Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Бодхисаттва 1-й бхуми не отбросил 5 низших оков?

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

351026СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 09:48 (7 лет тому назад)    Бодхисаттва 1-й бхуми не отбросил 5 низших оков? Ответ с цитатой

Взято из темы:
http://dharma.org.ru/board/topic7164-300.html

empiriocritic_1900 пишет:

Что касается достижения СаммасамБуддства, то, как я уже говорил в другой теме (на которую ссылку уже приводил выше), в ПК есть по этому поводу две точки зрения. Если брать во внимание только 4 Никаи, то сама идея, что состояние Саммасамбудды достигается преднамеренно, выглядит абсурдом. Ведь Саммасамбудда тем и отличается, что сам открывает Дхамму, а не следует Дхамме, полученной от другого Будды. Поэтому он не мог ни от кого получить наставления о пути бодхисаттвы, но сам искал истину - и в результате нашёл 4БИ.

В поздних слоях ПК (пятая Никая Сутта-питаки) и в комментариях на эти тексты, появляется другая концепция - тоже по-своему логичная, хотя и противоречащая первой. Согласно ей, породить бодхичитту - то есть, принять решение стать следующим Буддой может принять практик, который А) является монахом (или, во всяком случае, аскетом-отшельником), Б) лично встречает живого Будду и принимает учение от него В) овладел всеми восемью джханами Г) обладает совершенной преданностью Будде (см. https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel409.html ). Человек, обладающий этими качествами и условиями, сможет породить бодхичитту и развивать парамиты. Таким образом, в Тхераваде есть метод достижения СаммасамБуддства. Таковы факты.

Более того, это более реалистичный метод, чем в Махаяне (не рассчитываю, что Вы согласитесь и с этим - но излагаю и обосновываю свою позицию).  

Дело в том, что достижение джхан + приверженность Дхамме - это характеристики, ведущие к перерождению в Чистых землях (см. MN52). Другими словами, это характеристики анагамина. И анагамин, поскольку он очистился от жажды чувственных удовольствий и от злонамеренности по отношению к живым существам, и поскольку он совершенным образом развил брахмавихары, действительно уже может отложить достижение ниббаны ради блага других живых существ.  

А вот когда в Махаяне пытаются породить бодхичитту, не достигнув сначала достижений анагамина, то это и не может получаться.

empiriocritic_1900 пишет:
Об этой проблеме (об ошибках в учении о порождении бодхичитты и о пути бодхисаттвы) я уже писал.

Анагамин отбросил 5 низших оков:
http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/non-returner.htm

5 низших оков таковы:
http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/fetters.htm

На чём основан вывод, что махаянский Бодхисаттва 1-й бхуми не отбросил 5 низших оков?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

351062СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 15:10 (7 лет тому назад)    Re: Бодхисаттва 1-й бхуми не отбросил 5 низших оков? Ответ с цитатой

Hermann пишет:
Взято из темы:
http://dharma.org.ru/board/topic7164-300.html

empiriocritic_1900 пишет:

Что касается достижения СаммасамБуддства, то, как я уже говорил в другой теме (на которую ссылку уже приводил выше), в ПК есть по этому поводу две точки зрения. Если брать во внимание только 4 Никаи, то сама идея, что состояние Саммасамбудды достигается преднамеренно, выглядит абсурдом. Ведь Саммасамбудда тем и отличается, что сам открывает Дхамму, а не следует Дхамме, полученной от другого Будды. Поэтому он не мог ни от кого получить наставления о пути бодхисаттвы, но сам искал истину - и в результате нашёл 4БИ.

В поздних слоях ПК (пятая Никая Сутта-питаки) и в комментариях на эти тексты, появляется другая концепция - тоже по-своему логичная, хотя и противоречащая первой. Согласно ей, породить бодхичитту - то есть, принять решение стать следующим Буддой может принять практик, который А) является монахом (или, во всяком случае, аскетом-отшельником), Б) лично встречает живого Будду и принимает учение от него В) овладел всеми восемью джханами Г) обладает совершенной преданностью Будде (см. https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel409.html ). Человек, обладающий этими качествами и условиями, сможет породить бодхичитту и развивать парамиты. Таким образом, в Тхераваде есть метод достижения СаммасамБуддства. Таковы факты.

Более того, это более реалистичный метод, чем в Махаяне (не рассчитываю, что Вы согласитесь и с этим - но излагаю и обосновываю свою позицию).  

Дело в том, что достижение джхан + приверженность Дхамме - это характеристики, ведущие к перерождению в Чистых землях (см. MN52). Другими словами, это характеристики анагамина. И анагамин, поскольку он очистился от жажды чувственных удовольствий и от злонамеренности по отношению к живым существам, и поскольку он совершенным образом развил брахмавихары, действительно уже может отложить достижение ниббаны ради блага других живых существ.  

А вот когда в Махаяне пытаются породить бодхичитту, не достигнув сначала достижений анагамина, то это и не может получаться.

empiriocritic_1900 пишет:
Об этой проблеме (об ошибках в учении о порождении бодхичитты и о пути бодхисаттвы) я уже писал.

Анагамин отбросил 5 низших оков:
http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/non-returner.htm

5 низших оков таковы:
http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/fetters.htm

На чём основан вывод, что махаянский Бодхисаттва 1-й бхуми не отбросил 5 низших оков?

Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

351065СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 15:37 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?
А все тхеравадины, что пытаются достичь Архатства, уже Арьи?

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

351068СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 16:02 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?
А все тхеравадины, что пытаются достичь Архатства, уже Арьи?

Неправомерное сравнение. Речь идёт о том, что продвигаться по пути бодхисаттв можно только после возникновения бодхичитты. А для того, чтобы возникла бодхичитта, нужно уже быть свободным от пяти оков. А вот для того, чтобы начинать практику Б8П, требуется всего лишь  понимать, что действия имеют последствия, что бывают благие действия, а бывают неблагие, и что Будда правильно учит о благих и неблагих действиях и их последствиях (см. AN3.65, AN10.176, MN117). Никаких "обязательств стать арахантом" никто при этом не даёт. Принятие прибежища в Будде, Дхамме и Сангхе таким обязательством не является.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

351127СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 18:42 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?
А все тхеравадины, что пытаются достичь Архатства, уже Арьи?

Неправомерное сравнение. Речь идёт о том, что продвигаться по пути бодхисаттв можно только после возникновения бодхичитты. А для того, чтобы возникла бодхичитта, нужно уже быть свободным от пяти оков. А вот для того, чтобы начинать практику Б8П, требуется всего лишь  понимать, что действия имеют последствия, что бывают благие действия, а бывают неблагие, и что Будда правильно учит о благих и неблагих действиях и их последствиях (см. AN3.65, AN10.176, MN117). Никаких "обязательств стать арахантом" никто при этом не даёт. Принятие прибежища в Будде, Дхамме и Сангхе таким обязательством не является.
То есть, тхеравадины так и остаются в колесе перерождений, не стремясь к Архатству?

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

351133СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 18:53 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Я немного о другом говорил: вот те люди, кто в различных школах Махаяны пытаются зародить бодхичитту, и принимают обеты бодхисаттвы - они что, все отбросили 5 низших оков (то есть находятся уже в одном шаге от ниббаны)? Или, может быть, они хотя бы все являются монахами?
А все тхеравадины, что пытаются достичь Архатства, уже Арьи?

Неправомерное сравнение. Речь идёт о том, что продвигаться по пути бодхисаттв можно только после возникновения бодхичитты. А для того, чтобы возникла бодхичитта, нужно уже быть свободным от пяти оков. А вот для того, чтобы начинать практику Б8П, требуется всего лишь  понимать, что действия имеют последствия, что бывают благие действия, а бывают неблагие, и что Будда правильно учит о благих и неблагих действиях и их последствиях (см. AN3.65, AN10.176, MN117). Никаких "обязательств стать арахантом" никто при этом не даёт. Принятие прибежища в Будде, Дхамме и Сангхе таким обязательством не является.
То есть, тхеравадины так и остаются в колесе перерождений, не стремясь к Архатству?

Ещё раз говорю, стремление к освобождению (к арахантству) посредством продвижения по Б8П не нуждается ни в каких предварительных условиях, кроме понимания того, что действия имеют последствия (не ограниченные рамками нынешнего существования), что действия бывают благими и неблагими, и что Будда правильно учит о благих и неблагих действиях. Если эти условия есть, может возникнуть и стремление двигаться к освобождению по Благородному восьмеричному пути.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

351138СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 19:00 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Ещё раз говорю, стремление к освобождению (к арахантству) посредством продвижения по Б8П не нуждается ни в каких предварительных условиях
Стремление зародить Бодхичитту не требует готовой святости, как и стремление к Архатству не требует предварительного преодоления пут. Само зарождение Бодхичитты и преодоление пут возникают в процессе продвижения по Пути.

