Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гость&
Гость





159965СообщениеДобавлено: Пт 16 Авг 13, 11:06 (3 года тому назад)    Параллели гностицизма с индуизмом и буддизмом Ответ с цитатой

В гностицизме Абсолют отдаляют эоны миров (небес), между Абсолютом и тварными мирами стоит демиург, в буддизме мара, в буддизме реализовать нирвану, в индуистском брахманизме мокшу так-же очень сложно, легче попасть в миры (локи). В гностицизме главное гнозис (знание), в буддизме запредельная мудрость (праджняпарамита, у тхеравадинов паня-мудрость). Материя ( форма), рассматривается как страдание в буддизме, для гностиков материя тоже зло, тело-темница души. Атман тождественен Брахману, иначе говоря, суть каждого индивидуального существа – это и есть Брахман, а универсальная божественность проникает собой всё и вся. В гностицизме в глубине каждой человеческой души скрывается божественная искра, которая излилась из божественной плеромы и благодаря знанию (гнозису) познает свой Первоисточник и возвращается в него. И для индуиста, и для гностика познание собственной духовной глубины идентично познанию Абсолюта. Есть схожие идеи с дзогченом, где Будда Самантабхадра неразрывно связан с природой живых существ и главное это распознать, иначе будет и дальше подобно зеркалу отражение кармических формирований. В Шиваизме есть понятие о чистом сознании (парашиве).

И гностицизм и индуизм, а так-же и буддизм постулируют существование множества миров разной степени совершенства или материальности.

Индуизм считают образцом многобожия, а гностицизм возник в рамках монотеистической матрицы, но при этом не является простой монотеистической религией наподобие ортодоксального Христианства или, тем более, Ислама. С другой стороны, в Индуизме всё множество богов – это, в конечном счете эпифеномены или проявления Единого. Некоторые из богов индийского пантеона, как, например, Индра или Праджапати, очень напоминают гностического демиурга или архонта.
В-третьих, любимая тема индуистской философии – диалектика дуализма (двайта) и монизма (адвайта). Гностицизм обычно считают дуалистическим мировоззрением, но на самом деле его представления на этот счет очень близки к индуистским. В сфере бытия, которую индуисты называют майя (иллюзорные проявления) доминирует дуализм, а свет и тьма ведут нескончаемую борьбу, вернее свет противопоставляется тьме как ведение (гнозис), а тьма как неведение(агнозис, отсюда кстати слово агностицизм). Зато при восхождении на более высокий уровень бытия эти противоречия снимаются, конечная же Реальность Бытия – это, вероятно, то же самое, что гностики обозначают словом Плерома (полнота, которой ничто не противостоит). В Буддизме, природа бодхисаттв так-же едина, являясь манифестацией единой природы Ади-Будды.

Так-же на счёт Буддизма и гностицизма, можно сформировать целый список:
— Спасение достигается через знание (гнозис, джнана). Интеллектуальное постижение конечной сути бытия – это и есть освобождение и спасение.
— Корень всякого зла есть невежество (агнозис в гностицизме, авидья в Буддизме).
— Освобождающее знание имеет не рациональный и концептуальный, а непосредственный и интуитивный характер. Оно приходит как следствие внутреннего просветления.
— Существуют разные уровни такого знания, где на одном полюсе – непробужденный материалист (хилик), а на другом – «просветленный» Будда, Архат, Бодхисаттва, Гностик, Пневматик.
— И в гностицизме и в Буддизме Высшая Мудрость выступает в женской ипостаси. В гностицизме это Пистис-София, в Буддизме – Праджня (высшая трансцендентная мудрость, самое глубокое и всеохватывающее понимание реальности, свойственное лишь интуитивному знанию).
— И гностицизм и Буддизм в своей изначальной форме ориентированы не на широкие массы, а скорее на более узкий круг людей.
— Конечное состояние, к которому стремятся гностики и буддисты (Плерома, Нирвана), не может быть описано в терминах земного знания и представляет собой окончательное преодоление всякой двойственности.

Под гностицизмом понимается собственно гностицизм 1-4 вв., манихейство, герметизм толка Corpus Hermeticum. В то же время совершенно очевидно, что главным связующим звеном между гностицизмом в относительно узком смысле и дхармическими религиями (индуистскими течениями, Буддизмом) является вера в то, что обусловленное существование в мирах и неведение как причина страданий, есть страдание!
Наверх
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 6379
Откуда: Питер

159974СообщениеДобавлено: Пт 16 Авг 13, 11:57 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Освобождение достигается прекращением неведения, и трех взращиваемых неведением ядов: страсти,  гнева и безразличия.

Интеллектуальное знание лишь один элемент восьмеричного пути

_________________
Пока человек верит в безусловность правильных взглядов, он просто не смотрит на условия в которых эти взгляды взращиваются
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Вантус
математик


Зарегистрирован: 09.09.2008
Суждений: 3158
Откуда: Воронеж

160087СообщениеДобавлено: Пт 16 Авг 13, 23:14 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Гость&
да, в общем все верно. Но не для всех индуизмов. Есть индуизмы, где мокшу обретают через знание (например, адвайта-веданта), а есть - где через бхакти, т.е. любовь к Богу (гаудия-вайшнавизм, т.е. кришнаиты). Гаудии разных видов выражают свою любовь по-разному. Некоторые пляшут и поют, некоторые - разносят освященную пищу беженцам и нищим, чтоб те могли через то также возлюбить Бога, некоторые - и вовсе занятными способами, о которых я вам не скажу. В общем, средний кришнаит при всей бурности выражения чувств к Кришне очень сдержан с людьми и выполняет правила воздержания от алкоголя, мяса, азартных игр, а также вступает в сексуальные отношения лишь в браке и лишь для зачатия детей. Хотя были и кришнаиты-тантрики, но это отдельный вопрос давно минувших дней.
Относительно же отношений Кришны и гопи, то это надо понимать также, как и слова каббалистических книг, что Г-дь вступает в половое соединение с праведными. Т.е. фигурально.

_________________

Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дмитрий С
заблокирован


Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 5818
Откуда: Харьков

160147СообщениеДобавлено: Сб 17 Авг 13, 01:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Насколько я помню из комментариев Шри Прабхупады к "Бхагават Гите как она есть", Шри Чайтанья (которого они называют Господь и считают аватаром) изгнал из своей свиты одного мужика, который лишь взглянул на женщину с вожделением....
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Гость






160176СообщениеДобавлено: Сб 17 Авг 13, 03:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Буддизм, кроме всего прочего не интересуется проблемой творения, происхождения, комо-логии или - гонии, поскольку это область уже концептуальных, двойственных построений чистого в основе ума. Чего не скажешь о всех или почти всех прочих
учениях.
Наверх
Пузо от пива
заблокирован


Зарегистрирован: 06.08.2013
Суждений: 354
Откуда: Сибирь

160178СообщениеДобавлено: Сб 17 Авг 13, 03:57 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Anonymous пишет:
Буддизм, кроме всего прочего не интересуется проблемой творения, происхождения, комо-логии или - гонии, поскольку это область уже концептуальных, двойственных построений чистого в основе ума. Чего не скажешь о всех или почти всех прочих
учениях.

В общем всё верно. А книга ("Дзиан" кажется), о которой упоминала Блаватская и приводила цитаты?
Это же классическая космологическая развёртка пошаговая. Правда, я не помню принадлежность к традиции.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Гость



Откуда: Portland


160245СообщениеДобавлено: Вс 18 Авг 13, 01:47 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

С этим конечно лучше обратиться к Блавадской. Она, видимо в Шамбале сейчас?) Происхождение миров, существ, сознаний - отвлечение в "дзиан", дзен, чань, дхьяне. Smile
Наверх
ujcnm
Гость





160246СообщениеДобавлено: Вс 18 Авг 13, 02:02 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Anonymous пишет:
Буддизм, кроме всего прочего не интересуется проблемой творения, происхождения, комо-логии или - гонии, поскольку это область уже концептуальных, двойственных построений чистого в основе ума. Чего не скажешь о всех или почти всех прочих
учениях.
Он, буддизм, не только интересуется, но и дает вполне ясный ответ. Данная вселенная сотворена силой кармы населяющих ее существ. Каким именно образом- сложно сказать, но легко продемонстрировать.
Вы, например, можете легко пошевелить бровями, а , при должной тренировке, и ушами. Это будет доказательством наличия связи между вашей волей и атомами, из которых состоят ваши уши.
При такой иллюстрации возможность контроля над материей не должна показаться столь уж невероятной.
Наверх
Гость



Откуда: Portland


160248СообщениеДобавлено: Вс 18 Авг 13, 02:18 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Это приятно - сознание того, что наливая в чашку и выпивая из неё чай, ты создаёшь и уничтожаешь миллионы вселенных, вместе с этой самой. )
Наверх
Чжао Вэнь
Гость





160371СообщениеДобавлено: Вс 18 Авг 13, 15:20 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Как говорил Чжуан Цзы: "когда Чжао Вэнь ирает на цине- существует созидание и разрушение, а когда он не играет на своём цине, то и нет созидания и разрушения".
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.075 (1.004) u0.061 s0.006, 18 0.010 [237/0]