Ashen_
Я думаю что вы все верно понимаете (то, что вы это не принимаете, это другое дело).
В тибетском буддизме есть фигура Друкпы Кюнле, Марпы, Миларепы, других махасиддхов-сумасбродов.
Но средневековый Тибет это феодальное теократическое государство. Сама система функционирования монастырей подразумевала покорность для монахов и мирян которые были прикреплены к этому монастырю.
Чань-буддизм в Китае, откуда пошли все эти экстремистские антиавторитарные лозунги не имели собственной суверенной власти как тибетские монастыри, а управлялись китайской императорской бюрократией. Поэтому у них было "внешнее" и "внутреннее" поведение и аксиология.
Как мастера разговорного жанра, чаньцы могли любого бюрократа убедить в своей правоте и их непочтение к собственным святыням для императорской администрации было безразличным.
Но чаньцы не рисковали говорить Император - дырка в сортире, увидишь Императора - убей его, увидишь сборщика налогов - не плати, и тд.
Если я правильно понял, то тибетская традиция почтения к учителям является в своей основе скорее обычной традицией, чем частью буддийской практики.
№279482Добавлено: Пн 09 Май 16, 22:26 (9 лет тому назад)
Китайско-японская махаяна и тибетская ваджраяна - это два сильно разных буддизма. Исторически между их началами разрыв лет в пятьсот, если не больше, а культурно - так вообще они по разные стороны вечности. В Китай приходили разные толки буддизма, в том числе и ранние эзотерические школы, но наиболее значительными стали чань и амидаизм, как наиболее соответствующие местной культуре. В Тибет же был экспортирован индийский тантрический буддизм гораздо позднего времени, перемешанный с шиваистским гуруизмом и отражающий совсем другие ценности. Поэтому проводить такое сравнение просто не имеет смысла.
В реальном дзен очень велико почтение к наставнику, а приводимые вами примеры - это маргинальная риторика школы риндзай. Этот отражение одного из методов обучения, но вовсе не его сущность. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№279485Добавлено: Пн 09 Май 16, 22:40 (9 лет тому назад)
Фикус
Однако при всем почтении к учителю, принцип "не опираться на слова и учения" провозглашенный Бодхидхармой все равно остается.
Конечно это не значит что неофиты постоянно эпатируют друг друга и окружающих, это значит что они не могут использовать риторику: "Будда (или иной авторитет) сказал то-то, поэтому то-то".
№279490Добавлено: Пн 09 Май 16, 23:03 (9 лет тому назад)
Принцип, скорее приписываемый Бодхидарме, нежели провозглашенный им. Он, всё же, и сам писал, и рекомендовал читать, в частности, Ланкаватару.
Смысл же подхода дзен "без опоры на тексты" - это вполне традиционное буддийское противопоставление понимания смысла простому заучиванию слов. Об этом ув. КИ много раз говорил. Последнее, кстати, является характерным как раз для ваджраяны. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ashen_
Я думаю что вы все верно понимаете (то, что вы это не принимаете, это другое дело).
В тибетском буддизме есть фигура Друкпы Кюнле, Марпы, Миларепы, других махасиддхов-сумасбродов.
Но средневековый Тибет это феодальное теократическое государство. Сама система функционирования монастырей подразумевала покорность для монахов и мирян которые были прикреплены к этому монастырю.
Чань-буддизм в Китае, откуда пошли все эти экстремистские антиавторитарные лозунги не имели собственной суверенной власти как тибетские монастыри, а управлялись китайской императорской бюрократией. Поэтому у них было "внешнее" и "внутреннее" поведение и аксиология.
Как мастера разговорного жанра, чаньцы могли любого бюрократа убедить в своей правоте и их непочтение к собственным святыням для императорской администрации было безразличным.
Но чаньцы не рисковали говорить Император - дырка в сортире, увидишь Императора - убей его, увидишь сборщика налогов - не плати, и тд.
Если я правильно понял, то тибетская традиция почтения к учителям является в своей основе скорее обычной традицией, чем частью буддийской практики.
№279500Добавлено: Вт 10 Май 16, 00:56 (9 лет тому назад)
"Если я правильно понял, то тибетская традиция почтения к учителям является в своей основе скорее обычной традицией, чем частью буддийской практики."
Это общеиндийская традиция, впрочем, и здравомыслящий подход. К более сведущим надо относится с почтением, тогда можно чему- то научится, все другие подходы, подходы - идиотов. Но для многих ( тех кто не желает учится) такой подход равноценен- буффонаде. Некое подобие, раньше было в светской( советской) школе и пр.
"Фикус
Однако при всем почтении к учителю, принцип "не опираться на слова и учения" провозглашенный Бодхидхармой все равно остается. "
Принцип чего? "Недочтения"- Бодхидхармы? Этот принцип, нормально может объясниться тем, что если практически не применяешь, не стоит их и выражать, и опираться на них.
"...Последнее, кстати, является характерным как раз для ваджраяны."
Что заучивание текстов? Глупость. Просто, в ваджраяне, шабда прамана - рулит.
Изучая некоторые доступные в сети труды по дзен-буддизму, не раз натыкался на наставления, в которых мастера советовали не делать из них авторитет. Фразы вроде "встретишь Патриарха - убей Патриарха...", различные оскорбительные высказывания некоторых тамошних учителей в адрес Будды и особенности общения дзен мастеров и учеников хорошо иллюстрируют распространенность этого принципа.
В школах ваджраяны же все совершенно наоборот. К наставникам там учат относиться с почтением. В молитвах для ежедневной практики пишут: "ниспошлите свои благословления, дарующие вдохновление, дабы пресеклись все извращенные помыслы: от непочтения к добрейшему наставнику до утонченнейшей двойственности восприятия". То есть фактически то, что в дзен-буддизме является частью практики в ваджраяне считается за неправильное поведение.
Как вы считаете, почему между двумя направлениями махаяны существует такая большая разница между подходами к одной и той же части учения? Ведь несмотря на разницу в методике, учитель в обоих направлениях является крайне важным фактором успешной практики. Возможно ли, что почтение к наставнику в тибетском буддизме имеет несколько иной смысл, нежили тот, который мы привыкли вкладывать в слово "почтение"?
Или непочтение в дзен не так уж и непочтительно?
Так работает Ваше восприятие. Вы отбираете то, к чему склонны. Поэтому замечаете почтительность в школах ваджраяны и непочтение в школах дзен. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Что заучивание текстов? Глупость. Просто, в ваджраяне, шабда прамана - рулит.
Заучивание писаний наизусть было стандартной дисциплиной обучения неграмотных послушников с самых ранних времён. В тибетской же версии к этому добавилось также заучивание движений, жестов, поз и даже выражения лица. Тут метод Мейерхольда рулит. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы