Алексей_Михайлов заблокирован
Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
№327775Добавлено: Ср 10 Май 17, 13:58 (8 лет тому назад) АНУПАДА-СУТТА |
|
|
|
АНУПАДА-СУТТА1
РАЗНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ОДНО ЗА ДРУГИМ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДХЬЯНАХ И ПЯТИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫХ СФЕРАХ
Так я слышал. Однажды, когда Господь пребывал в Шравасте, в роще Джета, что в парке Анатхапиндады, вот что сказал он собравшимся вокруг него монахам:
«Велика мудрость Шарипутры, о монахи. Широка его мудрость, чего она только не охватывает. Радостна его мудрость, о монахи. Полмесяца проникал он в дхьянические состояния в одно за другим по мере того, как они пред ним возникали 4.
Итак, о монахи, Шарипутра, полностью отстранив себя от чувственных удовольствий и избавившись от не-благих дхарм, вошел в первую дхьяну 5.
Эта дхьяна сопровождается «приложением мысли», «поддержанием мысли», а также радостью и наслаждением, порожденными полным отстранением.
Таковы состояния сознания в первой дхьяне.
Во-первых,те, что непосредственно предшествуют вхождению в нее, либо сопутствуют этому вхождению. Это:
(1) приложение мысли,
(2) поддержание мысли,
(3) одноточечность мысли,
(4) радость и
(5) наслаждение
— всего пять состояний сознания.
Во-вторых, это пять агрегатов, скандх, индивидуального существования:
(6) контакт (или осязание),
(7) эмоции,
(8) восприятие ,
(9) воление и
(10) ум (или сознание) 6,
которые остаются еще от времени до вхождения в первую дхьяну.
В-третьих, это шесть состояний сознания, которые, сами по себе будучи благими драхмами, могут как возникать естественным образом,так и развиваться йогическим упражнением. Это:
(11) рвение,
(12) решительность,
(13) энергичность,
(14) памятование,
(15)равность и
(16) внимательность.
Всего состояний сознания впервой дхьяне тогда будет шестнадцать.
В эти состояния и впадал Шарипутра в одно за другим по мере их возникновения 7.
Знал он их возникающими, знал уже возникшими, знал исчезнувшими. Вот так понимал он эти состояния:
"Не быв, начинают они становиться. Только став, исчезают".
Сам же он в отношении к этим состояниям оставался равнодушным, отстраненным, непривязанным, независимым. Ибо ум его был свободен от пут.
И вот еще как понимал Шарипутра эти состояния:
"О, есть же еще одно избавление 8, что за пределами (всего) уже достигнутого 9. Подтверждаю — есть"».
[II] Тогда, о монахи, он останавливает приложение и поддержание мысли [(1) и (2)] и пребывает во второй дхьяне.
Состояния сознания в ней — это:
(1) спокойная уверенность,
(2) установленность ума 10,
(3) одноточечность мысли [также(3) в первой дхьяне]. В ней нет (1) и (2) первой дхьяны, но остаются ее (4) и (5) под теми же номерами. Опять же в ней есть те же пять скандх, а также состояния (11) — (16), фигурирующие под теми же номерами. И эти шестнадцать состояний второй дхьяны Шарипутра знал не возникшими, возникающими и исчезающими.[III] Потом, о монахи, Шарипутра приостанавливает радость и наслаждение [(4) и (5) в I и II] и пребывает в третьей дхьяне.
В третьей дхьяне он упражняет обратное вспоминание 11[I—II, (15)] и все ясно осознает [III, (17)]12. Но он еще способен чувствовать телесное удовольствие [I—II, (5)]. Остальные же состояния в третьей дхьяне будут такими же как и в первой и второй. И так далее...
[IV] Теперь, о монахи, Шарипутра, покинувший удовольствие, равно как и страдание, оставивший позади себя радость и горе, веселье и грусть, входит в четвертую дхьяну. В ней нет ни страдания, ни удовольствия. В ней есть чистота обратного вспоминания [IV, (18)], порожденная полной невозмутимостью. Другие состояния в четвертой дхьяне — это равность [I—III , (15)], чувство ни страдания, ни удовольствия, ни приятного, ни неприятного [IV, (19)] и полная беззаботность ума [IV,(20)]13.
Остальные же состояния сознания здесь будут, как в первых трех, и так далее...
[V] Наконец, о монахи, когда полностью оставлены позади форма и восприятие формы, чувственное восприятие , воприятие [т.е. состояния сознания (6 ) -(10)], тогда Шарипутра,осознающий, что «пространство бесконечно», входит в сферу бесконечного пространства.
Состояния сознания этой сферы таковы:
восприятие сферы безграничного пространства [V, (21)],
одноточечность мысли [I—IV, (3)],
а также все остальные перечисленные в первых четырех дхьянах.[VI]
Затем Шарипутра выходит за пределы сферы бесконечного пространства и, осознавая, что «сознание бесконечно»,входит в сферу бесконечного сознания. Состояния сознания этой сферы таковы:
восприятие сферы бесконечного сознания[VI, (22)],
одноточечность мысли,
а остальные — как в четырех дхьянах и т.д...
[VII] Затем, покинув сферу бесконечного сознания и осознав,что «ничего нет», Шарипутра вступает в сферу ничто, состояниями сознания которой являются
восприятие сферы ничто [VII,(23)]
и одноточечность мысли.
А остальные опять же, как в четырех дхьянах и т.д...[VIII]
Но и сферу ничто Шарипутра покидает и входит в сферу ни восприятия, ни не-восприятия. Там он пребывает, а,выйдя из нее, созерцает прошлые дхармы, те, что исчезли,ушли из становления.
Так он осознает: "Воистину, не быв, эти дхармы возникли. Возникнув, исчезли, ушли 14 ".
И были ему абсолютно безразличны все они, ни отталкивали они его и непритягивали.
[IX] Уйдя из сферы ни восприятия, ни не-восприятия, Шарипутра достиг сферы прекращения восприятия и чувствования. И все его умственные помрачения и притоки были уничтожены его всепроникающей Мудростью. И осознав свое достижение, спросил:
"А есть ли еще избавление далее того, что достигнуто?"
Ответил:
"Нет, далее нет" 15.
О монахи, если можно о ком-то сказать, что он достиг совершенства в благородстве поведения, благородстве сосредоточения сознания и в благородстве мудрости 16, то это должно быть сказано о Шарипутре. И еще, о монахи, если и можно о ком-то сказать, что он — сын Господа, Будды, рожденный из груди Будды, из уст Будды, рожденный из Дхармы, созданный Дхармой, наследник Будды в Дхарме, не по плоти, не в плотских вещах, то следует это сказать о Шарипутре. О монахи, Шарипутра — тот, кто продолжает вращать Колесо Дхармы, которое начал вращать Так Ушедший».
Вот что Господь сказал монахам. И возрадовались они егословам.
1 MajyhimaNikäya. The Middlelength Discourses of the Buddha /Transi, by Bhikkhu Nönamoli, ed. and revised by Bhikkhu Bodhi. BostonMass.: Wisdom Publications, 1995. P. 899-902 .
2«Состояние сознания», т.е. дхармы. Здесь термины практически синонимичны.
3«Вникание» или «интуиция» (Р. vipassanä), здесь — частный случай созерцания вообще (Р. anupassanä ). Вникание характеризуется конкретностью и детальностью в рассмотрении объектов созерцания.
4 Имеется в виду буддийская классификация дхарм по общему кармическому признаку на благие, неблагие и неопределенные.
5 Подробнее в X. Здесь особенно важно иметь в виду обратный эффект созерцания: дхармы, в возникновение и исчезновение которых вникал Шарипутра, возникали и исчезали только тогда, когда он их созерцал в одной из дхьян.
6«Одноточечность мысли» здесь синонимична сосредоточению сознания, самадхи (подробнее см. X).
Состояния (6)(10) соответствуют пяти агрегатам, скандхам индивидуального существования.Только вместо формы (или тела) здесь — «контакт», «соприкосновение» (Р. phassa, Skr. sprsa), а вместо санскар— «воля», «воление» (Р. иSkr. cetanä).
Состояния (11)(16) являются как бы дополнительными,поскольку они реализуются конкретно, внутри данной дхьяны.
7 Проникание в дхармы «по одной», «в одну за другой», возможно, является особым способом дхьянического рассмотрения, практикуемым Шарипутрой.
8«Еще одно» — в смысле относящееся к следующей дхьяне.
9«Достигнутого», точнее — культивированного, отработанного.Культивирование (Р. и Skr. bhävanä) имеет два значения. В первом значении — это термин, обозначающий в принципе все методы и способы буддийского созерцания, дхьяны, и почти синонимичный дхьяне. Во втором, более частном значении — это особые созерцательные практики совершенствующие ум, делающие его пригодным («зрелым»)для йоги, но практики прежде всего зрительного, визуального созерцания.
10«Установленность» или «установление ума» (Р. ekodibhäva) — йогическое внимание, устанавливающее направление и границы умственной активности йога.
11«Обратное вспоминание» (подробно выше, в IX). Интересно заметить, что здесь оно фигурирует (во второй и третьей дхьяне) как одно из дополнительных состояний сознания.
12 Осознание здесь несет чисто дхьяническую функцию.
13«Беззаботность ума» (Р. и Skr. anäbhoga) предполагает прекращение умственного напряжения и волевых усилий.
14Эта фраза является своего рода «йогической формулой», завершающей созерцание дхарм, поскольку она является концентрированным описанием двух универсальных состояний всех феноменов вселенной.
15«Нет», поскольку все достижения уже завершились в архатстве Шарипутры.
16 Эта фраза отражает традиционное разделение Учения (Дхармы)Будды на мораль, мудрость и созерцание. |
|