Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Прошу помощи

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Людмила11
Гость


Откуда: Novoaltaysk


89914СообщениеДобавлено: Вт 22 Фев 11, 11:28 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Юрий, я попыталась найти в инете, то, о чем Вы говорите, к сожалению не нашла. Где можно найти книгу с этой техникой? Можно, конечно заказать в интернете, но на это уйдет время, и не факт, что я ее в итоге получу (у меня есть печальный опыт с интернет-магазинами, когда вместо заказанной вещи приходит игрушка).
Наверх
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1005

89915СообщениеДобавлено: Вт 22 Фев 11, 14:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Если Вы имели в виду Amazon и книгу Линды Карлсон, то напрасно не доверяете, я заказывал литературу через Амазон (английское отделение), приходит через пару месяцев.

Вообще по технике внимательности много литературы, которую можно разделить на два кластера. Первый – это труды буддийских учителей, в  том числе и из буддийских стран (Таиланд, например), второй – западное направление буддизма (с лидерством США и Англии, Кабат-Зинн и др.). Отличие в том, что первые систематически не работают с больными людьми, вторые - работают (в том числе в онкологических центрах).  

Первые я просматривал по диагонали и о них Вам лучше спросить на БФ (там есть, например, монахи Тхеравады Топпер, Raudex и их друзья, которые дадут Вам исчерпывающую информацию по буддийской классике). Технике внимательности я сначала обучился по обзору научных исследований (ниже ссылка на страничку первого автора (Германия-Швейцария), крупного специалиста по ее применению в медицине, специализируется на фибромиалгии), позже,, когда убедился в ее полезности, - 10дневный курс випассаны С.Н.Гоенки.

Grossman P, Niemann L, Schmidt S, Walach H:
Mindfulness-based stress reduction and health benefits. A meta-analysis.
J Psychosom Res 2004; 57: 35-43.


Это научная статья и о сути техники внимательности там сказано то, что повторяется на многих сайтах онкоцентров разных стран. Вот это место из Введения  

Цитата:
Mindfulness is characterized by dispassionate, nonevaluative and sustained moment-to-moment awareness of perceptible mental states and processes. This includes continuous, immediate awareness of physical sensations, perceptions, affective states, thoughts, and imagery. Mindfulness is nondeliberative: It merely implies sustained paying attention to ongoing mental content without thinking about, comparing or in other ways evaluating the ongoing mental phenomena that arise during periods of practice. Thus, mindfulness may be seen as a form of naturalistic observation, or participant-observation, in which the objects of observation are the perceptible mental phenomena that normally arise during waking consciousness. Underlying this concept and approach are the following assumptions: (1) Humans are ordinarily largely unaware of their moment-to-moment experience, often operating in an ‘‘automatic pilot’’ mode; (2) we are capable of developing the ability to sustain attention to mental content; (3) development of this ability is gradual,
progressive and requires regular practice; (4) moment-tomoment awareness of experience will provide a richer and more vital sense of life, inasmuch as experience becomes more vivid and active mindful participation replaces unconscious reactiveness; (5) such persistent, nonevaluative observation of mental content will gradually give rise to greater veridicality of perceptions; and (6) because more accurate perception of one’s own mental responses to external and internal stimuli is achieved, additional information is gathered that will enhance effective action in the world, and lead to a greater sense of control (e.g., Refs.[1,6,7])

Если в двух словах и по-русски, то проще всего, конечно, осознавать ощущения в теле здесь-и-теперь, от момента к моменту. Например, Вы сейчас сидите перед монитором и читаете, какие ощущения тела Вы осознаете (кроме болевых, если есть)? Если увлеченно читаете и удобно сидите, то скорее всего почти никаких.

Частью моей практики, например, в автобусе, пока ехал куда-то, было осознание того, как подошвы касаются земли, брюки – голеней, ягодицы – сиденья, спина – спинки сиденья и т.д. Просто скольжение внимания по ощущениям тела, без, скажем так, усиленной оценки, цепляния. Использую эти слова, а не просто «безоценочное осознание», как в приведенной цитате, т.к. обычный человек приятное от неприятного (уже оценка) отличает мгновенно и до некоторой степени на рефлекторном уровне. Смысл в том, чтобы не циклится на каких-то ощущениях в теле, ни на неприятных, ни на приятных, не увлекаться связанными с ними ассоциациями или воспоминаниями. Хотя они тоже являются содержанием сознания и к ним применим тот же принцип безоценочного наблюдения-осознавания, но это уже не ощущения тела.

Ученики С.Н. Гоенки, сидя в удобной позе (я сидел на стуле, т.к. не могу долго сидеть на полу), сканируют тело сверху вниз и снизу вверх, как можно детальнее в течение часа. В структуре практики Гоенки есть важный момент: до випассаны нужно некоторое время (хотя бы минут 5) позаниматься   осознанием дыхания (анапанасати) (например, счет вдохов, выдохов), это успокаивает и помогает начать випассану в более спокойном, расслабленном состоянии. Другой учитель випассаны американский буддист А. Уоллес предлагает не такое строго упорядоченное движения внимания по телу (сверху-вниз-снизу-вверх и опять туда-сюда в таком же порядке в течение часа), а отслеживание спонтанного движения внимания по телу. Если немножко посидеть (полежать) и поощущать тело, с чего-то начав (Уоллес предлагает начать с лица), то легко заметить, что внимание само через какое-то время переместится на другое ощущение и т.д. Еще одно отличие Гоенки от Уоллеса в том, что первый "трехмерное сканирование" тела предлагает начинать практиковать очень не сразу, то второй - сразу (мне это тяжело и я его не делаю)

Сейчас не помню точную ссылку, но есть научная работа, в которой делали скан мозга во время медитации и смотрели, какие зоны активны, а какие нет. Цель состояла в том, чтобы понять, с какой радости регулярная практика техники внимательности, например, усиливает иммунитет (это Линда Карлсон показала)? Выяснилось, что зоны, ответственные за логико-дискурсивное мышление (например, цепи воспоминаний, тревоги о будущем) активны гораздо меньше, чем обычно и чем зоны, связанные с поддержанием гомеостаза организма. Другими словами, включаются естественные механизмы самоисцеления тела.

Очень важный момент: насколько тяжелым больным зарубежные онкологии предлагают поддерживающую терапию такого типа. Честно говоря, точно не помню и не могу навскидку вспомнить необходимый материал. Если судить по сайту Линды Карлсон, раздел «Продолжающиеся исследования», то видно (в самом низу), что набирают группы женщин с раком груди, страдающих от боли (она как-то набирала чуть ли не с метастазами в костях, но точно не помню).

В 2008 г. издательство Шпрингер (Нью-Йорк) выпустило учебник для врачей «Clinical Handbook of Mindfulness.» Одна глава есть в сети

Глава «Mindfulness: What Is It? Where Does It Come From?»

Вот еще одна, по-моему, не плохая книжка западного направления буддизма по технике внимательности, но общего характера. Чарльз Тарт – это очень известный исследователь измененных состояний сознания, книга – его лекции в одном из центров Дзогчен(направление буддизма, Великое Совершенство), т.е. дзогченовцы этого центра признают его в качестве авторитета. Он подробно разбирает не только ощущения в теле, многое другое.

Чарльз Тарт
ПРАКТИКА ВНИМАТЕЛЬНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


В этой книжке, в частности, предложен прием быстрого «возвращения» себя в текущий момент, в здесь-и-теперь, т.е.быстрое кратковременное отсечение логико-дискурсивного мышления о прошлом и будущем. Надо осознать, направить внимание на кисти рук (ступни ног) (мне нравится этот прием). Есть легенда о том, как одна женщина пришла к Будде и попросила его научить медитировать, он посоветовал ей как можно чаще осознавать свои руки.

Собственно буддизм в этой практике начинается тогда, когда вводится философия непостоянства (аничча) всего сущего, отсутствия «я» (анатта) и страдания (дукха). Действительно, ощущения текучи и непостоянны (аничча), больному человеку не надо объяснять, что некоторые из них приносят сильное страдание. А приятные кратковременны и от этого еще хуже. Smile Но по этим вопросам лучше обратиться к монахам на БФ. Smile

P.S. Еще о боли. Я уже писал, что первый раз применил технику внимательности в связи с болями в суставе  при ходьбе (после прочтения обзора Гроссмана, к врачам, конечно же, обращался, но мне предложили выбор между физиотерапией, которая не помогала, это я уже выяснил, и операцией). Я просто осознавал ощущения в теле при ходьбе, самое типичное - прикосновение подошв к земле. Не буду вдаваться в детали, но здесь случилось маленькое открытие, т.е. через какое-то время практики появилось совершенно новое и приятное ощущение, которое и стало решающим в моей проблеме. Так я ходил пару месяцев или чуть больше, а потом случайно  по радио услышал рекламу о биодобавке для улучшения работы суставов, которую не признают официальные медики и которая мне помогла на несколько лет (т.е. регулярная практика техники внимательности + нужное лекарство).

P.P.S. Любой мало мальски знакомый с психофизиологией человек или просто опытный скажет, что достаточно длительное сосредоточение на каком-то участке тела создает там ощущения, кровь, например, начинает туда приливать. И поэтому «просто осознать» ощущения в теле, совсем не изменяя их своим вниманием, не всегда просто. Если вообще возможно. Но на эти затруднения не надо обращать внимания, надо практиковать, как получается, и все. То, что смысл термина «внимательность» в технике внимательности не одинаково понимают те, кто десятки лет учит этой практике, показывает переписка двух известных на международных уровне буддийских учителей: А. Уоллеса и бхиккху Бодхи (монах Тхеравады американского происхождения). Буквально битва гигантов за понимание истинного смысла техники внимательности (Гроссман тоже на эту тему специальную статью написал).

Важная, на мой взгляд, интерпретация термина, обсуждаемая в дискуссии Уоллеса и бхиккху Бодхи – внимательность как вспоминание, т.е. что-то связанное скорее с памятью, чем с воображением и совершающееся практически без каких-то усилий. Чтобы осознать свою руку или ногу, вспомнить о них, не нужно делать никаких усилий. Это совершенно естественный процесс, у нас у всех есть так называемая "схема тела", которая в какой-то мере существует до рождения и в какой-то мере закладывается в раннем детстве, когда ребенок отделяет себя от матери и учится ходить, управлять своим телом, и дорабатывается позже. Насколько я понимаю, нужен именно этот уровень: какое-то ощущение, "образ тела" автоматически возникает, когда мы закрываем глаза и вспоминаем о нем (даже если нет непосредственных ощущений прикосновения к чему-то).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.064 (0.413) u0.056 s0.002, 18 0.007 [229/0]