№131203Добавлено: Чт 22 Ноя 12, 19:16 (12 лет тому назад)3 клеши - тупость. Как диагносттировать, что с ней делать?
История вопроса. По весне нехорошим образом впадая в гнев, и участвуя в скандалах понял, что это плохо.
Спросил совета хороших людей на БФ. Осознал советы, частично исполнил. Стало лучше. Так показалось.
Осенью был срыв в гнев.... но он остался внутри... Ни на кого особо не наехал.... Ну валерьянки попил слегка.... ладно.
Карма ни плоха, ни хороша. Карма обусловлена неведением, проявляющемся в трех корнях: страсти(желании), гневе (нежелании) и тупости (безразличии). Карма порождает различающее сознание, плоды кармы - это различение одного и неразличение другого, склонность внимания.
Что гнева конечно да. Поменьше стало. Но не заменился ли он третьей клешей - тупостью. Вот как это понять - спокойствие в конфликте - оно от безгневности, или от отупения? Что это такое - тупость, как проявляется, отслеживается, преодолевается?
№131206Добавлено: Чт 22 Ноя 12, 19:28 (12 лет тому назад)
Безразличие, тупость, невежество - это сопротивление вниманию, трудность в направлении внимания к чему-то (конкретному, не в общем), трудность или неспособность поддерживать внимание в отношении того, к чему нет приязни (расположенности, влечения, страсти) или неприязни (страха, раздражения, злости, гнева).
Все три яда - помехи именно для направления и удержания внимания. Когда направить или удерживать внимание трудно, этому мешают либо приязнь, либо неприязнь, либо безразличие. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№131208Добавлено: Чт 22 Ноя 12, 19:35 (12 лет тому назад)
Цитата:
Безразличие, тупость, невежество - это сопротивление вниманию, трудность в направлении внимания к чему-то (конкретному, не в общем), трудность или неспособность поддерживать внимание в отношении того, к чему нет приязни
Вариант понял, спасибо. Да, беда.
Что делать тоже понятно.... ужас охватывает. Но стоит попробовать. Всего доброго.
Цитата:
Это видимо моха из матрики "Три яда". Это не тупость, а незнание буддийских истин в самом широком смысле.
тоже спасибо. Но это сейчас мимо конкретной ситуации, даже если и каноничнее....
№131209Добавлено: Чт 22 Ноя 12, 19:38 (12 лет тому назад)
Баскаков Владимир, буддийские матрики имеют точный смысл и цель, и полезно понимать их правильно, а не додумывать самодеятельные смыслы. _________________ Буддизм чистой воды
Это видимо моха из матрики "Три яда". Это не тупость, а незнание буддийских истин в самом широком смысле.
Это, кстати, сложный вопрос. Незнание БИ, это авидья (из пары жажда-неведение). А моха, это из другой матрики (3х корней, 5и клеш). Думаю, вполне возможно трактовать моху и как тупость, в медитативном контексте, например.
Это видимо моха из матрики "Три яда". Это не тупость, а незнание буддийских истин в самом широком смысле.
Это, кстати, сложный вопрос. Незнание БИ, это авидья (из пары жажда-неведение). А моха, это из другой матрики (3х корней, 5и клеш). Думаю, вполне возможно трактовать моху и как тупость, в медитативном контексте, например.
В матрике "три корня", это заодно и авидья. Так как где-то же она там должна быть. _________________ Буддизм чистой воды
Это видимо моха из матрики "Три яда". Это не тупость, а незнание буддийских истин в самом широком смысле.
Это, кстати, сложный вопрос. Незнание БИ, это авидья (из пары жажда-неведение). А моха, это из другой матрики (3х корней, 5и клеш). Думаю, вполне возможно трактовать моху и как тупость, в медитативном контексте, например.
В матрике "три корня", это заодно и авидья. Так как где-то же она там должна быть.
Это видимо моха из матрики "Три яда". Это не тупость, а незнание буддийских истин в самом широком смысле.
Это, кстати, сложный вопрос. Незнание БИ, это авидья (из пары жажда-неведение). А моха, это из другой матрики (3х корней, 5и клеш). Думаю, вполне возможно трактовать моху и как тупость, в медитативном контексте, например.
В матрике "три корня", это заодно и авидья. Так как где-то же она там должна быть.
Во всех трёх корнях, например.
