№118085Добавлено: Сб 09 Июн 12, 00:10 (12 лет тому назад)Аэростат выпуск №74 – Буддизм
Добрый день.
Прослушав передачу БГ - Аэростат выпуск №74 – Буддизм (вконтакте есть в аудиозаписях), появились кое-какие вопросы. Вот некоторые выдержки:
«Перерождение - по мнению буддиста, значит, что умирая, мы никуда не пропадаем, а перерождаемся. Находимся в колесе непрерывных рождений и смертей. И мы не можем сами сойти с этой «карусели». Что же заставляет нас рождаться и снова умирать без всякого толка? -Карма.»
«… по сколько не все долги удается погасить в течении одной жизни, то мы умираем и рождаемся вновь в с тем, как мы вели себя в прошлых жизнях – все это вместе взятое и называется дхарма.»
Что мне делать, заниматься в жизни тем, что мне нравится, искать себя, радоваться и наслаждаться жизнью или, по мнению буддистов это все не правильно?
«…зачем освобождаться, зачем отказываться от дальнейшей жизни в этом замечательном мире? Пока мы находимся в плену наших мыслей, страстей, заблуждений иллюзий мы живем, умираем и рождаемся вновь, не вынося никаких уроков их прошлой жизни. Мы как на карусели, все время движемся по одному и тому же кругу».
Получается, что мысли об интересной работе, которая приносит тебе удовлетворение, удовольствие и хорошее настроение, желание иметь красивые вещи и т.д., - все это заблуждения и иллюзии, от которых мне нужно избавиться?
«… что же ждет человека набравшегося ума, освободившего свое сознание от ядов невежества, жадности и гнева?»
«…человек начинает видеть безрезультатный круговорот жизни и хочет перестать зависеть от суеты, он начинает медитировать, ум его очищается и тогда жизнь приводит его к учителю, который показывает ему его истинное сознание, а уж узнав свое истинное сознание человек постепенно приходит к полному освобождению.»
Достичь полного освобождения и есть цель любого буддиста? Нужно отказаться от привычной жизни ради этого, забыть весь свой жизненный опыт, чтобы тебе открылось истинное сознание?
«Главное в буддизме – это то, что суть бытия, то, что мы называем Богом или абсолютной истиной находится внутри нас, и мы не воспринимаем эту суть, потому что наше сознание загрязнено ядами. Вывод напрашивается – очистим сознание и воспримем суть. Правда эта работа требует большого труда и массы времени.»
Как мне очистить сознание, если я не готов пока бросить все и уехать в монастырь медитировать годами? Можно делать все это, совмещая с привычной жизнью?
«Так какие же средства используют буддисты, чтобы добиться очищения сознания и достижения просветления? Самые простые: добродетельную жизнь, не причинения вреда другим существам, медитацию и чтение мантр.»
Где можно в Москве научиться медитации и чтению мантр?
№118089Добавлено: Сб 09 Июн 12, 04:21 (12 лет тому назад)
БГ прекрасный человек и он сразу предупреждает, что не является учителем буддизма. Его спрашивают, он - отвечает.
Цитата:
Что мне делать, заниматься в жизни тем, что мне нравится, искать себя, радоваться и наслаждаться жизнью или, по мнению буддистов это все не правильно?
Если Вы знаете, что Вам нравится - значит, Вы нашли себя, что Вы будете искать? Если Вы можете радоваться и наслаждаться жизнью - это прекрасно. Но если Вы потеряете внимательность, Вас может сбить машина. Если Вы сможете искалеченным продолжать радоваться и наслаждаться жизнью - это замечательно. Но если Вы испытываете гнев, зависть, жадность, разочарования, печаль, скуку - значит в этот момент Вы не наслаждаетесь и не радуетесь. Почему это происходит?
Часто люди считают страдания полезными, потому что на их фоне радость радостнее, а наслаждение слаще. Без страданий они обнаруживают пресыщение радостью и наслаждением, жизнь становится пресной. И тогда привычные радости и наслаждения становятся страданиями.
Если Вы понимаете это, Вы понимаете мнение буддистов.
Цитата:
Получается, что мысли об интересной работе, которая приносит тебе удовлетворение, удовольствие и хорошее настроение, желание иметь красивые вещи и т.д., - все это заблуждения и иллюзии, от которых мне нужно избавиться?
Если Вы думаете, что интересная работа всегда будет приносить только удовольствие и хорошее настроение - это заблуждение.
Само по себе желание иметь красивые вещи - не проблема. Проблемой становится исполнение или неисполнение этого желания. В одном случае Вы страдаете от несбывшихся надежд, в другом случае Вы остываете к этому желанию и через какое-то время эти красивые вещи уже не рождают наслаждения и Вы нуждаетесь в новом желании.
Так нередко люди мечтают о любви, и никак не могут влюбиться. Они не могут просто спокойно жить, потому что томятся по этим гормональным взрывам, которые никак не получается снова в себе найти.
Если Вы понимаете это, то Вы понимаете, что именно является заблуждениями и иллюзиями, от которых лучше бы избавиться
Цитата:
Достичь полного освобождения и есть цель любого буддиста? Нужно отказаться от привычной жизни ради этого, забыть весь свой жизненный опыт, чтобы тебе открылось истинное сознание?
Истинное сознание никогда от Вас не скрывалось. Вы хорошо видите эти буквы и слова? Это и есть истинное сознание. Пока Вы видите в жизни удовольствия и наслаждения, пока цените свой жизненный опыт - живите привычной жизнью. К буддизму людей приходит осознание первой благородной истины - любые порывы неудовлетворительны. Они рождаются из неудовлетворенности и приводят к новой неудовлетворенности. Это и есть жизнь. Пока Вы надеетесь, что есть какие-то правильные действия, которые снова и снова приводят к удовлетворению, Вы не захотите от этого отказываться
Цитата:
Как мне очистить сознание, если я не готов пока бросить все и уехать в монастырь медитировать годами? Можно делать все это, совмещая с привычной жизнью?
Для привычной жизни не нужно много осознанности. Вполне достаточно воздерживаться от убийства, воровства, дурмана, похоти и лжи.
Цитата:
Где можно в Москве научиться медитации и чтению мантр?
Прямо там, где Вы сейчас читаете это.
Чтобы начать медитировать, просто сядьте в спокойной обстановке, отбросьте все мысли и желания и наблюдайте, как мысли и желания возвращаются и овладевают Вашим умом.
Чтобы начать читать мантры, повторяйте в мыслях или тихо-тихо голосом отчетливо, но быстро "ом мани падме хум". Так быстро, как можете, не пропуская звуков, воспроизводя их отчетливо. Для начала два-три слога в секунду. Постепенно ускоряйтесь, пока не будет выходить 8-12 слогов в секунду. Так Вы заметите, что мантра целиком заполняет ум и отодвигает все мысли и желания на периферию. Когда обнаружите, что мантра продолжает звучать без Вашей на то воли, просто отмечайте вдохи и выдохи, удерживая внимания на краешке одной из ноздрей. Так Вы будете учиться безмолвной медитации.
Ваша осознанность будет расти и становится все более послушной и Вы всегда сможете заметить, когда у Вас возникает желание кого-то убить, что-то себе взять, испытать опьянение, овладеть чьим-то телом или сказать неправду. Замечая возникновения этих желаний Вам будет проще от них воздерживаться. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Что мне делать, заниматься в жизни тем, что мне нравится, искать себя, радоваться и наслаждаться жизнью или, по мнению буддистов это все не правильно?
Дзонгсар Кхьенце по этому поводу хорошо сказал примерно следующее: «Делайте то, что вы делаете — работайте, учитесь, стараясь изо всех сил, делая всё как можно лучше, но одновременно помните, что в этом нет ровным счётом никакого смысла».
Получается, что мысли об интересной работе, которая приносит тебе удовлетворение, удовольствие и хорошее настроение, желание иметь красивые вещи и т.д., - все это заблуждения и иллюзии, от которых мне нужно избавиться?
Да, это заблуждения и иллюзии, от них не обязательно избавляться, но хорошо научиться видеть их как заблуждения и иллюзии.
Достичь полного освобождения и есть цель любого буддиста? Нужно отказаться от привычной жизни ради этого, забыть весь свой жизненный опыт, чтобы тебе открылось истинное сознание?
Да, достичь полного освобождения это и есть цель любого буддиста. Забывать свой жизненный опыт для этого не нужно. Отказаться от привычной жизни, разумеется, постепенно придётся. Отказ от старых привычек и замена их другими — это суть любого развития, не только на буддийском пути
Как мне очистить сознание, если я не готов пока бросить все и уехать в монастырь медитировать годами? Можно делать все это, совмещая с привычной жизнью?
Можно начать делать это совмещая с привычной жизнью. Постепенно, жизнь в результате практики меняется так, что появляется больше возможностей для практики. 15 минут в день размышлять о том, что всё в мире преходяще и изменчиво — это уже буддийская практика, позволяющая начать очищать своё сознание.
Где можно в Москве научиться медитации и чтению мантр?
В Москве множество буддийских центров практически всех основных традиций, можете походить по разным и пообщаться, поймёте, какая традиция вам ближе. Одновременно и книги учителей этих традиций можно читать, чтобы получше разобраться.
Достичь полного освобождения и есть цель любого буддиста? Нужно отказаться от привычной жизни ради этого, забыть весь свой жизненный опыт, чтобы тебе открылось истинное сознание?
Истинное сознание никогда от Вас не скрывалось. Вы хорошо видите эти буквы и слова? Это и есть истинное сознание. Пока Вы видите в жизни удовольствия и наслаждения, пока цените свой жизненный опыт - живите привычной жизнью. К буддизму людей приходит осознание первой благородной истины - любые порывы неудовлетворительны. Они рождаются из неудовлетворенности и приводят к новой неудовлетворенности. Это и есть жизнь. Пока Вы надеетесь, что есть какие-то правильные действия, которые снова и снова приводят к удовлетворению, Вы не захотите от этого отказываться
Я понимаю, что жизнь состоит не только из удовольствия и наслаждения, но не очень хорошо понял этот пассаж, пожалуйста, еще раз объясните или приведите другой пример, если возможно
Цитата:
Как мне очистить сознание, если я не готов пока бросить все и уехать в монастырь медитировать годами? Можно делать все это, совмещая с привычной жизнью?
Для привычной жизни не нужно много осознанности. Вполне достаточно воздерживаться от убийства, воровства, дурмана, похоти и лжи.
Под похотью в данном случаи понимается отказ от секса вообще?
Цитата:
Где можно в Москве научиться медитации и чтению мантр?
Прямо там, где Вы сейчас читаете это.
Чтобы начать медитировать, просто сядьте в спокойной обстановке, отбросьте все мысли и желания и наблюдайте, как мысли и желания возвращаются и овладевают Вашим умом.
Чтобы начать читать мантры, повторяйте в мыслях или тихо-тихо голосом отчетливо, но быстро "ом мани падме хум". Так быстро, как можете, не пропуская звуков, воспроизводя их отчетливо. Для начала два-три слога в секунду. Постепенно ускоряйтесь, пока не будет выходить 8-12 слогов в секунду. Так Вы заметите, что мантра целиком заполняет ум и отодвигает все мысли и желания на периферию. Когда обнаружите, что мантра продолжает звучать без Вашей на то воли, просто отмечайте вдохи и выдохи, удерживая внимания на краешке одной из ноздрей. Так Вы будете учиться безмолвной медитации.
Ваша осознанность будет расти и становится все более послушной и Вы всегда сможете заметить, когда у Вас возникает желание кого-то убить, что-то себе взять, испытать опьянение, овладеть чьим-то телом или сказать неправду. Замечая возникновения этих желаний Вам будет проще от них воздерживаться.
Какую литературу стоит почитать по медитации и мантрам. Мне интересно знать, что такое "ом мани падме хум" и т.д.
Что мне делать, заниматься в жизни тем, что мне нравится, искать себя, радоваться и наслаждаться жизнью или, по мнению буддистов это все не правильно?
Дзонгсар Кхьенце по этому поводу хорошо сказал примерно следующее: «Делайте то, что вы делаете — работайте, учитесь, стараясь изо всех сил, делая всё как можно лучше, но одновременно помните, что в этом нет ровным счётом никакого смысла».
Стоит ли начать искать смысл? Если продолжать жить привычной жизнью, то обречен на эту карусель бесконечно?
Получается, что мысли об интересной работе, которая приносит тебе удовлетворение, удовольствие и хорошее настроение, желание иметь красивые вещи и т.д., - все это заблуждения и иллюзии, от которых мне нужно избавиться?
Да, это заблуждения и иллюзии, от них не обязательно избавляться, но хорошо научиться видеть их как заблуждения и иллюзии.
Для меня работа не на первом месте и это не цель жизни, но не работать вообще тоже не правильно, я так это понимаю.
Достичь полного освобождения и есть цель любого буддиста? Нужно отказаться от привычной жизни ради этого, забыть весь свой жизненный опыт, чтобы тебе открылось истинное сознание?
Да, достичь полного освобождения это и есть цель любого буддиста. Забывать свой жизненный опыт для этого не нужно. Отказаться от привычной жизни, разумеется, постепенно придётся. Отказ от старых привычек и замена их другими — это суть любого развития, не только на буддийском пути
Где можно в Москве научиться медитации и чтению мантр?
В Москве множество буддийских центров практически всех основных традиций, можете походить по разным и пообщаться, поймёте, какая традиция вам ближе. Одновременно и книги учителей этих традиций можно читать, чтобы получше разобраться.
С какой литературы вы бы посоветовали начать и почему? В какой центр лучше пойти, если первый раз и платно ли это?
Что мне делать, заниматься в жизни тем, что мне нравится, искать себя, радоваться и наслаждаться жизнью или, по мнению буддистов это все не правильно?
Если вам нравится заниматься благими, с т.з. буддизма, поступками, то занимайтесь. А если нравится заниматься неблагими, то это не правильно.
Цитата:
Достичь полного освобождения и есть цель любого буддиста?
Не освобождения, а освобождения от страдания.
Цитата:
Нужно отказаться от привычной жизни ради этого, забыть весь свой жизненный опыт, чтобы тебе открылось истинное сознание?
Если у вас привычная жизнь, это неблагие поступки, то нужно отказаться, если благие, то не нужно.
Цитата:
Как мне очистить сознание, если я не готов пока бросить все и уехать в монастырь медитировать годами?
Зачем вы задаёте этот вопрос если в следующем предложении цитируете ответ?
Цитата:
«Так какие же средства используют буддисты, чтобы добиться очищения сознания и достижения просветления? Самые простые: добродетельную жизнь, не причинения вреда другим существам, медитацию и чтение мантр.»
№118096Добавлено: Сб 09 Июн 12, 17:33 (12 лет тому назад)
_/\_ Благодарность БТР, Цхултрим Тращи и test за замечательные комментарии. Позвольте мне прокомментировать то, что осталось здесь пока без ответа, так, как это открылось мне.
Я понимаю, что жизнь состоит не только из удовольствия и наслаждения, но не очень хорошо понял этот пассаж, пожалуйста, еще раз объясните или приведите другой пример, если возможно
Верно, в своей основе наша жизнь состоит из стремления к удовольствию и стремления избежать неудовольствия. Это очень хорошо показано в современном психоанализе. Однако буддийская мысль идёт дальше, показывая, что стремление к удовольствию никогда не может быть полностью удовлетворено. Как точно точно подмечено у Кузьмы Пруткова, "Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется". Каким бы ни было удовольствие, оно всё равно либо скоро закончится, либо перерастёт в неудовольствие, пресыщение, и в результате человек всё равно остаётся неудовлетворён. Например, как бы ни была хороша некая песня, если её постоянно передают по радио, она начинает "доставать". Как бы ни были вкусны торты, одними ими сыт не будешь, и скоро захочется съесть что-то несладкое. Помните, как в фильме "Белое солнце пустыни" герой жаловался, что ему опять предлагают чёрную икру? Таким образом, если всмотреться внимательно, то обычная жизнь представляет собой лишь сплошное бегство от неудовольствия, бесконечную погоню за неудовлетворимыми желаниями. Этот бег по кругу и называется самсарой, круговращением бытия, по которому несутся непросвещённые существа, будучи рабами своих желаний. Желания порождают деяния, которые порождают новые желания и снова деяния, и так далее, что и есть карма. Увидев же это, благородный человек (т.е. имеющий благо родиться там, где звучит Дхарма (прошу простить мне такую вольную интерпретацию)), видит, что жизнь непросвещённого существа, раба своих желаний и страстей, по сути состоит только лишь из неудовольствия, или страдания, как принято переводить индийский термин dukkha.
Цитата:
Под похотью в данном случаи понимается отказ от секса вообще?
Нет. Понятие похоти вполне конкретно означает то, что и подразумевается - разврат, эгоистическое поведение, целью которого является лишь удовлетворение полового влечения. Это относится к мирянам; монахам же, действительно, воспрещаются любые половые отношения.
Цитата:
Какую литературу стоит почитать по медитации и мантрам. Мне интересно знать, что такое "ом мани падме хум" и т.д.
Om Mani Padme Hum - самая популярная махаянская мантра для мирян, нечто вроде "Господи помилуй" у русских христиан. О ней можно многое прочитать в сети.
Цитата:
Стоит ли начать искать смысл? Если продолжать жить привычной жизнью, то обречен на эту карусель бесконечно?
Похоже, что эти вопросы - на самом деле не вопросы.
Цитата:
Для меня работа не на первом месте и это не цель жизни, но не работать вообще тоже не правильно, я так это понимаю.
Правильно или не правильно - кто решает? Это ваше собственное решение или следование чьему-то мнению? Согласно Учению Будды, главная работа человека - работа над собой.
Цитата:
Каких именно привычек, отказ от чего?
Тут всё проще: отказ от дурного, взращивание благого. Дурное - то, что служит топливом для разжигания страстей и желаний, что удерживает нас в круге страданий. В целом и в частном это - эгоизм, основа которого - жадность, жестокость и глупость.
Цитата:
С какой литературы вы бы посоветовали начать и почему? В какой центр лучше пойти, если первый раз и платно ли это?
Дхаммапада - как прекрасное произведение святого духа. _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№118121Добавлено: Вс 10 Июн 12, 06:24 (12 лет тому назад)
Центр традиции Тхеравада (тайский буддизм) — http://www.theravada.su/
Центр корейского Сон-буддизма (дзэн) — http://dalma.ru/
Тибетских центров много, например центр Джонангпа — http://jonangpa.ru/
№118182Добавлено: Пн 11 Июн 12, 15:18 (12 лет тому назад)
Начал кое-что читать и сразу появились вопросы:
Откуда известно, что есть перерождение, что я могу родиться кем-то другим в следующей жизни и был кем-то другим в предыдущей? Все основано только не вере? Из-за этого религию называют опиумом для народа?
№118210Добавлено: Вт 12 Июн 12, 19:19 (12 лет тому назад)
Верить или не верить в реинкарнацию - тема, ставшая в последнее время особенно популярной в современном западном буддизме, так как в среде современных европейцев/американцев идеи трансмиграции души/сознания не так уж распространены и часто понимаются очень поразному. Прилагаю мой перевод интересного диалога на эту тему, который состоялся в 1997 году между двумя известными личностями в западном буддизме - Стефеном Бэтчелором, отстаивающем позицию, условно называемую модернистской, и Робертом Турманом, настаивающем на более традиционном подходе. С кем из них более согласитесь вы? Можно ли быть буддистом, не веря при этом в реинкарнацию?
№118245Добавлено: Ср 13 Июн 12, 12:10 (12 лет тому назад)
Можно. Можно быть буддистом(изучать и практиковать Дхарму), даже не будучи буддистом. Всё решает личная мотивация, резон, замах. Дхарма это просто Истина, которая по мере практики вычищается до Абсолютной. " Нет этому сравнения, нет этому сравнения!"
№118302Добавлено: Чт 14 Июн 12, 15:40 (12 лет тому назад)
В переведённой мной беседе Бэтчелор утверждает, что идея реинкарнации не является изначально присущей Учению Будды, и он просто использовал актуальную теорию, распространённое в его времени и месте верование, с помощью которого он объяснял своё в целом сугубо психологические учение. Именно этим объясняется его легендарный отказ обсуждать метафизические и космологические вопросы. Турман же настаивает, что идея реинкарнации есть основополагающая идея (догмат), без которой невозможно понять суть Учения, невозможно раскрыть смысл Благородных истин и т.д.
Думаю, в позиции Турмана имеется более твёрдое основание, хотя именно идея перевоплощения душ, кажется, является в первую очередь противоречащей другой основополагающей идее (догмату) об отсутствии вечной души (anatta). _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
Думаю, в позиции Турмана имеется более твёрдое основание, хотя именно идея перевоплощения душ, кажется, является в первую очередь противоречащей другой основополагающей идее (догмату) об отсутствии вечной души (anatta).
Поэтому в буддизме нет перевоплощения душ, сколько бы о нем не спорили.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы