Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Усилие на пути. Желание как роль в достижении Ниббаны.

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

321170СообщениеДобавлено: Сб 25 Мар 17, 21:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кроме того, tanha, на сколько я помню, нейтральный фактор.

По крайней мере, в ортодоксной Тхераваде, taṇhā всегда акусала.

Вот chando это нейтральный фактор который может быть благим, неблагим или нейтральным.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

321172СообщениеДобавлено: Сб 25 Мар 17, 21:39 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

вообще-то, жажда - основная причина страдания. В четырех истинах. И не только
_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Alex123
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

321174СообщениеДобавлено: Сб 25 Мар 17, 21:57 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
вообще-то, жажда - основная причина страдания. В четырех истинах. И не только

Верно. Я это также подразумевал.  

Проблема в том что когда переводят с пали на другой язык, то как правило не делают упор на разницу между taṇhā и chando. И это ведет к таким неофитским вопросам типа: Если желание это причина страдания, то как можно желать прогресса на пути (а без желания как можно что то делать), и т.д.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: Frithegar, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

321175СообщениеДобавлено: Сб 25 Мар 17, 22:29 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кусала-акусала, как факторы, определяющие качество веданы в будущем - это одно. А факторы пути - другое. Танха не препятствует благим рождениям, поэтому она нейтральна в контексте факторов рождения. Существ без танхи вовсе не бывает, такие не рождаются.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

321177СообщениеДобавлено: Сб 25 Мар 17, 22:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Кроме того, tanha, на сколько я помню, нейтральный фактор.

По крайней мере, в ортодоксной Тхераваде, taṇhā всегда акусала.

Вот chando это нейтральный фактор который может быть благим, неблагим или нейтральным.

Разве это не синонимы?


Ответы на этот пост: Alex123
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12655

321185СообщениеДобавлено: Вс 26 Мар 17, 00:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В Абхидхамме другое деление, там лобхи-танхи может не быть (она только в акусала читтах), но кама-, рупа-, арупа - кусала читты с мирской мудростью, которая не приводит к святости. По крайней мере, в большинстве комментов, что я читал, описано так. И моха точно так же - она только в акусала читтах при сомнении и беспокойстве. В джханических читтах ее нет. Есть какая-то пання (их 73 штуки). Чандха может появлятся во многих случаях. Надо таблицу точно смотреть, где она есть.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

321188СообщениеДобавлено: Вс 26 Мар 17, 00:50 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кама-танхи может не быть. А бхава-танха - вплоть до архатства.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

321198СообщениеДобавлено: Вс 26 Мар 17, 03:56 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Кроме того, tanha, на сколько я помню, нейтральный фактор.

По крайней мере, в ортодоксной Тхераваде, taṇhā всегда акусала.

Вот chando это нейтральный фактор который может быть благим, неблагим или нейтральным.

Разве это не синонимы?

Нет. По абхидхамма сангахе   chando это pakiṇṇaka cetasika  а танха (лобха) четасика это всегда универсальная акусала четасика
link

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

321227СообщениеДобавлено: Вс 26 Мар 17, 14:04 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
... там говорится, кстати, что "Этимология слова ”пратимокша” (пали “патимоккха”) не совсем ясна". Совершенно точно можно сказать, что "мокша" или "мокха" означает "освобождение".

Думаю, что слово Патимоккха (Pātimokkha) состоит из двух слов: mokkha - "окончательное освобождение", "полная реализация". И второе слово paṭi, что означает - "напротив", "с другой стороны". То есть, полное освобождение с той стороны, в смысле в духе, в высшем сознании. Но не тут, в наших условиях. Свобода относительная бывает и тут, в общем-то

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

321229СообщениеДобавлено: Вс 26 Мар 17, 14:28 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
как правило не делают упор на разницу между taṇhā и chando

taṇhā - неудовлетворенное болезненное желание. Это когда желание по своей силе превышает возможность его удовлетворить. Когда расход воды в пустыне больше чем возможность его пополнить - ощущается жажда. Состояние, кстати "голодной тени" или "голодного духа" (прета) после окончания физической жизни в теле. Когда у бывших развращенными и несдержанными в своих желаниях при жизни пост-людей, ушедших в другой мир, желание всё еще существует, но нет возможности его удовлетворить в виду отсутствия тела. Носит это состояние затухающий характер у обычных пост-людей. Если они не были до крайности развращенными.
 
chando - это обычное желание, не переросшее в жажду. Естественная потребность. Как обычный и привычный голод перед гарантированным обедом.

но это как я понимаю, конечно.

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

321232СообщениеДобавлено: Вс 26 Мар 17, 14:38 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Если желание это причина страдания, то как можно желать прогресса на пути

Желание прогресса дает только убеждение. Просто так ждать, пока возникнет это желание само собой, как обычное желание - это бессмысленно. Оно не возникнет, как я думаю. Потому, что истинный прогресс антагонистичен обычным желаниям. Но тут очень важное дополнение: а что подразумевается под "прогрессом на пути"? Это не известность, это не материальное благополучие, это не всё то ,что имеется в виду под обычным прогрессом на пути. Наша сфера, в которой живут наши физические тела и низшие желания с ними связанные - она антагонистична высшим духовным стремлениям. Потому, очень много в это сфере физической материи противодействует "прогрессу на пути".

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

321234СообщениеДобавлено: Вс 26 Мар 17, 14:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

... но есть одно очень положительное в этом. А именно: если обычное желание при его удовлетворении сначала даёт радость, а потом требует плату за эту радость (является "причиной страдания"), то "прогресс на пути" о котором говорим выше и усилия для него - это  сначала требует плату - а потом это дает действительную радость. И это никто не может отнять у человека. Как и всякий результат усилий. И в этом отличие обычного человека, который ищет приятного и получает его - а потом становится "должником". И "просветленного", который сначала работает и трудится, а потом получает "плату" за это, как результат каммы.
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

321378СообщениеДобавлено: Пн 27 Мар 17, 15:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Alex123 пишет:
как правило не делают упор на разницу между taṇhā и chando

taṇhā - неудовлетворенное болезненное желание. Это когда желание по своей силе превышает возможность его удовлетворить. Когда расход воды в пустыне больше чем возможность его пополнить - ощущается жажда. Состояние, кстати "голодной тени" или "голодного духа" (прета) после окончания физической жизни в теле. Когда у бывших развращенными и несдержанными в своих желаниях при жизни пост-людей, ушедших в другой мир, желание всё еще существует, но нет возможности его удовлетворить в виду отсутствия тела. Носит это состояние затухающий характер у обычных пост-людей. Если они не были до крайности развращенными.
 
chando - это обычное желание, не переросшее в жажду. Естественная потребность. Как обычный и привычный голод перед гарантированным обедом.

но это как я понимаю, конечно.

Не верно. Танха не имеет отношения к желаниям, которые целиком и полностью входят в совокупность цепляния за чувства.

Танха нельзя распознать, рассматривая совокупности цепляния, поскольку танха является условием возникновения цепляния.

Выйти за пределы рождения - вот что необходимо сделать, практикуя осознанность к качествам ума. Необходимо увидеть пять совокупностей, рассмотреть их, увидеть их старость и смерть, увидеть рождение, как условие для старости и смерти, увидеть существование, как условие для рождения. Вот что значит - выйти за пределы рождения и смерти.

Только так можно распознать существование и распознать цепляние, как условие для существования.
Только распознавая цепляние можно распознать жажду, как условие для цепляния.

Пока Вы уверенно не обнаружили старость и смерть, нельзя говорить о том, что Вы сможете распознать условие старости и смерти - рождение.

Если Вы думаете, что распознаете - приведите примеры, укажите на старость и смерть. Сразу будет ясно, правильно направлено Ваше внимание или нет.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

321547СообщениеДобавлено: Ср 29 Мар 17, 11:51 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Нет. По абхидхамма сангахе   chando это pakiṇṇaka cetasika  а танха (лобха) четасика это всегда универсальная акусала четасика link

Вот есть такое упоминание chandaṃ:

Цитата:
А что такое правильное усилие?
https://suttacentral.net/ru/dn22

При этом монах вызывает у себя желание (чханда), прилагает все силы, вырабатывает настойчивость (вирья), поддерживает и проявляет свое намерение (читта) ради предотвращения еще невозникших неумелых умственных качеств (акусала-дхамма)

Он вызывает у себя желание, прилагает все силы, вырабатывает настойчивость, поддерживает и проявляет свое намерение ради устранения уже возникших неумелых умственных качеств.

Он вызывает у себя желание, прилагает все силы, вырабатывает настойчивость, поддерживает и проявляет свое намерение ради развития еще невозникших умелых умственных качеств (кусала-дхамма).

Он вызывает у себя желание, прилагает все силы, вырабатывает настойчивость, поддерживает и проявляет свое намерение ради подержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства уже возникших умелых умственных качеств.

Но есть там и такое. Упоминается как "чувственное желание" (kāmacchandaṃ):

Цитата:
Чувственное желание

   монах, когда в нем присутствует чувственное желание,распознает, что в нем есть чувственное желание,
   либо, когда в нем отсутствует чувственное желание, он распознает, что в нем нет чувственного желания.
   Он распознает, как происходит возникновение невозникшего чувственного желания;
   он распознает, как происходит исчезновение возникшего чувственного желания;
   он распознает, как происходит невозникновение в будущем исчезнувшего чувственного желания.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (1.016) u0.015 s0.002, 18 0.015 [262/0]