Примерно вот так:
Note that in the Mahayana tradition moha is identified as a subcategory of avidya. Whereas avidya is defined as a fundamental ignorance, moha is defined as an ignorance of cause and effect or of reality that accompanies only destructive states of mind or behavior. Moha is sometimes replaced by avidya in lists of the three poisons. In contemporary explanations of the three poisons, teachers are likely to emphasize the fundamental ignorance of avidya rather than moha.
http://en.wikipedia.org/wiki/Three_poisons_(Buddhism) _________________ Буддизм чистой воды
№131226Добавлено: Чт 22 Ноя 12, 21:54 (12 лет тому назад)
Тоже много задумываюсь о точных смыслах неведения (авидья) и невежества (моха), с учетом того, что русские слова используются в разных переводах по разному. Коннотаций много и не всегда все смыслы удачно исчерпываются только одним словом, и при том не примешивают не подразумеваемые контекстом смыслы.
Неведение (авидья) явно объясняется как неразличение дукха, танха, ниродха и магга. Причем речь идет именно о различении, а не знании. Неведение это первое звено обусловленного возникновения всех феноменов.
Невежество (моха) это один из корней всех санскар, то есть все намерения сводятся к этим трем: увлекаться, избегать, не принимать во внимание.
Пока я не встречал контекстов, в которых это было бы ошибкой, неполным или неточным в обозначении смысла. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№131324Добавлено: Сб 24 Ноя 12, 12:18 (12 лет тому назад)
А, может быть, это не тупость, а проявляется, так сказать, обратная сторона гнева (ненависти) - зеркальная мудрость. Зеркалу ему же без разницы, что отражать... Отражает и отражает.
такое дело. Жизнь одна, живем - как умеем. Используя то, что органично попало под руку
тут, пожалуй, соглашусь с вами...
СПИСОК 51 ПСИХИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА(Согласно Асанге & Васубандху)
I) Элементы процесса мышления без связи с нравственными категориями
чувство
различаюшек сознание
активность сознания
сознание идейного
вездесущее соприкосновение
II) Элементы процесса мышления с учетом нравственных категорий
желание
внимание
память
созерцание
интуиция
III) Элементы, вызывающие добродеяния
вера
стыд
скромность
бесстрастие
отсутствие гнева
отсутствие невежества
прилежание
совершенство знаний
бдительность
равное отношение
сознание никому не вредить
IV) Элементы психического процесса с участием основных оскверняющих элементов
страсть
гнев
гордость
неведение
сомнение
пять неверных (ошибочных) воззрений
V) Элементы психического процесса с участием сопутствующих оскверняющих элементов
злоба
страх
скрытность
пламенность души
зависть
жадность
мираж, ложное видение
ложь
горделивость
наведение страха
бесстыдство
нескромность
язвительностъ (терзание других)
утомляемость
неверие
аморальность
непредупредительностъ
забывчивость
непонятливость
состояние смятения
VI) Элементы т.н. “обратимого психического процесса”
сон
раскаяние
иллюзия, мечта
исследование
А для чуть более детального ознакомления с ними,
если вы еще не знакомы с ней, то очень бы порекомендовал вам просмотреть работу Б. Д. Дандарона «51 психический элемент виджнянавадинов.» _________________ Нет пути к счастью, счастье - это путь (Будда)
№131333Добавлено: Сб 24 Ноя 12, 13:55 (12 лет тому назад)
По Абхидхамматхасангахе Анурадхи, группа всегда присутствующих (в неумелых сознаниях) четасик (akusala sadharana) - это незнание (moha, avijja - синонимы вроде) отсутствие стыда, отсутствие страха неблагих последствий и беспокойство.
Моха понимается как видение "жизни" постоянной, приятной, принадлежащей "я" и чистой. Тогда как реальность (намарупа) прямо противоположна этому. Я так понимаю, что в Абхидхамме это считается точкой зрения сутт..
В самой Абхидхамме список больше и там моха скрывает знания о 1) истине страдания 2) истине его возникновения 3) прекращения 4) пути 5) о прошлых кхандхах и аятанах 6) будущих 7) об их начале и конце (или об их пределах, тут возможно по-разному понимать) 8) взаимозависимом возникновении (сюда же относится незнание о последствиях действий, камме).
Насчет того, что это эмоция - я очень сомневаюсь. Если только не брать именно практику самадхи и четасики типа лени, оцепенения и сомнения. Тогда может как-нибудь через это провести тупость.
А в махаяне неведение 100% другое. Потому что в махаяне уже два неведения - завеса клеш (малая колесница) и завеса знанию (большая колесница). Там по Асанге 10 уровней бодхисаттвы и каждый уровень противодействует своему незнанию о качествах дхармадхату.
Радостный (первый) уровень - это знание о том, что дхармадхату - это всеобъемлющая реальность (sarvatragārtha). Там "artha", так что может и без реальности, а всеобъемлющий смысл. Но я в санскрите не понимаю, так что это просто мнение.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы