Что касается достижения СаммасамБуддства, то, как я уже говорил в другой теме (на которую ссылку уже приводил выше), в ПК есть по этому поводу две точки зрения. Если брать во внимание только 4 Никаи, то сама идея, что состояние Саммасамбудды достигается преднамеренно, выглядит абсурдом. Ведь Саммасамбудда тем и отличается, что сам открывает Дхамму, а не следует Дхамме, полученной от другого Будды. Поэтому он не мог ни от кого получить наставления о пути бодхисаттвы, но сам искал истину - и в результате нашёл 4БИ.
В поздних слоях ПК (пятая Никая Сутта-питаки) и в комментариях на эти тексты, появляется другая концепция - тоже по-своему логичная, хотя и противоречащая первой. Согласно ей, породить бодхичитту - то есть, принять решение стать следующим Буддой может принять практик, который А) является монахом (или, во всяком случае, аскетом-отшельником), Б) лично встречает живого Будду и принимает учение от него В) овладел всеми восемью джханами Г) обладает совершенной преданностью Будде (см. https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel409.html ). Человек, обладающий этими качествами и условиями, сможет породить бодхичитту и развивать парамиты. Таким образом, в Тхераваде есть метод достижения СаммасамБуддства. Таковы факты.
Более того, это более реалистичный метод, чем в Махаяне (не рассчитываю, что Вы согласитесь и с этим - но излагаю и обосновываю свою позицию).
Дело в том, что достижение джхан + приверженность Дхамме - это характеристики, ведущие к перерождению в Чистых землях (см. MN52). Другими словами, это характеристики анагамина. И анагамин, поскольку он очистился от жажды чувственных удовольствий и от злонамеренности по отношению к живым существам, и поскольку он совершенным образом развил брахмавихары, действительно уже может отложить достижение ниббаны ради блага других живых существ.
А вот когда в Махаяне пытаются породить бодхичитту, не достигнув сначала достижений анагамина, то это и не может получаться.
Что касается достижения СаммасамБуддства, то, как я уже говорил в другой теме (на которую ссылку уже приводил выше), в ПК есть по этому поводу две точки зрения. Если брать во внимание только 4 Никаи, то сама идея, что состояние Саммасамбудды достигается преднамеренно, выглядит абсурдом. Ведь Саммасамбудда тем и отличается, что сам открывает Дхамму, а не следует Дхамме, полученной от другого Будды. Поэтому он не мог ни от кого получить наставления о пути бодхисаттвы, но сам искал истину - и в результате нашёл 4БИ.
В поздних слоях ПК (пятая Никая Сутта-питаки) и в комментариях на эти тексты, появляется другая концепция - тоже по-своему логичная, хотя и противоречащая первой. Согласно ей, породить бодхичитту - то есть, принять решение стать следующим Буддой может принять практик, который А) является монахом (или, во всяком случае, аскетом-отшельником), Б) лично встречает живого Будду и принимает учение от него В) овладел всеми восемью джханами Г) обладает совершенной преданностью Будде (см. https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel409.html ). Человек, обладающий этими качествами и условиями, сможет породить бодхичитту и развивать парамиты. Таким образом, в Тхераваде есть метод достижения СаммасамБуддства. Таковы факты.
Более того, это более реалистичный метод, чем в Махаяне (не рассчитываю, что Вы согласитесь и с этим - но излагаю и обосновываю свою позицию).
Дело в том, что достижение джхан + приверженность Дхамме - это характеристики, ведущие к перерождению в Чистых землях (см. MN52). Другими словами, это характеристики анагамина. И анагамин, поскольку он очистился от жажды чувственных удовольствий и от злонамеренности по отношению к живым существам, и поскольку он совершенным образом развил брахмавихары, действительно уже может отложить достижение ниббаны ради блага других живых существ.
А вот когда в Махаяне пытаются породить бодхичитту, не достигнув сначала достижений анагамина, то это и не может получаться.
На чём основан вывод, что махаянский Бодхисаттва 1-й бхуми не отбросил 5 низших оков?
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами? _________________ Границы мира - это границы языка
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?
А все тхеравадины, что пытаются достичь Архатства, уже Арьи?
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?
А все тхеравадины, что пытаются достичь Архатства, уже Арьи?
Неправомерное сравнение. Речь идёт о том, что продвигаться по пути бодхисаттв можно только после возникновения бодхичитты. А для того, чтобы возникла бодхичитта, нужно уже быть свободным от пяти оков. А вот для того, чтобы начинать практику Б8П, требуется всего лишь понимать, что действия имеют последствия, что бывают благие действия, а бывают неблагие, и что Будда правильно учит о благих и неблагих действиях и их последствиях (см. AN3.65, AN10.176, MN117). Никаких "обязательств стать арахантом" никто при этом не даёт. Принятие прибежища в Будде, Дхамме и Сангхе таким обязательством не является. _________________ Границы мира - это границы языка
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?
А все тхеравадины, что пытаются достичь Архатства, уже Арьи?
Неправомерное сравнение. Речь идёт о том, что продвигаться по пути бодхисаттв можно только после возникновения бодхичитты. А для того, чтобы возникла бодхичитта, нужно уже быть свободным от пяти оков. А вот для того, чтобы начинать практику Б8П, требуется всего лишь понимать, что действия имеют последствия, что бывают благие действия, а бывают неблагие, и что Будда правильно учит о благих и неблагих действиях и их последствиях (см. AN3.65, AN10.176, MN117). Никаких "обязательств стать арахантом" никто при этом не даёт. Принятие прибежища в Будде, Дхамме и Сангхе таким обязательством не является.
То есть, тхеравадины так и остаются в колесе перерождений, не стремясь к Архатству?
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?
А все тхеравадины, что пытаются достичь Архатства, уже Арьи?
Неправомерное сравнение. Речь идёт о том, что продвигаться по пути бодхисаттв можно только после возникновения бодхичитты. А для того, чтобы возникла бодхичитта, нужно уже быть свободным от пяти оков. А вот для того, чтобы начинать практику Б8П, требуется всего лишь понимать, что действия имеют последствия, что бывают благие действия, а бывают неблагие, и что Будда правильно учит о благих и неблагих действиях и их последствиях (см. AN3.65, AN10.176, MN117). Никаких "обязательств стать арахантом" никто при этом не даёт. Принятие прибежища в Будде, Дхамме и Сангхе таким обязательством не является.
То есть, тхеравадины так и остаются в колесе перерождений, не стремясь к Архатству?
Ещё раз говорю, стремление к освобождению (к арахантству) посредством продвижения по Б8П не нуждается ни в каких предварительных условиях, кроме понимания того, что действия имеют последствия (не ограниченные рамками нынешнего существования), что действия бывают благими и неблагими, и что Будда правильно учит о благих и неблагих действиях. Если эти условия есть, может возникнуть и стремление двигаться к освобождению по Благородному восьмеричному пути. _________________ Границы мира - это границы языка
Ещё раз говорю, стремление к освобождению (к арахантству) посредством продвижения по Б8П не нуждается ни в каких предварительных условиях
Стремление зародить Бодхичитту не требует готовой святости, как и стремление к Архатству не требует предварительного преодоления пут. Само зарождение Бодхичитты и преодоление пут возникают в процессе продвижения по Пути.
Ваша критика сводится к тому, что практикующий махаянист ещё не Бодхисаттва.
Ещё раз говорю, стремление к освобождению (к арахантству) посредством продвижения по Б8П не нуждается ни в каких предварительных условиях
Стремление зародить Бодхичитту не требует готовой святости, как и стремление к Архатству не требует предварительного преодоления пут. Само зарождение Бодхичитты и преодоление пут возникают в процессе продвижения по Пути.
Ваша критика сводится к тому, что практикующий махаянист ещё не Бодхисаттва.
Моя критика сводится к тому, что зарождение Бодхичитты таки требует готовой святости; а особого "стремления зародить Бодхичитту" и вовсе не требуется. Требуется развивать (продвигаясь по Б8П в "колеснице шраваков") доброжелательность (как одно из десяти благих действий), затем - развивать брахмавихары, а вот когда они будут полностью развиты, то и Бодхичитта зародится, если будет такая необходимость.
Говоря короче, до тех пор, пока практикующий махаянист не разовьет характеристики анагамина, он ничем не отличается, и не может отличаться, от практикующего тхеравадина. _________________ Границы мира - это границы языка
Моя критика сводится к тому, что зарождение Бодхичитты таки требует готовой святости
Но почему? Они одновременны.
Одновременны? Допустим - в том смысле, что как только появляется беспредельное сострадание, то сразу же появится и бодхичитта (если в этом есть объективная потребность - то есть, если живые существа нуждаются в следующем Будде, а никого, кто бы взял на себя эту функцию, ещё нет).
Но одновременность бодхичитты и святости не означает, что бодхичитта может появиться ещё до святости. Если беспредельное сострадание ещё не развито, ещё не очищено от остатков злонамеренности, то какая тут может быть бодхичитта? _________________ Границы мира - это границы языка
Разве Будда в ПК говорит, что зарождение Бодхичитты требует готовой святости?
Будда в ПК вообще не учит зарождению бодхичитты, а в первых четырех Никаях не говорит даже и того, что сам её зарождал. В пятой Никае появляются истории о том, как он её зарождал (Вы вчера процитировали этот текст), а в комментаторской литературе (на которую ссылку уже неоднократно дал я: https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel409.html ) говорится, что для зарождения бодхичитты нужны предварительные условия, в том числе - монашеский образ жизни, личная встреча с живым Буддой, совершенная преданность Будде, достижение восьми джхан. А достижение джхан + приверженность Дхамме и обеспечивает перерождение в Чистых землях, где достигается ниббана, то есть, обеспечивает плод анагамина (ср. MN52).
И это вполне логично, потому что какая может быть бодхичитта одновременно с ещё не полностью изжитой недоброжелательностью? _________________ Границы мира - это границы языка
Но одновременность бодхичитты и святости не означает, что бодхичитта может появиться ещё до святости.
Никто и не считает практикующих махаянистов непременно Бодхисаттвами.
А чем тогда практикующий махаянист отличается от практикующего тхеравадина? До плода анагамина у одного нет бодхичитты, и у другого нет. Над устранением недоброжелательности - работает и тот и другой. Над развитием брахмавихар - работает и тот и другой.
А анагамин, в случае необходимости, зародит бодхичитту, вне зависимости от того, считал ли он себя ранее махаянистом или тхаравадином. _________________ Границы мира - это границы языка
Анагамин - устранивший определенные самьоджаны. Какие из них, по вашему мнению, препятствуют желанию стать Самбуддой? При этом, обратите внимание, что не мешают у вас желанию стать архатом. То есть, нечто мешает желать стать Самбуддой, но не мешает желать стать архатом, и оно есть в списке самьоджан.
Да, оно есть в списке самьоджан. Это недоброжелательность (byāpāda; malevolence).
Так эта самьоджана может быть устранена и не у святого. Просто, у него останутся какие-то другие. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы