№4271Добавлено: Пн 22 Авг 05, 05:00 (19 лет тому назад)Созерцание, медитация, jhana, dhyana
Обсуждение пойдёт по мотивам статьи Henepola Gunaratana The Jhanas In Theravada Buddhist Meditation
Английский текст приводить не буду, ссылка на него имеется, сразу, наиболее понравившиеся мне отрывки, буду давать в русском варианте.
1. Introduction The Doctrinal Context of Jhana
Собственно первоначально вводится сам предмет - jhana, она же дхьяна на санскрите.
Цитата:
Различные тематики и методы медитаций, разъясняемые в текстах Тхеравады (канон Пали и комментариях на него), делятся на две взаимосвязанные системы. Одна из них называется развитием спокойствия, бесстрастия (samathabhavana), другая – развитием интуиции, понимания, инсайда (vipassanabhavana). Первая также известна как развитие концентрации (samadhibhavana), вторая – развитие мудрости (pannabhavana). Практика «успокаивающей» медитации направлена на развитие умиротворённости, собранности, объединяющее в мышлении и средство переживания внутреннего мира, и основу для мудрости. Практика интуитивной медитации стремится к получению прямого понимания реальной природы феноменов. Из двух, развитие интуиции оценивается буддизмом как существенный ключ к освобождению, прямое противоядие от невежества, лежащего в основе неволи и страдания. Если, «успокаивающая» медитация признаётся общей как для буддизма, так и не буддийских созерцательных практик, то «медитацию понимания» можно считать уникальным открытием Будды, особенностью его пути не имеющую аналогов. Однако, поскольку развитие интуиции предполагает определенную степень концентрации и «успокаивающая медитация» помогает достигать этого, то развитие спокойствия, бесспорно, занимает достойное место в буддийском медитативном процессе. Вместе два вида медитации работают над тем, чтобы сделать ум инструментом пригодным для просветления. С этим умом, объединённым посредством развития спокойствия, усовершенствованным до проницательности и кристальной чистоты посредством развития интуиции, созерцатель может продолжить движение свободным и обрести прекращение страданий, Нирвану.
Можно совершенно определённо утверждать, что ригпа Дзогчена, ясный свет тибетского буддизма лишь момент в на долгом пути к освобождению в буддизме. Приведение ума к его естественному состоянию (ригпа, пустота, спокойствие, ясный свет) это только первая часть, пусть и очень важная, медитативного процесса. Только после обретение умом своего естественного состояния (ригпа) и развития проницательности обретается "истинный медитирующий", Созерцатель, который только и может обнарудить "не-пустотные объекты медитации", такие как "Нирвана".
№4283Добавлено: Пн 22 Авг 05, 15:36 (19 лет тому назад)
Недоперевёл откуда берётся этот самый jhanas. Восполняю.
Цитата:
Основой для обоих систем медитации, несмотря на внутреннюю присущность к "успокаивающей" медитации, является система навыков называемая jhanas (джханас?)...
Из этого ясно, что jhanas есть состояния глубокой умственной унификации (объединения) в результате сосредоточения ума на единичном объекте с такой силой внимания, что имеет место полное погружение в объект.
И чуть далее,
Цитата:
Хотя проводник бесстрастного понимания (осознавания) и может быть достигнут, следует учитывать, что этот путь не из лёгких, поскольку ему недостаёт силы спокойствия, доступной практикующему jhana. Путь следующего jhana's кажется более гладким и приятным. Даже Будда фигурально ссылается на четыре jhanas как на своего рода Нирвану: "немедленно видимая Нирвана", "факториал Нирваны", "Нирвана здесь и сейчас" (Anguttara Nikaya iv,453-54).
№4337Добавлено: Ср 24 Авг 05, 18:46 (19 лет тому назад)
C моей точки зрения в том, что Тхеравада продолжает изначальную традицию буддизма об особом пути "интуиции", который начинается после прохождения "пути переживания", куда относяться и джанасы.
Тибетский буддизм придерживается только "пути переживаний", "нирваны здесь и сейчас".
№15450Добавлено: Ср 26 Апр 06, 16:29 (19 лет тому назад)
Мне кажется, что все виды медитации ведут к одной цели - нирване. Для того, чтобы достигнуть просветления и добиться состояния самадхи, нужно медитировать. Все очень просто! До Будды существовало очень много старинных индийских техник медитиации. После него тоже. Но сам Будда считал, что самое главное - это осознанность. Осознанность тела, дыхания и ума.
№15453Добавлено: Ср 26 Апр 06, 17:08 (19 лет тому назад)
Цитата:
После него тоже. Но сам Будда считал, что самое главное - это осознанность. Осознанность тела, дыхания и ума.
Точнее - осознанность тела и т.д., как не обладающими качеством самости. А "просто осознанность" - это какая-то дикость совершенно непонятная _________________ Буддизм чистой воды
№15454Добавлено: Ср 26 Апр 06, 17:25 (19 лет тому назад)
Цитата:
Но сам Будда считал, что самое главное - это осознанность.
И не забудем про сострадание. Уж сколько медитировал Асанга, а "просветлился" лишь когда проникся состраданием к собаке и пожирающим её червям.
Цитата:
А "просто осознанность" - это какая-то дикость совершенно непонятная
А почему бы и нет? Есть же в йоге "установление сознания в схватывании", чем не просто осознаность? и нашли ему йоги неплохой коррелят переживания - (чистая) ананда. _________________ ॐ मणि पद्मे हुं!
№15460Добавлено: Ср 26 Апр 06, 19:17 (19 лет тому назад)
Цитата:
А почему бы и нет? Есть же в йоге "установление сознания в схватывании", чем не просто осознаность?
Ну так ведь любые высшие дхьяны, сами по себе, все равно остаются Сансарой, и не приводят к Пробуждению. А вот практика анатмавады... _________________ Буддизм чистой воды
№15476Добавлено: Ср 26 Апр 06, 22:56 (19 лет тому назад)
Это нормально, само просветление совершается мгновенно, но готовиться к нему приходиться очень долго, возможно не один цикл жизней. Так что сначала "пустая осознаность", и только потом всё остальное.
Это же соблюдается и в йоге - сначала схватываемое, потом схватывание и уж в самом конце - сватывающий, который вполне может быть нихсвабхавным. _________________ ॐ मणि पद्मे हुं!
№15478Добавлено: Ср 26 Апр 06, 23:13 (19 лет тому назад)
Цитата:
сначала схватываемое, потом схватывание
Хороший объект схватывания не просто "дыхание", а "трансцендентальный феномен "дыхание", то есть лишенный самости и реальности. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы