Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

АНУПАДА-СУТТА


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

327775СообщениеДобавлено: Ср 10 Май 17, 13:58 (8 лет тому назад)    АНУПАДА-СУТТА Ответ с цитатой

АНУПАДА-СУТТА1

РАЗНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ОДНО ЗА ДРУГИМ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДХЬЯНАХ И ПЯТИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫХ СФЕРАХ

Так я слышал. Однажды, когда Господь пребывал в Шравасте, в роще Джета, что в парке Анатхапиндады, вот что сказал он собравшимся вокруг него монахам:
«Велика мудрость Шарипутры, о монахи. Широка его мудрость, чего она только не охватывает. Радостна его мудрость, о монахи. Полмесяца про­никал он в дхьянические состояния в одно за другим по мере того, как они пред ним возникали 4.

Итак, о монахи, Шарипутра, полностью отстранив себя от чувственных удовольствий и избавившись от не-благих дхарм, вошел в первую дхьяну 5.
Эта дхьяна сопровождается «приложением мысли», «поддержани­ем мысли», а также радостью и наслаждением, порожденными полным отстранением.
Таковы состояния сознания в первой дхьяне.

Во-первых,те, что непосредственно предшествуют вхождению в нее, либо сопутствуют этому вхождению. Это:

(1) приложение мысли,
(2) поддержание мысли,
(3) одноточечность мысли,
(4) радость и
(5) наслаждение

— всего пять состояний сознания.

Во-вто­рых, это пять агрегатов, скандх, индивидуального существова­ния:

(6) контакт (или осязание),
(7) эмоции,
(8) восприятие ,
(9) воление и
(10) ум (или сознание) 6
,

которые остаются еще от времени до вхождения в первую дхьяну.

В-третьих, это шесть состояний сознания, которые, сами по себе будучи бла­гими драхмами, могут как возникать естественным образом,так и развиваться йогическим упражнением. Это:

(11) рвение,
(12) решительность,
(13) энергичность,
(14) памятование,
(15)равность и
(16) внимательность.


Всего состояний сознания впервой дхьяне тогда будет шестнадцать.
В эти состояния и впадал Шарипутра в одно за другим по мере их возникновения 7.
Знал он их возникающими, знал уже возникшими, знал исчезнув­шими. Вот так понимал он эти состояния:
"Не быв, начинают они становиться. Только став, исчезают".

Сам же он в отноше­нии к этим состояниям оставался равнодушным, отстраненным, непривязанным, независимым. Ибо ум его был свободен от пут.
И вот еще как понимал Шарипутра эти состояния:
"О, есть же еще одно избавление 8, что за пределами (всего) уже достигну­того 9. Подтверждаю — есть"».

[II] Тогда, о монахи, он останавливает приложение и под­держание мысли [(1) и (2)] и пребывает во второй дхьяне.

Состояния сознания в ней — это:
(1) спокойная уверенность,
(2) установленность ума 10,
(3) одноточечность мысли [также(3) в первой дхьяне]. В ней нет (1) и (2) первой дхьяны, но остаются ее (4) и (5) под теми же номерами. Опять же в ней есть те же пять скандх, а также состояния (11) — (16), фигури­рующие под теми же номерами.
И эти шестнадцать состояний второй дхьяны Шарипутра знал не возникшими, возникающи­ми и исчезающими.[III] Потом, о монахи, Шарипутра приостанавливает ра­дость и наслаждение [(4) и (5) в I и II] и пребывает в третьей дхьяне.

В третьей дхьяне он упражняет обратное вспомина­ние 11[I—II, (15)] и все ясно осознает [III, (17)]12. Но он еще способен чувствовать телесное удовольствие [I—II, (5)]. Остальные же состояния в третьей дхьяне будут такими же как и в первой и второй. И так далее...

[IV] Теперь, о монахи, Шарипутра, покинувший удоволь­ствие, равно как и страдание, оставивший позади себя радость и горе, веселье и грусть, входит в четвертую дхьяну. В ней нет ни страдания, ни удовольствия. В ней есть чистота обратного вспоминания [IV, (18)], порожденная полной невозмутимос­тью. Другие состояния в четвертой дхьяне — это равность [I—III , (15)], чувство ни страдания, ни удовольствия, ни приятно­го, ни неприятного [IV, (19)] и полная беззаботность ума [IV,(20)]13.
Остальные же состояния сознания здесь будут, как в первых трех, и так далее...

[V] Наконец, о монахи, когда полностью оставлены позади форма и восприятие формы, чувственное восприятие , воприятие [т.е. состояния сознания (6 ) -(10)], тогда Шарипутра,осознающий, что «пространство бесконечно», входит в сферу бесконечного пространства.

Состояния сознания этой сферы та­ковы:

восприятие сферы безграничного пространства [V, (21)],
одноточечность мысли [I—IV, (3)],
а также все остальные пере­численные в первых четырех дхьянах.[VI]

Затем Шарипутра выходит за пределы сферы бесконеч­ного пространства и, осознавая, что «сознание бесконечно»,входит в сферу бесконечного сознания. Состояния сознания этой сферы таковы:

восприятие сферы бесконечного сознания[VI, (22)],
одноточечность мысли,
а остальные — как в четырех дхьянах и т.д...

[VII] Затем, покинув сферу бесконечного сознания и осознав,что «ничего нет», Шарипутра вступает в сферу ничто, состояни­ями сознания которой являются
восприятие сферы ничто [VII,(23)]
и одноточечность мысли.

А остальные опять же, как в четырех дхьянах и т.д...[VIII]

Но и сферу ничто Шарипутра покидает и входит в сферу ни восприятия, ни не-восприятия. Там он пребывает, а,выйдя из нее, созерцает прошлые дхармы, те, что исчезли,ушли из становления.
Так он осознает: "Воистину, не быв, эти дхармы возникли. Возникнув, исчезли, ушли 14 ".

И были ему аб­солютно безразличны все они, ни отталкивали они его и непритягивали.

[IX] Уйдя из сферы ни восприятия, ни не-восприятия, Шари­путра достиг сферы прекращения восприятия и чувствования. И все его умственные помрачения и притоки были уничтожены его всепроникающей Мудростью. И осознав свое достижение, спросил:
"А есть ли еще избавление далее того, что достигнуто?"

Ответил:
"Нет, далее нет" 15.

О монахи, если можно о ком-то сказать, что он достиг совершенства в благородстве поведения, благородстве сосредоточения сознания и в благородстве муд­рости 16, то это должно быть сказано о Шарипутре. И еще, о монахи, если и можно о ком-то сказать, что он — сын Господа, Будды, рожденный из груди Будды, из уст Будды, рожденный из Дхармы, созданный Дхармой, наследник Будды в Дхарме, не по плоти, не в плотских вещах, то следует это сказать о Шарипут­ре. О монахи, Шарипутра — тот, кто продолжает вращать Ко­лесо Дхармы, которое начал вращать Так Ушедший».

Вот что Господь сказал монахам. И возрадовались они егословам.

1 Majyhima­Nikäya. The Middle­length Discourses of the Buddha /Transi, by Bhikkhu Nönamoli, ed. and revised by Bhikkhu Bodhi. BostonMass.: Wisdom Publications, 1995. P. 899-902 .

2«Состояние сознания», т.е. дхармы. Здесь термины практически синонимичны.

3«Вникание» или «интуиция» (Р. vipassanä), здесь — частный слу­чай созерцания вообще (Р. anupassanä ). Вникание характеризуется конкретностью и детальностью в рассмотрении объектов созерцания.

­4 Имеется в виду буддийская классификация дхарм по общему кар­мическому признаку на благие, неблагие и неопределенные.

5 Подробнее в X. Здесь особенно важно иметь в виду обратный эффект созерцания: дхармы, в возникновение и исчезновение кото­рых вникал Шарипутра, возникали и исчезали только тогда, когда он их созерцал в одной из дхьян.

6«Одноточечность мысли» здесь синонимична сосредоточению сознания, самадхи (подробнее см. X).
Состояния (6)­(10) соответ­ствуют пяти агрегатам, скандхам индивидуального существования.Только вместо формы (или тела) здесь — «контакт», «соприкоснове­ние» (Р. phassa, Skr. sprsa), а вместо санскар— «воля», «воление» (Р. иSkr. cetanä).
Состояния (11)­(16) являются как бы дополнительными,поскольку они реализуются конкретно, внутри данной дхьяны.

7 Проникание в дхармы «по одной», «в одну за другой», возможно, является особым способом дхьянического рассмотрения, практику­емым Шарипутрой.

8«Еще одно» — в смысле относящееся к следующей дхьяне.

9«Достигнутого», точнее — культивированного, отработанного.Культивирование (Р. и Skr. bhävanä) имеет два значения. В первом зна­чении — это термин, обозначающий в принципе все методы и спосо­бы буддийского созерцания, дхьяны, и почти синонимичный дхьяне. Во втором, более частном значении — это особые созерцательные прак­тики совершенствующие ум, делающие его пригодным («зрелым»)для йоги, но практики прежде всего зрительного, визуального созер­цания.

10«Установленность» или «установление ума» (Р. ekodibhäva) — йоги­ческое внимание, устанавливающее направление и границы умствен­ной активности йога.

11«Обратное вспоминание» (подробно выше, в IX). Интересно заметить, что здесь оно фигурирует (во второй и третьей дхьяне) как одно из дополнительных состояний сознания.

12 Осознание здесь несет чисто дхьяническую функцию.

13«Беззаботность ума» (Р. и Skr. anäbhoga) предполагает прекраще­ние умственного напряжения и волевых усилий.

14Эта фраза является своего рода «йогической формулой», за­вершающей созерцание дхарм, поскольку она является концентри­рованным описанием двух универсальных состояний всех феноме­нов вселенной.

15«Нет», поскольку все достижения уже завершились в архатстве Шарипутры.

16 Эта фраза отражает традиционное разделение Учения (Дхармы)Будды на мораль, мудрость и созерцание.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

327776СообщениеДобавлено: Ср 10 Май 17, 14:07 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Господь акбар!  Laughing
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.022 (0.429) u0.010 s0.001, 18 0.013 [243/0]