Ваша критика сводится к тому, что практикующий махаянист ещё не Бодхисаттва.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

351146СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 19:19 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Ещё раз говорю, стремление к освобождению (к арахантству) посредством продвижения по Б8П не нуждается ни в каких предварительных условиях
Стремление зародить Бодхичитту не требует готовой святости, как и стремление к Архатству не требует предварительного преодоления пут. Само зарождение Бодхичитты и преодоление пут возникают в процессе продвижения по Пути.

Ваша критика сводится к тому, что практикующий махаянист ещё не Бодхисаттва.

Моя критика сводится к тому, что зарождение Бодхичитты таки требует готовой святости;  а особого "стремления зародить Бодхичитту" и вовсе не требуется. Требуется развивать (продвигаясь по Б8П в "колеснице шраваков") доброжелательность (как одно из десяти благих действий), затем - развивать брахмавихары, а вот когда они будут полностью развиты, то и Бодхичитта зародится, если будет такая необходимость.

Говоря короче, до тех пор, пока практикующий махаянист не разовьет характеристики анагамина, он ничем не отличается, и не может отличаться, от практикующего тхеравадина.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

351149СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 19:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Моя критика сводится к тому, что зарождение Бодхичитты таки требует готовой святости
Но почему? В Махаяне они чаще всего одновременны.

Разве Будда в ПК говорит, что зарождение Бодхичитты требует готовой святости?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

351153СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 19:32 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Моя критика сводится к тому, что зарождение Бодхичитты таки требует готовой святости
Но почему? Они одновременны.

Одновременны? Допустим - в том смысле, что как только появляется беспредельное сострадание, то сразу же появится и бодхичитта (если в этом есть объективная потребность - то есть, если живые существа нуждаются в следующем Будде, а никого, кто бы взял на себя эту функцию, ещё нет).

Но одновременность бодхичитты и святости не означает, что бодхичитта может появиться ещё до святости. Если беспредельное сострадание ещё не развито, ещё не очищено от остатков злонамеренности, то какая тут может быть бодхичитта?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

351157СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 19:39 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Но одновременность бодхичитты и святости не означает, что бодхичитта может появиться ещё до святости.
Никто и не считает практикующих махаянистов непременно Бодхисаттвами.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

351159СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 19:49 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:


Разве Будда в ПК говорит, что зарождение Бодхичитты требует готовой святости?

Будда в ПК вообще не учит зарождению бодхичитты, а в первых четырех Никаях не говорит даже и того, что сам её зарождал. В пятой Никае появляются истории о том, как он её зарождал (Вы вчера процитировали этот текст), а в комментаторской литературе (на которую ссылку уже неоднократно дал я: https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel409.html   ) говорится, что для зарождения бодхичитты нужны предварительные условия, в том числе - монашеский образ жизни, личная встреча с живым Буддой, совершенная преданность Будде, достижение восьми джхан. А достижение джхан + приверженность Дхамме и обеспечивает перерождение в Чистых землях, где достигается ниббана, то есть, обеспечивает плод анагамина (ср. MN52).

И это вполне логично, потому что какая может быть бодхичитта одновременно с ещё не полностью изжитой недоброжелательностью?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

351160СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 19:52 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Но одновременность бодхичитты и святости не означает, что бодхичитта может появиться ещё до святости.
Никто и не считает практикующих махаянистов непременно Бодхисаттвами.

А чем тогда практикующий махаянист отличается от практикующего тхеравадина? До плода анагамина у одного нет бодхичитты, и у другого нет. Над устранением недоброжелательности - работает и тот и другой. Над развитием брахмавихар - работает и тот и другой.

А анагамин, в случае необходимости, зародит бодхичитту, вне зависимости от того, считал ли он себя ранее махаянистом или тхаравадином.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49428

351161СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 19:54 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


Анагамин - устранивший определенные самьоджаны. Какие из них, по вашему мнению, препятствуют желанию стать Самбуддой? При этом, обратите внимание, что не мешают у вас желанию стать архатом. То есть, нечто мешает желать стать Самбуддой, но не мешает желать стать архатом, и оно есть в списке самьоджан.

Да, оно есть в списке самьоджан. Это недоброжелательность (byāpāda; malevolence).

Так эта самьоджана может быть устранена и не у святого. Просто, у него останутся какие-то другие.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

351169СообщениеДобавлено: Вс 22 Окт 17, 20:18 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Но одновременность бодхичитты и святости не означает, что бодхичитта может появиться ещё до святости.
Никто и не считает практикующих махаянистов непременно Бодхисаттвами.

А чем тогда практикующий махаянист отличается от практикующего тхеравадина?
Целью, а не святостью.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.615) u0.020 s0.000, 18 0.015 [271/0]