Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Скандхи - почему их пять?


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49273

156705СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 10:41 (11 лет тому назад)    Скандхи - почему их пять? Ответ с цитатой

Попалось в АС крутое место про то, что такое скандхи:

Why are there only five aggregates? Because of the five
methods by means of which [the idea] of self (atman) makes its
appearance: self as physical apprehension, self as experience,
self as expression, self as the agent of all right and all wrong,
and self as the basis of all that.

Определение через виды упадана - как я говорил, а мне не все верили.

Еще интересны определения виджняны, как всего, самджни, как опыта, а самскар, как агента для правильного и ложного.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Полосатик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

156709СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 11:43 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ага, интересно и глубоко. А ссылку не можете бросить на источник?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2607

156711СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 11:52 (11 лет тому назад)    Re: Скандхи - почему их пять? Ответ с цитатой

Еще интересны определения виджняны, как всего,
Не всего, а tadāśraya
http://en.wikipedia.org/wiki/Ground_of_Being_%28Dzogchen%29#Nomenclature.2C_orthography_and_etymology

самджни, как опыта
В тексте третье - словесное выражение (абхилапа).

kimupādāya skandhāḥ pañcaiva| paṁcākārātmavastūbhāvanatāmupādāya|
saparigrahadehātmavastu upabhogātmavastu abhilāpātmavastu
sarvadharmādharmābhisaṁskārātmavastu tadāśrayātmasvastu copādāya||
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49273

156718СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 14:58 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо.

Цитата:
Не всего, а tadāśraya

Может это и "всего" в том контексте? Не думаю, что Валпола наугад выбрал значение для перевода. Но поискать конечно смысл есть.

2 Azraya m. that to which anything is annexed or with which anything is closely connected or on which anything depends or rests Pa1n2. R. Ragh. Sus3r. ; a recipient , the person or thing in which any quality or article is inherent or retained or received ; seat , resting-place R. Katha1s. Sus3r. &c. ; dwelling , asylum , place of refuge , shelter R. S3is3. &c. ; depending on , having recourse to ; help , assistance , protection Pan5cat. Ragh. &c. ; authority , sanction , warrant ; a plea , excuse L. ; the being inclined or addicted to , following , practising ; attaching to , choosing , taking ; joining , union , attachment ; dependance , contiguity , vicinity RPra1t. Ya1jn5. Mn. &c. ; relation ; connection ; appropriate act or one consistent with the character of the agent ; (in Gr.) the subject , that to which the predicate is annexed ; (with Buddhists) the five organs of sense with %{manas} or mind (the six together being the recipients of the %{Azrita} or objects which enter them by way of their %{Alambana} or qualities) ; source , origin ; ifc. depending on , resting on , endowed or furnished with (e.g. %{aSTa-guNA7zraya} see under %{aSTa}).

Цитата:
В тексте третье - словесное выражение (абхилапа).

Да, про "опыт" я тут ляпнул.

1 abhilApa m. expression , word Sa1h. &c. ; declaration (as of the object of a vow) Ka1d. (cf. %{abhIlApala4p}.)

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

156751СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 22:28 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ашрая известное слово - основа, см. ашраяправритти, например. Отличается ли ашрая от тадашрая по смыслу не понятно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

156752СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 22:42 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Why are there only five aggregates?
kim-upādāya skandhāḥ pañcaiva|

Because of the five  methods by means of which [the idea] of self (atman) makes its appearance:
paṁca-akāra-atma-vastū-bhāvanatām-upādāya|

self as physical apprehension,
saparigraha-deha-atma-vastu

self as experience,
upabhoga-atma-vastu

self as expression,
abhilāpa-atma-vastu

self as the agent of all right and all wrong,
sarva-dharma-adharma-abhisaṁskāra-atma-vastu

and self as the basis of all that.
tad-āśraya-atmas-vastu ca upādāya||

Перевод предпоследней фразы удивляет. (ps. "copādāya" рассандхачил наугад в "ca upādāya".)


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49273

156757СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 23:17 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Перевод предпоследней фразы удивляет.

Из-за "агента"? Остальное вроде ок. "Агент" это же просто смысловая связка с атмой, его везде можно написать.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

156760СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 23:40 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Еслиб я не видел санскрита, то подумал бы про агента, что это нормально, ведь самскара-скандха, это скандха четаны, т.е. воли, поступков, деятельности.

Цитата:
self as the agent of all right and all wrong,
sarva-dharma-adharma-abhisaṁskāra-atma-vastu

Удивляет тут всё, и abhi-saṁskāra, и sarva dharma adharma.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49273

156762СообщениеДобавлено: Сб 20 Июл 13, 23:44 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Абхисамскара же это одно обычное слово.

1 abhisaMskAra m. `" the being formed "' , development (as of seeds) Car. ; preparation ib. ; conception , idea Buddh.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

156764СообщениеДобавлено: Вс 21 Июл 13, 00:00 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Все слова обычные.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2607

176544СообщениеДобавлено: Сб 07 Дек 13, 22:17 (11 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Поделюсь-ка тайными знаниями Грибника, может, кого-то привлечёт этот подход:
Цитата:
Методику работы с подобного рода «списками», которые нередки в индийских научных текстах,
не раз излагал на конфе­ренциях в Инcтитyтe Востоковедения РАН в Петербурге сотруд­ник указанного учреждения А.В.Парибок.
Она заключается в следующем: данные списки возможно рассматривать не линейно, а структурно, потому как каждый из них может
(и чаще всего это так) представлять систему определенных оппозиций и взаимодо­полнений.
Например: двойка - оппозиция, тройка - взаимодо­полняющая структура, схематически представляемая в виде тре­угольника;
четверка - две пары оппозиций; пятерка - две пары с объединяющим центром; шестерка - три пары оппозиций плюс две тройки взаимодополнений, и т.д.
Главное - правильно опре­делить те признаки, по которым выстраивается та или иная структура.  Cool
Пример применения этого же метода к произведе­ниям буддийской иконографии см. в статье А.В.Парибка «Уст­ройство «колеса существования»
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.848) u0.015 s0.000, 18 0.017 [254/0]