Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос йогачаринам (что подразумевается, когда говорят, что ум -- это познающий субъект?)

Страницы Пред.  1, 2, 3
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


380768СообщениеДобавлено: Чт 08 Фев 18, 00:05 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Дуальность взглядов на существование и несуществование в том, что некая информация считается качественно другой, чем вся остальная.

Нагарджуна Ратнавали (Nagarjuna's Precious Garland: Buddhist Advice for Living and Liberation), строфа 46:
Цитата:
Seeing production* as caused
One passes beyond non-existence.
Seeing cessation as caused
One also does not assert existence

Видя возникновение как вызванное причиной
Выходишь за пределы несуществования.
Видя прекращение как вызванное причиной
Так же и не утверждаешь существование.
Это и есть паратантра - непрерывная продолжительность причин и следствий без выделения каких-либо предметов в этой непрерывности. Если выделить в этой непрерывности какой-то предмет, то это уже использование обозначений. Потому и говорят, что ни одну вещь нельзя вместить в ограниченное понятие.
Наверх
Гость1992
Гость


Откуда: Moscow


380771СообщениеДобавлено: Чт 08 Фев 18, 00:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гость1992 пишет:
Кукай пишет:
Вы учитывайте что в переводах под термином ум иногда могут сказать и про манас, иногда и сознание перевести как ум. Или еще какие-то функции сознания или уровни сознания обозвать умом.

Я полагаю, тут йогачарины имели ввиду, что ум является познающим субъектом в отношении окружающего мира. У него есть свойства мыслить, анализировать, сравнивать, оценивать.
Да, но эти же свойства можно отнести и к сознанию... Тогда в чём отличие ума от сознания? Вот например в лориге(в изложении Геше Джамьянга Кхьенце) и в других текстах(по преимуществу гелугпинских) сознание и ум -- это синонимы, потому-что и то и другое выполняет одни и те же функции: мыслит, анализирует и т.д., по-этому сознание и ум -- это одно. Когда в читтаматре проводится это различие, то исходя из чего оно проводится? Если ум является познающим субъектом, то чем является сознание? Высшим субъектом? И ещё, ум и сознание ведь не существуют вне личности. Тогда наверно было бы правильнее(не знаю, или мне может просто привычнее)) говорить о личности, как познающем субъекте, которая своим умом/сознанием познает, анализирует и т.д. некие объекты. А когда в читтаматре говорится, что ум -- это познающий субъект, то тогда создаётся впечатление, что даже личность(вне которой этот ум не существует) -- является по отношению к уму, как бы внешней. То есть ум, как познающий субъект, выступает как субъект в отношении окружающего мира. И личность тоже к этому окружающему.миру относится. Так чтоли?
Наверх
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


380776СообщениеДобавлено: Чт 08 Фев 18, 01:02 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гость1992 пишет:
Кукай пишет:
Вы учитывайте что в переводах под термином ум иногда могут сказать и про манас, иногда и сознание перевести как ум. Или еще какие-то функции сознания или уровни сознания обозвать умом.

Я полагаю, тут йогачарины имели ввиду, что ум является познающим субъектом в отношении окружающего мира. У него есть свойства мыслить, анализировать, сравнивать, оценивать.
Да, но эти же свойства можно отнести и к уму... Тогда в чём отличие ума от сознания? Вот например в лориге(в изложении Геше Джамьянга Кхьенце) и в других текстах(по преимуществу гелугпинских) сознание и ум -- это синонимы, потому-что и то и другое выполняет одни и те же функции: мыслит, анализирует и т.д., по-этому сознание и ум -- это одно. Когда в читтаматре проводится это различие, то исходя из чего оно проводится?
Пратьякша и анумана.
Наверх
Гость1992
Гость





380778СообщениеДобавлено: Чт 08 Фев 18, 02:34 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Большое спасибо всем, кто написал. Мне надо обдумать всё. Я потом ещё вернусь возможно, с новыми вопросамиSmile
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13373

380779СообщениеДобавлено: Чт 08 Фев 18, 03:57 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Тогда в чём отличие ума от сознания?

Цитата:
Когда в читтаматре проводится это различие, то исходя из чего оно проводится?

Оно в буддизме вообще проводится. Не только в йогачаре. У элемента сознания есть много сторон или аспектов. Если рассматривать тенденции циклического существования, то говорят про алаю или бхавангу или скандху сознания, которая длится всю сансару или даже про "пудгалу", не равную и не отличную от сознания, как ватсипутрии. Если про активные сознания, то будет виджняна, если про ответную реакцию на объект, то - манас или виджняна, или читта.

Например, во сне у вас не совсем тот ум, который в бодрствовании или вы увидели "белое", а потом очень быстро что-то подумали - это тоже разные процессы. Таким образом проводится деление. В разных школах оно проводилось по-разному и называется по-разному.

Собирательное название "элемент сознания" или "алая виджняна" одно, но рассматриваться в нем может разное и в разной группировке. Тут на форуме был скрин из Sarvastivada Abhidharma с различными вариантами, но не могу найти.


Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

380780СообщениеДобавлено: Чт 08 Фев 18, 06:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Тогда в чём отличие ума от сознания?

Цитата:
Когда в читтаматре проводится это различие, то исходя из чего оно проводится?

Оно в буддизме вообще проводится. Не только в йогачаре. У элемента сознания есть много сторон или аспектов. Если рассматривать тенденции циклического существования, то говорят про алаю или бхавангу или скандху сознания, которая длится всю сансару или даже про "пудгалу", не равную и не отличную от сознания, как ватсипутрии. Если про активные сознания, то будет виджняна, если про ответную реакцию на объект, то - манас или виджняна, или читта.

Например, во сне у вас не совсем тот ум, который в бодрствовании или вы увидели "белое", а потом очень быстро что-то подумали - это тоже разные процессы. Таким образом проводится деление. В разных школах оно проводилось по-разному и называется по-разному.

Собирательное название "элемент сознания" или "алая виджняна" одно, но рассматриваться в нем может разное и в разной группировке.

О я придумал - сознание это кармически обусловленные явления в поле умственного.

Тут на форуме был скрин из Sarvastivada Abhidharma с различными вариантами, но не могу найти.

http://dharma.org.ru/board/post343238.html#343238
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

381851СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 18, 07:25 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Решил развить ПС так:

1. Гносеологическая причина обуславливает характер деятельности.
2. Происходит деятельность проецирующая плод.
3. Этот плод - кармически обусловленные явления в поле умственного - сознание.
4. Сознание причина всего феноменального поля.
5. Оно - причина развития органов восприятия по видам сознания.
6. Органы обуславливают соприкосновение сознания с объектами.
7. Соприкосновение порождает рефлексию самого акта сознания (самосознание).
8. Эта рефлексия порождает предпочтение приятных видов сознания неприятным.
9. Данное предпочтение перерастает в главную мотивацию.
10. Мотивация закрепляет ум в одном из видов миров.
11. В этом мире происходит рождение.
12. Рождение детерминирует неудобства.


Ответы на этот пост: Гвоздь
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Сва
Гость


Откуда: Samara


381855СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 18, 08:18 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Приоритет!
Наверх
Гвоздь
Гость





381869СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 18, 11:34 (7 лет тому назад)    Re: Вопрос йогачаринам (что подразумевается, когда говорят, что ум -- это познающий субъект?) Ответ с цитатой

Гость1992 пишет:
 мне часто попадаются в йогачаринских текстах такие моменты, как например вот этот(это немного вольный пересказ, но думаю вы поймёте) ...Ум(манас) является познающим субъктом, и в силу своей "привычки" быть устремлённым во вне, проектирует внешние объекты...

.
А можно оригинал привести ?
Возможно довольно вольный пересказ.
Так последняя часть больше подходит для виджняна, а в первой в скобках манас, да и умом принято переводить читта.
Наверх
Гвоздь
Гость





381871СообщениеДобавлено: Пн 12 Фев 18, 12:15 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Решил развить ПС так:

1. Гносеологическая причина обуславливает характер деятельности.
....
В последние десятилетия   имеет распространение довольно интересное понятие:

Cognitive bias (когнитивное искажение\(предвзятость\предубеждение))

Кмк., хорошо отражает значения авидья.
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.028 (0.122) u0.013 s0.001, 18 0.014 [253/0]