№380143Добавлено: Вт 06 Фев 18, 11:19 (7 лет тому назад)Вопрос йогачаринам (что подразумевается, когда говорят, что ум -- это познающий субъект?)
Здравствуйте! Вопрос тем, кто разбирается в йогачаре: мне часто попадаются в йогачаринских текстах такие моменты, как например вот этот(это немного вольный пересказ, но думаю вы поймёте) ...Ум(манас) является познающим субъктом, и в силу своей "привычки" быть устремлённым во вне, проектирует внешние объекты...
Вопрос собственно в том, что подразумевается, когда говорят, что ум -- это познающий субъект? Вопрос может показаться немного абсурдным, но дело в том, что меня это утверждение прямо в ступор вгоняет... Как это понять? Либо как то, что ум(являющийся познающим субъектом) не является сам по себе таковым, а будучи проявленным в виде личности, является субъектом? Либо имеется ввиду, что вот прямо действительно ум -- это реально субъект(как бы высший) а я и всё воспринимаемое мной, является объектами, которое этот ум познаёт?
Я вот привык считать, что субъектом являюсь именно я. В том числе и субъектом ума. А в читтаматре говорится совершенно обратное, что я никакой не субъект(или же субъект, но просто более низший по отношению к уму. Настолько низший, что предстаю для него объектом, наряду со всеми остальными объектами, по отношению к которым, я считал себя субъектом, но "перестал" таким быть по вышеизложенной причине...) Либо же я чего-то путаю? Извините за немного запутанное и витиеватое изложение, я объяснил как мог. Спасибо.
№380147Добавлено: Вт 06 Фев 18, 11:29 (7 лет тому назад)
Да, кстати, тему поместил в раздел дальневосточного буддизма, потому-что идеи йогачары наиболее распространенны среди последователей чань/дзен. Их мнение тоже было бы интересно узнать.
Здравствуйте! Вопрос тем, кто разбирается в йогачаре: мне часто попадаются в йогачаринских текстах такие моменты, как например вот этот(это немного вольный пересказ, но думаю вы поймёте) ...Ум(манас) является познающим субъктом, и в силу своей "привычки" быть устремлённым во вне, проектирует внешние объекты...
не спрашивай. проверь сам. то ка есть на самом деле.
уединись в затененной комнате. сядь удобно. опусти веки. и просто наблюдай, с опущенными веками за тем что будешь видеть.
это произойдет минут через 10-15.
наблюдая - не прикасайся к тому что будешь видеть.
Я вот привык считать, что субъектом являюсь именно я. В том числе и субъектом ума. А в читтаматре говорится совершенно обратное, что я никакой не субъект(или же субъект, но просто более низший по отношению к уму. Настолько низший, что предстаю для него объектом, наряду со всеми остальными объектами, по отношению к которым, я считал себя субъектом, но "перестал" таким быть по вышеизложенной причине...) Либо же я чего-то путаю? Извините за немного запутанное и витиеватое изложение, я объяснил как мог. Спасибо.
Это представление йогачары соответствует истине и йоги тоже.
Эго (то что Вы сейчас считаете собой) есть средство/инструмент природы, с помощью которого различающий разум объединяет на своей основе разнообразный опыт чувственного разума, используя наше эго как устройство для поддержания общего эволюционного процесса на определенном этапе.
№380169Добавлено: Вт 06 Фев 18, 12:30 (7 лет тому назад)
СлаваА.
Ясно. Мне простт непонятно, как это в практическом плане выражается. Типа я -- это не я, я -- это ум... или как? Просто когда не ассоциируешь себя с самим собой, возникает необходимость ассоциировать себя с чем-то другим. В данном случае с умом. Такая ассоциация в свою очередь позваляет взглянуть на себя и на то, что было раньше с тобой связанно со стороны. Ты как бы начинаешь смотреть на всё, не со своего привычного уровня, а с того уровня, или вернее с позиции ума...
В какой-то книге по дзен, по моему у Кодо Саваки, было нечто подобное. (С)Ты должен взглянуть на себя глазами Бога/Будды.
Мне просто интересно верны ли мои выводы, потому-что какого либо реального подтверждения в текстах, я своему переживанию не нашёл. По-этому, я хочу узнать у тех, кто "в теме", првильно ли я всё понял? Конечно, мой вопрос может быть довольно неудобным, потому-что своим опытом делится ни есть хорошо... Но тем не менее, может кто нибудь кинет аутентичный текст, где бы подробно рассматривался этот вопрос именно "изнутри"?
Ясно. Мне простт непонятно, как это в практическом плане выражается. Типа я -- это не я, я -- это ум... или как? Просто когда не ассоциируешь себя с самим собой, возникает необходимость ассоциировать себя с чем-то другим. В данном случае с умом. Такая ассоциация в свою очередь позваляет взглянуть на себя и на то, что было раньше с тобой связанно со стороны. Ты как бы начинаешь смотреть на всё, не со своего привычного уровня, а с того уровня, или вернее с позиции ума...
Я могу только с точки зрения йоги пояснить. Истинное Я человека это дживатман. Дживатман контроллирует индивидуальное существо в его развитии во внешней природе с помощью инструментов природы - тела, внешнего ума (в том числе интеллекта) и эго. Но также джива представлен на плане ума как истинное умственное существо (умственный пуруша). Соответственно в йогическом опыте человек может освобождается от ментального чувства эго (которое лишь временный инструмент) и входить в переживание умственного пуруши (проекция дживы на ментальном плане).
Представление что ты умственный пуруша, а не эго на мой взгляд может в некотором роде помогать достичь реализации. Но реализация дживы или умственного пуруши другой природы чем просто умственное представление.
№380179Добавлено: Вт 06 Фев 18, 12:50 (7 лет тому назад)
В буддизме то представление, которое человек считает "своим я", не считают чем-то единым и реальным, а разлагают на составляющие - ощущения, чувства, ум, сознание и т.п. _________________ Буддизм чистой воды
№380192Добавлено: Вт 06 Фев 18, 13:12 (7 лет тому назад)
Ки
А с какой целью разлагают? Насколько я знаю(но это уже из Цонкапы) с целью устранить цепляние за самость. У Цонкапы вроде бы признаётся, что есть простое, условное я, которое пусто от я обладающего истинным существованием. То есть разлагаешь себя аналитически на составляющие(заведомо понимая, что ты существуешь условно) и постигаешь собственную пустоту от ложного, выдуманного "я". Но при этом, сам то никуда не деваешься... А в читтаматре этот момент, как то размыт, на мой взгляд. Как там выполняется подобный анализ?
№380195Добавлено: Вт 06 Фев 18, 13:19 (7 лет тому назад)
Понял, Ярл. Спасибо! Я пока что не могу в полной мере последовать вашему совету, но буду иметь ввиду. Может действительно надо просто больше времени.уделять практике...
№380203Добавлено: Вт 06 Фев 18, 13:33 (7 лет тому назад)
А если практиковать то как правильно? На какое воззрение опираться? В дзен, чань тоже ведь по-любому на какое то воззрение опираются. Как это? Просто сел и сидишь... Или размышляешь над хваду/коаном... Да, конечно, можно наверно вот так сразу брать и практиковать, но сам вряд ли куда то придешь, кроме как туда откуда начинал идти. К своему обычному состоянию. По-этому, если и начинать практиковать дзен, то только с опорой на Учителя, я считаю.
В буддизме то представление, которое человек считает "своим я", не считают чем-то единым и реальным, а разлагают на составляющие - ощущения, чувства, ум, сознание и т.п.
А с какой целью разлагают? Насколько я знаю(но это уже из Цонкапы) с целью устранить цепляние за самость. У Цонкапы вроде бы признаётся, что есть простое, условное я, которое пусто от я обладающего истинным существованием. То есть разлагаешь себя аналитически на составляющие(заведомо понимая, что ты существуешь условно) и постигаешь собственную пустоту от ложного, выдуманного "я". Но при этом, сам то никуда не деваешься... А в читтаматре этот момент, как то размыт, на мой взгляд. Как там выполняется подобный анализ?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы