№279342Добавлено: Пн 09 Май 16, 12:38 (9 лет тому назад)Отношение к учителю в ваджраяне и в дзен
Изучая некоторые доступные в сети труды по дзен-буддизму, не раз натыкался на наставления, в которых мастера советовали не делать из них авторитет. Фразы вроде "встретишь Патриарха - убей Патриарха...", различные оскорбительные высказывания некоторых тамошних учителей в адрес Будды и особенности общения дзен мастеров и учеников хорошо иллюстрируют распространенность этого принципа.
В школах ваджраяны же все совершенно наоборот. К наставникам там учат относиться с почтением. В молитвах для ежедневной практики пишут: "ниспошлите свои благословления, дарующие вдохновление, дабы пресеклись все извращенные помыслы: от непочтения к добрейшему наставнику до утонченнейшей двойственности восприятия". То есть фактически то, что в дзен-буддизме является частью практики в ваджраяне считается за неправильное поведение.
Как вы считаете, почему между двумя направлениями махаяны существует такая большая разница между подходами к одной и той же части учения? Ведь несмотря на разницу в методике, учитель в обоих направлениях является крайне важным фактором успешной практики. Возможно ли, что почтение к наставнику в тибетском буддизме имеет несколько иной смысл, нежили тот, который мы привыкли вкладывать в слово "почтение"?
Или непочтение в дзен не так уж и непочтительно?
Изучая некоторые доступные в сети труды по дзен-буддизму, не раз натыкался на наставления, в которых мастера советовали не делать из них авторитет.
И, как, советы дошли?
Я больше склоняюсь к ваджраяне и стараюсь внемлять советам тибетских учителей. Просто стало интересно почему есть такая разница.. и есть ли она вообще?
Ashen_
Дрон думает, что вы ни черта не поняли из того что прочитали по дзен-буддизму. И кажется что для этого есть основания.
Наверное вам милее Боженька, который усадит вас к себе на коленки и споет вам колыбельную в лице добрых тибетских лам.
Вы, я заметил, нередко третируете христианство. Для человека с такой очевидной привязанностью к этой авраамической религии, вы подозрительно много времени проводите на небогоугодном форуме))
Может и не понял. Читал и общался я с людьми этого направления действительно немного. Раз не понял, то может объясните?) я буду благодарен, а вы с пользой проведете время. Всяко лучше, чем вхолостую ругать чужую религию)
№279358Добавлено: Пн 09 Май 16, 13:42 (9 лет тому назад)
Ashen_
Ну так вы же сами написали - "советовали не делать из них авторитет". То есть вы все понимаете - причину непочтительности, но не можете ее принять, потому что это противоречит вашему воспитанию и связанной с ним вашими представлениями аксиологии и агиологии.
Если сможете изменить вашу аксиологию и выкинуть агиологию, то получите энергию, которая расходуется у вас на их поддержание.
Эта энергия как "жизненная сила" может быть направлена на изменение характера ваших переживаний, и сделает жизнь насыщеннее, ярче.
Чего и добивались дзен-буддисты.
Ashen_
Ну так вы же сами написали - "советовали не делать из них авторитет". То есть вы все понимаете - причину непочтительности, но не можете ее принять, потому что это противоречит вашему воспитанию и связанной с ним вашими представлениями аксиологии и агиологии.
Если сможете изменить вашу аксиологию и выкинуть агиологию, то получите энергию, которая расходуется у вас на их поддержание.
Эта энергия как "жизненная сила" может быть направлена на изменение характера ваших переживаний, и сделает жизнь насыщеннее, ярче.
Абсолютно. Ярче чем тысяча взрывающихся солнц.
Видимая квантовыми зрачками.
Ashen_
Ну так вы же сами написали - "советовали не делать из них авторитет". То есть вы все понимаете - причину непочтительности, но не можете ее принять, потому что это противоречит вашему воспитанию и связанной с ним вашими представлениями аксиологии и агиологии.
Если сможете изменить вашу аксиологию и выкинуть агиологию, то получите энергию, которая расходуется у вас на их поддержание.
Эта энергия как "жизненная сила" может быть направлена на изменение характера ваших переживаний, и сделает жизнь насыщеннее, ярче.
Чего и добивались дзен-буддисты.
Другой разговор)
Я вполне понимаю, почему дзен-буддисты так делают и допускаю эффективность этого метода избавления от привязанности к учителю. Никаких внутренних противоречий с этой методикой у меня нет. Вопрос скорее в том, почему с тибетским буддизмом в этом плане именно такое различие. Может быть почтение к учителю носит в тибетской традиции несколько иной характер? Просто само слово почтение, как мне кажется, предполагает некую привязанность. Не думаю, что буддисты любой традиции стали бы культивировать то, от чего в конечном счете следует избавляться.
"Будда – это дырка в сортире, нирвана – кол для привязи осла" ?
У меня есть два предположения:
1. И Будда и нирвана как феномены сами по себе могут стать объектами привязанности.
2. Будда, дырка в сортире, нирвана, столб - все имеют одну природу.
№279368Добавлено: Пн 09 Май 16, 14:48 (9 лет тому назад)
Ashen_
Я думаю что вы все верно понимаете (то, что вы это не принимаете, это другое дело).
В тибетском буддизме есть фигура Друкпы Кюнле, Марпы, Миларепы, других махасиддхов-сумасбродов.
Но средневековый Тибет это феодальное теократическое государство. Сама система функционирования монастырей подразумевала покорность для монахов и мирян которые были прикреплены к этому монастырю.
Чань-буддизм в Китае, откуда пошли все эти экстремистские антиавторитарные лозунги не имели собственной суверенной власти как тибетские монастыри, а управлялись китайской императорской бюрократией. Поэтому у них было "внешнее" и "внутреннее" поведение и аксиология.
Как мастера разговорного жанра, чаньцы могли любого бюрократа убедить в своей правоте и их непочтение к собственным святыням для императорской администрации было безразличным.
Но чаньцы не рисковали говорить Император - дырка в сортире, увидишь Императора - убей его, увидишь сборщика налогов - не плати, и тд.
Ashen_
Ну так вы же сами написали - "советовали не делать из них авторитет". То есть вы все понимаете - причину непочтительности, но не можете ее принять, потому что это противоречит вашему воспитанию и связанной с ним вашими представлениями аксиологии и агиологии.
Если сможете изменить вашу аксиологию и выкинуть агиологию, то получите энергию, которая расходуется у вас на их поддержание.
Эта энергия как "жизненная сила" может быть направлена на изменение характера ваших переживаний, и сделает жизнь насыщеннее, ярче.
Чего и добивались дзен-буддисты.
Другой разговор)
Я вполне понимаю, почему дзен-буддисты так делают
Смеху подобное допущение. Нельзя исключать фактор иероглифической запутанности на корню.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы