№350627Добавлено: Пт 20 Окт 17, 11:53 (7 лет тому назад)Банкэй - Как постичь Нерожденное
Читаю книгу "Нерожденный. Жизнь и учения мастера Банкэя"
Прочитал более половины, суть его учения впринципе ясна, но какими методами постичь Нерожденное я пока там не встретил, и почему то мне кажется что там этого не будет.
Поначалу я считал что пребывание в Нерожденном - есть дзадзен, но в книге встретил отрицание этого факта. Банкэй говорит что он провел много времени зря, практиковал дзадзен но все это не возимело эффекта.
С другой же стороны он часто говорит в проповедях, что если залаит собака или каркнет ворона мы это поймем без помощи ума и это и есть Нерожденное.
Я склонен считать что пребывать в Нерожденном это по сути простое присутствие в моменте без вмешательств ума. Так ли это? Или есть какая то практика которая помогает постигнуть Нерожденное.
Ведь знать то что будда есть в каждом, что ты уже будда - это одно, но нет постижения, опыта, отождествления с этим. Как быть? Тогда, получается, можно просто считать себя просветленным от рождения и не прикладывать никаких усилий и не заниматься практиками медитации, сидении в дзадзен, различных сосредоточений, но ведь это не так?
№350644Добавлено: Пт 20 Окт 17, 16:16 (7 лет тому назад)
Банкэй не давал вообще никакого метода постижения Нерождённого, то есть Нирваны. Он просто был уверен, что постиг её внезапно, как Шестой патриарх, вот и весь метод.
№350752Добавлено: Сб 21 Окт 17, 00:13 (7 лет тому назад)
Вот например одна из цитат: "Вот почему так важно постичь свое сознание будды. Постигнув его, а для этого вам вовсе не обязательно прибегать к каким-то специальным практикам, вы станете нерожденным [Буддой]. Если сознание будды постигнуто в совершенстве, то этого вполне достаточно,и вам уже нет нужды в чем-то еще — ни в какой-то специальной практике, ни в соблюдении предписаний, ни в дзадзэн или коанах. Будучи такими, какие вы есть, вы естественны и свободны, и все совершается само собой."
Но в таком случае можно считать себя пробужденным и ни к чему не стремиться и ничего не практиковать, но ведь это будет жизнью в иллюзиях, вера в некую концепцию не пережитую на опыте.
№350769Добавлено: Сб 21 Окт 17, 08:34 (7 лет тому назад)
Речь о том, что многие буддийские классические пробуждённые (а возможно это и есть свидетельство их высшего уровня постижения) говорят о плоде как о чём-то очень простом, лёгком и доступном. Но при этом известно из их жизнеописаний - насколько тяжёлым был их путь к пробуждению. Если бы Банкэй не болел смертельной болезнью, не отказался от пищи и не был непрерывно сосредоточен на поиске Нерождённого, то неизвестно- что бы он говорил в результате. Труден и непонятен тройной переворот предмета внимания в отказе от субстанциональности, то есть достижение не-цепляния к не-цеплянию. Сатиптхана например ведёт к пробуждению, но ведь там нет ни слова о том- что это такое, каков плод. Дзены талдычат о пальме во дворе или палочке-подтирке, или о проповеди поющей птицы, или молча поглядывают на чайник. Марпа советует расслабиться как пьяный слон и творить что хошь, иные говорят об Уме или Дхарме как о том, чего нигде нет, что не имеет положения или пребывания. И т.д. Но ведь что-то все они имеют в виду?
№350772Добавлено: Сб 21 Окт 17, 09:21 (7 лет тому назад)
Ещё одной, более приятной особенностью Эно было его отвращение к дзадзэн. Создается впечатление, что Эно в первый раз постиг суть дзэн, рубя (и продавая) дрова, а затем углубил свое постижение, перемалывая рис в монастыре Пятого Патриарха. Известно несколько историй о сидячей медитации, которые являются упреком в адрес Дзинсю. Вот одна из таких историй.
Дзинсю призывал своих учеников сосредотачивать ум на покое и медитации, не ложась спать как можно дольше. Один из них отправился к Эно и спросил, что тот думает об этом.
- Сосредотачивать ум на покое, - сказал Эно, - это не дзэн, а болезнь ума. Ограничивать тело одним только сидением бессмысленно. Вот мое стихотворение:
Сидеть и не ложиться в течении жизни,
Лежать и не садиться после смерти -
Зачем подвергать таким тяжким испытаниям
Этот вонючий мешок с костями?
Ученики Эно и Дзинсю плохо относились друг к другу, но сам Дзинсю был скромным человеком и иногда спрашивал себя: "Пятый Патриарх назначил Шестым Патриархом Эно - было ли это случайно?" Кажется, он не был обычным недалеким глашатаем буддийских идей, каким его рисуют последователи южной школы. Именно Дзинсю принадлежат слова: "Все истины буддизма содержатся в нашем уме; искать их вне ума - все равно что воровать у собственного отца". Однако южная школа в своих высказываниях пошла намного дальше этого.
Однажды Кутта Сандзо, индийский последователь Эно, проходя через деревню, обнаружил монаха, медитировавшего в маленькой хижине, которую он сам для себя построил.
- Зачем ты сидишь здесь в одиночестве? - спросил Сандзо.
- Я медитирую, - ответил монах.
- Кто тот, кто медитирует? На чем он медитирует?
- Что вы имеете в виду?
- Почему бы тебе не обратить взор внутрь, туда, где можно обрести подлинный внутренний покой?
Монах по-прежнему смотрел на него с недоумением.
- Из какой ты школы? - спросил Сандзо.
- Из школы Дзинсю.
- В Индии, откуда я родом, даже самые глупые еретики не падают так низко! Просто сидеть, тупо глядеть в одну точку и ничего не делать - какой в этом смысл?
Отсюда можно видеть, что дзэн Эно и дзэн Дарумы существенно отличаются друг от друга, по крайней мере в методологии.
Р.Х. Блайс. Золотой век дзэн
Последний раз редактировалось: Nima (Сб 21 Окт 17, 09:49), всего редактировалось 1 раз
№350775Добавлено: Сб 21 Окт 17, 10:28 (7 лет тому назад)
Нерожденное это опирающееся на прекращение. Если прекращается устремление, в этот самый момент что обнаруживается?
Если Вас окликнули по имени, что происходит? Если Вы услышали но не отреагировали, что в этом самом моменте проявилось? Что стало условием этого? Возможность не следовать, не воспринимать, не склоняться - это нерожденное. Пребывать в нерожденном - значит пребывать в невозмутимой бдительности. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Внимание, которое механически уволакивается разными явлениями, не пребывает в Нерождённом.
А как сатипаттхана помогает тренировать неуволакиваемость?
Усердно памятовать по списку. Пытаться, снова и снова.
Это то, что лежит близко-близко. Это то, что не взять, потому что из этого растут пальцы, руки, сама хватка, само осознаваемое стремление, само осознавание. Это ни взять, ни бросить, это лишь нужно заметить в проблеске отпускания, в проблеске покоя, неустремленности. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вот например одна из цитат: "Вот почему так важно постичь свое сознание будды. Постигнув его, а для этого вам вовсе не обязательно прибегать к каким-то специальным практикам, вы станете нерожденным [Буддой]. Если сознание будды постигнуто в совершенстве, то этого вполне достаточно,и вам уже нет нужды в чем-то еще — ни в какой-то специальной практике, ни в соблюдении предписаний, ни в дзадзэн или коанах. Будучи такими, какие вы есть, вы естественны и свободны, и все совершается само собой."
Но в таком случае можно считать себя пробужденным и ни к чему не стремиться и ничего не практиковать, но ведь это будет жизнью в иллюзиях, вера в некую концепцию не пережитую на опыте.
А вы пробовали ничего не решать? Чтобы всё совершалось само собой? Есть смысл попробовать. Жизнь вообще без усилий. Это очень, очень трудно... Но это и есть тот опыт, о котором говорил Банкэй. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы