуппада нет санны? (кхандхи)

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

411760СообщениеДобавлено: Пн 07 Май 18, 23:48 (6 лет тому назад)    Почему в патичча самуппада нет санны? (кхандхи) Ответ с цитатой

Периодически возникает этот вопрос на разных площадках, как я замечал. Если посмотреть, то в патичча самуппада есть санкхара, есть виннана (виджняна), есть ведана. Всё это есть и в пяти упадана кхандха. Но нет санны (санджни). Третьей кхандхи в пяти упадана кхандха.
_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Upas, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48654

411765СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 00:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Там вообще не скандхи. Другие понятия, лишь схожие.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

411766СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 00:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

ну, они имеют то же самое значение и там и там. Ведана - приятное-болезненное чувство и там и там. Санкхара - то же значение и там и там. Виннана - сознание.
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48654

411769СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 00:10 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Разное значение как раз. Скандхи - это виды асмиманы, или предметов асмиманы. Это, скорее, "психология". А 12ПС - некая причинная онтология.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

411773СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 00:30 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Скажу, как я это понимаю. Дело в том, что 12 нидан или патичча самуппада - это универсальная формула для всех существований во всех уделах. Не важно где существо рождается. Все 12 нидан так или иначе сопровождают это рождение. Но вот санна или санджня - это особенность только лишь человеческого существования. По крайней мере, что касается обычного человека. ... Когда он умирает - он продолжает мыслить и хотеть, и чувствовать боль или удовольствие. Но он не мыслит словами и понятиями. И тем более, не мыслит абстрактно в словах, что "я есть такое-то и такое-то", что "я есть такой-то и такой-то". По имени и происхождению. Не мыслит так, потому что нет внешних органов восприятия, а следовательно и нет того что можно назвать словом или понятием. ... Потому, скандхи - это конкретно человеческое, а ниданы - это вообще принадлежность всех возможных существ во всех мирах. Не только людей. Общий закон, по которому любое существо существует
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

411774СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 00:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Да, думаю, что патиччасамуппада объясняет общее - это своего рода "атлас мира", в то время как панчаккханда - гораздо более конкретная психологическая картина, анатомия манаса.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

411775СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 00:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Самджня в цепи причинности находится между контактом и речью (вохара).

Ответы на этот пост: Frithegar, Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Upas
Гость





411777СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 01:11 (6 лет тому назад)    Re: Почему в патичча самуппада нет санны? (кхандхи) Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Периодически возникает этот вопрос на разных площадках, как я замечал. Если посмотреть, то в патичча самуппада есть санкхара, есть виннана (виджняна), есть ведана. Всё это есть и в пяти упадана кхандха. Но нет санны (санджни). Третьей кхандхи в пяти упадана кхандха.

Есть, как это нет. Просто в схеме ПС звеньями выделены ключевые ментальнве факторы, учавствующие в процессе зависимого возникновения и прекращения, остальные, совозникающие, подразумеваются сами собой.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

411785СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 08:24 (6 лет тому назад)    Re: Почему в патичча самуппада нет санны? (кхандхи) Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Периодически возникает этот вопрос на разных площадках, как я замечал. Если посмотреть, то в патичча самуппада есть санкхара, есть виннана (виджняна), есть ведана. Всё это есть и в пяти упадана кхандха. Но нет санны (санджни). Третьей кхандхи в пяти упадана кхандха.

Откройте какой-нибудь текст, где патичча самуппада анализируется, хотя бы сутту SN12.2, и посмотрите, из чего состоит четвертая нидана - нама-рупа, а конкретно, что там включается в состав нама. И обнаружите, что нама - это пять видов феноменов: ведана, сан'ня, четана, пхасса, манасикара.

Так что есть там сан'ня. Другое дело, что как уже написал КИ, в списке 12 нидан это понятие "функционирует" не совсем так, как в списке пяти кхандх. Разные классификации - разные цели, разные аспекты.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

411794СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 09:26 (6 лет тому назад)    Re: Почему в патичча самуппада нет санны? (кхандхи) Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:
Периодически возникает этот вопрос на разных площадках, как я замечал. Если посмотреть, то в патичча самуппада есть санкхара, есть виннана (виджняна), есть ведана. Всё это есть и в пяти упадана кхандха. Но нет санны (санджни). Третьей кхандхи в пяти упадана кхандха.

Откройте какой-нибудь текст, где патичча самуппада анализируется, хотя бы сутту SN12.2, и посмотрите, из чего состоит четвертая нидана - нама-рупа, а конкретно, что там включается в состав нама. И обнаружите, что нама - это пять видов феноменов: ведана, сан'ня, четана, пхасса, манасикара.

да, уже говорили об этом. При этом, я уже говорил то же самое, что видел давно это всё. ... В нама-рупа это всё находится в заархивированном состоянии. В непроявленном состоянии. У тех существ, которые в данный момент не-люди. Либо пост-люди, либо до-люди. То есть либо те, кто только что ушел, либо те кто собирается вновь вернуться. Приближается к миру физических явлений "видя наслаждение тут и там"

интересно в связи с этим посмотреть, как характеризуется санна в "Ниббедхика сутта". Желательно посмотреть что говорится в оригинальном тексте: http://www.tipitaka.org/romn/cscd/s0403m2.mul5.xml
9. Nibbedhikasuttaṃ (забейте в поиск на странице)

так вот, там что касается санны говорится следующее:

Цитата:
‘‘Saññā, bhikkhave, veditabbā…pe… saññānirodhagāminī paṭipadā veditabbāti, iti kho panetaṃ vuttaṃ. Kiñcetaṃ paṭicca vuttaṃ? Chayimā, bhikkhave, saññā – rūpasaññā, saddasaññā, gandhasaññā, rasasaññā, phoṭṭhabbasaññā, dhammasaññā.

‘‘Katamo ca, bhikkhave, saññānaṃ nidānasambhavo? Phasso, bhikkhave, saññānaṃ nidānasambhavo.

‘‘Katamā ca, bhikkhave, saññānaṃ vemattatā? Aññā, bhikkhave, saññā rūpesu, aññā saññā saddesu [aññā bhikkhave rūpesu saññā aññā saddesu saññā (ka.) evaṃ sesesupi], aññā saññā gandhesu, aññā saññā rasesu, aññā saññā phoṭṭhabbesu, aññā saññā dhammesu . Ayaṃ vuccati, bhikkhave, saññānaṃ vemattatā.

‘‘Katamo ca, bhikkhave, saññānaṃ vipāko? Vohāravepakkaṃ [vohāravepakkāhaṃ (syā. pī.), vohārapakkāhaṃ (sī.)], bhikkhave, saññaṃ [saññā (syā. pī.)] vadāmi. Yathā yathā naṃ sañjānāti tathā tathā voharati, evaṃ saññī ahosinti [ahosīti (ka.)]. Ayaṃ vuccati, bhikkhave, saññānaṃ vipāko.

‘‘Katamo ca, bhikkhave, saññānirodho? Phassanirodho, [phassanirodhā (syā. ka.)] bhikkhave, saññānirodho. Ayameva ariyo aṭṭhaṅgiko maggo saññānirodhagāminī paṭipadā, seyyathidaṃ – sammādiṭṭhi…pe… sammāsamādhi.

‘‘Yato kho, bhikkhave, ariyasāvako evaṃ saññaṃ pajānāti, evaṃ saññānaṃ nidānasambhavaṃ pajānāti, evaṃ saññānaṃ vemattataṃ pajānāti, evaṃ saññānaṃ vipākaṃ pajānāti, evaṃ saññānirodhaṃ pajānāti, evaṃ saññānirodhagāminiṃ paṭipadaṃ pajānāti, so imaṃ nibbedhikaṃ brahmacariyaṃ pajānāti saññānirodhaṃ. Saññā, bhikkhave, veditabbā…pe… saññānirodhagāminī paṭipadā veditabbāti. Iti yaṃ taṃ vuttaṃ idametaṃ paṭicca vuttaṃ.

давайте попробуем обсудить, если будет хотение. Потому, что желание это все обсуждать само по себе может и не возникнуть

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

411796СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 09:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Самджня в цепи причинности находится между контактом и речью (вохара).

речь - это "вача" https://palidictionary.appspot.com/browse/v/vaca
вохара (vohāra) - выражение или формулировка. https://palidictionary.appspot.com/browse/v/voh%C4%81ra

в тексте, который цитирую есть такое словосочетание как, буквально Vohāravepakkaṃ. Это результат или следствие санны. Переводится буквально как "выражение созревшего плода". То есть, "как человек что-то понимает - так он это и выражает". И только так, а не иначе (это буквальный перевод). Вот этого фрагмента: Yathā yathā naṃ sañjānāti tathā tathā voharati, evaṃ saññī ahosinti. "Как и только как оно познается - так и только так оно выражается, как произошло абстрактное понимание"

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

411797СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 09:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

еще интересно вот это, над чем стоило бы поразмыслить:

‘‘Katamo ca, bhikkhave, saññānaṃ nidānasambhavo? Phasso, bhikkhave, saññānaṃ nidānasambhavo.
‘‘Katamo ca, bhikkhave, saññānirodho? Phassanirodho, bhikkhave, saññānirodho.

какова, монахи, само-существующая*** причина санны? Контакт, монахи, это самосуществующая причина санны
каково, монахи, исчезновение санны? Прекращение контакта, монахи - это прекращение санны.

... вообще, санна - это совокупность абстрактных идей и выражаемого в них смысла. Смысла формы, смысла звука, смысла дхаммы (dhammasaññā). Все то, что выражается в словах и абстрактных понятиях - это санна. И теперь возникает вопрос (у меня возникал часто) : а что подразумевается под "контактом" в данном случае? что за контакт, который обуславливает возникновение абстрактных построений в уме. И что должно прекратиться чтобы прекратились мои абстрактные размышления.

***  самосуществующая причина (nidānasambhavo) - то что "существует" в смысле бхавы или как следствие танха-упадана. Причем приставка "сам" - это указание на удержание вокруг себя (как Солнце удерживает вокруг себя планеты). Обычный человек считает это своим собственным. У Будды это просто "саммасамбуддхи" абсолютная мудрость, которую он удерживает вокруг какого-то центра в бесконечном пространстве и не считает это своим или собой.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

411891СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 13:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

ниданасам-бхаво - то, что существует как нидана; то есть, говорится о санне как о нидане. никакого тут "самосуществования" нет.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

411944СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 17:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
ниданасам-бхаво - то, что существует как нидана; то есть, говорится о санне как о нидане. никакого тут "самосуществования" нет.

В общем, это придирка к слову "само", а ничего особенно страшного в нем нет.

Сання - это буквально "восприятие". Самджня - собственно (само оно, не в смысле сАмо, а в смысле самО) знание (как процесс, познание, познавание).

В контакте коренятся чувственные удовольствия, чувства, восприятия, влечения, порывы и страдания.

Перевод ниббедхика сутты http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an6_63-nibbedhika-sutta-sv.htm вполне ясный. В подготовленной почве эти семена легко взойдут.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10345
Откуда: Москва

411997СообщениеДобавлено: Вт 08 Май 18, 21:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Самджня в цепи причинности находится между контактом и речью (вохара).

А что это за «цепь причинности» ? Где про нее можно прочитать ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.038 (0.819) u0.015 s0.001, 18 0.023 [264/0]