№349456Добавлено: Сб 14 Окт 17, 14:24 (7 лет тому назад)Сердце - основа ума.
Буддисты ранних времён утверждали, что у каждого сознания восприятия - своё основание: глаз для сознания зрения, ухо для сознания слуха и т.д. Что же является основанием для шестого сознания восприятия - ума? Сарвастивадины утверждали, что таковым является предыдущее состояние ума. То есть ум продуцируется самим собой.
Но консерваторы тхеравады не согласились бы с ними, (и не соглашались), так как основанием для ума должно быть нечто внешнее, нечто «вне» ума. Поэтому они постулировали Хаддаяватху - Сердце как основу ума. Однако в источниках указывается, что это утверждение делается на основании популярных представлений. (то есть, представлении, что есть нечто, воспринимаемое только сердцем - по-русски мы иногда так и говорим). Однако откуда это популярное представление взялось? В одной из упанишад есть преинтересная сказка.
Упанишада Айтарея рассказывает от создании мира так:
- В начале был лишь Атман, и ничего другого ещё не начало быть; и подумал он: создам я мир. И он создал шесть миров - мир Амбхов (мир над небесами, который виден ночью, когда небеса прозрачны), мир Маричи (небеса, наполненные светом), мир Мары (земной мир) и Ап (мир подземных вод).
- И подумал Атман: нужно сделать хранителей этого мира, Локапалов; он взял воду и другие великие элементы, и слепил из этой глины Человека - Пурушу.
- Придав Человеку форму, он стал обжигать его «внутренним огнём» (тапас), и тогда голова Человека дала трещины, как варёное яйцо; появился рот, из рта вышел Агни и появилась человеческая речь; появился нос, из него вышел Прана и ветер; появились глаза, из них вышел Адитья (Солнце) и свет; появились уши, из них вышли Стороны света; из мелких трещин появились волосы, а с ними появились трава и деревья; (!) из его сердца вышел Чандра - Бог луны, и появился манас...
Затем пришедшие в мир боги просят Атмана дать им каждому своё место, и он распределяет их на жительство в теле Человека - Агни живёт во рту и речи,
Адитья - в глазах и зрении, божества сторон света - в ушах и слухе, боги дождя и ветра живут в коже и тактильных ощущениях, и Чандра - бог Луны - становится умом Человека и живёт в его сердце.
Этот пассаж хорошо показывает то самое, на что опираются консерваторы тхеравады - для каждого органа находится своё «внешнее» основание (со своим божеством), и для ума этим основанием служит Сердце с Чандрой во главе.
(Original text is by N.A. Sastri on Alaya-Vijnana) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№349490Добавлено: Сб 14 Окт 17, 18:55 (7 лет тому назад)
Тут ведь речь идёт о том "сердце", которое понимается как синоним "ума" (mano), так? На мой взгляд, в этом понятии нет ничего метафизического. Просто, как есть зрение - и орган зрения, слух - и орган слуха, и т.п., так есть и орган мышления. Та часть тела, с опорой на которую разворачивается соответствующий процесс восприятия/осознания. Древними буддистами считалось, что это сердце, по нашим современным представлениям это мозг, но суть дела от этого не меняется. _________________ Границы мира - это границы языка
№349493Добавлено: Сб 14 Окт 17, 19:10 (7 лет тому назад)
Если интересно, то могу привести что понимается под сердцем в христианстве.
Вот что писал греческий митрополит Иерофей (Влахос): "В новозаветных текстах и сочинениях святых отцов душа отождествляется с умом. Термины «ум» и «душа» могут заменять друг друга... «Чистый ум правильно видит вещи; обученный же упражнением разум виденное полагает перед очами» (Φιλοκαλία T.B'. Σ27). Именно ум (сердце) видит вещи в чистоте и потому нуждается в очищении; разум же запечатлевает и выражает увиденное... Другие отцы определяют словом «ум» внимание (προσολή), тончайшее проявление мысли (Γρηγόρίου Παλαμα έργα. Т.В'. Σ.132). Феолипт, митрополит Филадельфийский, связывает ум с вниманием..."
Умом называется и деятельность ума, состоящая в мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и сердцем (Добротолюбие. Т. 5. С. 301.).
«Мистика ума» и «мистика сердца» в свете святоотеческой антропологии:
Ум созерцает Бога, – пишет иеродиакон Онуфрий, а сердце чувствует, ощущает Его в себе... Безусловно, обоживается прежде всего ум человека. Хотя Благодать Святого Духа достигает и тела, но главное изменение происходит в уме...
Ум может не только мыслить, он еще может и ощущать. В человеке есть способность к ощущениям не только телесным, материальным – осязание, обоняние, зрение, вкус и прочее, но и к ощущениям и переживаниям духовным, нематериальным. Наш ум мыслит и ощущает одновременно. Читая книгу, мы чувствуем ее дух, чувствует этот дух наш ум. Встречаясь с человеком, мы также способны ощутить его дух. Мы часто ощущаем дух времени, дух прошлого, дух начавшихся перемен. Умное или духовное ощущение нашего ума для нас становится понятным особенно тогда, когда мы соприкасаемся с поэзией, с живописью, вообще с любым творчеством. Ощущаем мы мир природы, когда, выходя отдохнуть от городского шума, созерцаем ее красоту. У святителя Игнатия (Брянчанинова) мы находим понятие духовного ощущения, которое он и называет духом.
«Мужи разумные поняли, – пишет святитель, – что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностию души человеческой. Эту способность они назвали силою словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели».[xiii] «Это ощущение, – пишет он в другом месте, – самая способность этого ощущения называется духом человека»[xiv].
Становится очевидным, что дух человека, его способность к духовному ощущению, духовному чувству как-то связаны с тем, что мы именуем сердцем. И, действительно, дух человека не просто связан, а вполне может быть с сердцем отождествлен. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так и пишет: «Дух обыкновенно называется сердцем, как и вместо слова ум употребляется слово голова»[xv]. Головой мы называем рассудочную способность ума человека, а сердцем — способность ума ощущать, «ощупывать» те явления, с которыми человек соприкасается. Ум духовен, он способен чувствовать, ощущать.
Древними буддистами считалось, что это сердце, по нашим современным представлениям это мозг, но суть дела от этого не меняется.
Есть кое-что, что мне не позволяет провести такую параллель. То, что древние индийцы называли сердцем как опорой ума - это "орган" (специально закавычиваю) восприятия. Восприятия того, что ощущается сердцем - это ощущения контактируют с умом (мано), результирующим моментом является мано-виджняна. Мозг в нашем современном, физиологическом понимании - это всё же несколько другой орган.
Мне думается, что в нашем, европейском понимании соответствующий "орган" - это душа. Конечно, в следствие использования этого слова могут возникать различные "побочные" коннотации, "загрязнения". Но, по-моему, именно это и произошло среди консерваторов и новаторов буддийского мира пост-имперской эпохи. И те, и другие вынуждены были как-то объяснить эту "душу", так как "ощущения сердцем" - интуитивны, неявны, но тем не менее вполне хорошо знакомы всякому человеку. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Есть кое-что, что мне не позволяет провести такую параллель. То, что древние индийцы называли сердцем как опорой ума - это "орган" (специально закавычиваю) восприятия. Восприятия того, что ощущается сердцем - это ощущения контактируют с умом (мано)
Да, в христианстве именно так. Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов): "Головой мы называем рассудочную способность ума человека, а сердцем — способность ума ощущать, «ощупывать» те явления, с которыми человек соприкасается".
То есть рассудок обобщает опыт сердца, которое является познавательной, ощущающей сферой ума. Это всё один и тот-же ум, просто под сердцем понимается способность ума ощущать, ну а данный опыт обрабатывает, обобщает рассудок.
№349505Добавлено: Сб 14 Окт 17, 21:04 (7 лет тому назад)
а. В НЦССХ им. А. Н. Бакулева 26 марта 2010 года была произведена операция по полной замене сердца человека на искусственный аналог кардиохирургом Лео Бокерия, совместно с его американским коллегой. Данный аппарат обеспечивает адекватное кровоснабжение органов и тканей пациента, главным его недостатком является наличие аккумулятора массой 10 кг, нуждающегося в перезарядке каждые 12 часов. В настоящее время такие протезы рассматриваются как временная мера, позволяющая пациенту с тяжелой сердечной патологией дожить до момента пересадки сердца. Есть и более современное автономное сердце, без громоздкой батареи с которым пациент прожил 17 месяцев.
Я задавала этот вопрос Бханте Пемасири. Он сказал, что для ума нет основы в конкретном органе тела, так как сознание не имеет локации.
Так же и мы говорим (сугубо в образном смысле), что душа обитает в сердце. "Чувствовать сердцем" вовсе не означает физических ощущений главного органа кровотока. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№349825Добавлено: Вс 15 Окт 17, 19:44 (7 лет тому назад)
Сердце - хридаям дословно переводиться как "это центр".
Центр существа. Он где-то в раене груди и скорее всего связан с ментальным телом, но и с физическим тоже.
А мозг, значиться, будет его сервак.
Я задавала этот вопрос Бханте Пемасири. Он сказал, что для ума нет основы в конкретном органе тела, так как сознание не имеет локации.
Еще как имеет. На то и кама лока.
А вовсе не имеет конкретного местонахождения в арупа. А разрыв с пространством и местом вообще - только в ниббана (апатиттха)
№349856Добавлено: Вс 15 Окт 17, 21:23 (7 лет тому назад)
Mindfulness
А в арупалоке пребывает не тот же самый ум, что в рупалоке... разве? Какой-то другой, особенный - арупалочный? ухх, рассмешили. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Mindfulness
А в арупалоке пребывает не тот же самый ум, что в рупалоке... разве? Какой-то другой, особенный - арупалочный? ухх, рассмешили.
Конечно другой. иной формы ум.
Существа деляться на три катеогрии
- питающиеся съесной пищей
-сотканые из ума (читта)
- сотканные из восприятия.
В арупа - те что сотканы из восприятия.
Ум не столько иной по природе, сколь по форме.
В кама локе он привязан к телу и имеет месторасположение, локализацию (в той мере, насколько эти понятия имеют отношение к уму)
В рупалоке формы могут охватывать огромные пространства, но категория места остается. В арупа-локе, соответственно форм нет, значит и конкретного места нет.
Вообще-то я Жене отвечал и Ваш смех не совсем мне понятен, как и суть возражения.
Я задавала этот вопрос Бханте Пемасири. Он сказал, что для ума нет основы в конкретном органе тела, так как сознание не имеет локации.
Еще как имеет. На то и кама лока.
А вовсе не имеет конкретного местонахождения в арупа. А разрыв с пространством и местом вообще - только в ниббана (апатиттха)
При чем тут кама или не камалока? Речь о том, что сознание не находится в физическом теле, будь то мозг или сердце. Оно связано с телом, безусловно, но оно не находится нигде, возникая и исчезает при наличии контакта.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы