Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Абсолютные императивы


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

79171СообщениеДобавлено: Вт 10 Авг 10, 06:17 (14 лет тому назад)    Абсолютные императивы Ответ с цитатой

Есть два жестких императива, на мой взгляд, у людей от которых они не могут отказаться как бы ни старались:

     1. Избегать страдания и стремиться к счастью (благу).
     2. Стремиться к разумным поступкам.

1. Даже если аскет занимается самоистязанием, он считает, что этим он увеличит свое счастье впоследствии. Если кто-то наказывает себя, то он считает это правильным (моральное удовлетворение). Мой тезис, что абсолютно невозможно иметь страдание объектом (целью), всегда там будет так или иначе мельтишить какое-либо счастье (благо).

2. Даже если человек стремится к неразумным поступкам и оглуплению, он считает это правильным и разумным. (Как говорят - даже у психов есть своя логика.) Абсолютно невозможно действовать субъективно полностью неразумно. Всегда так или иначе будет элемент рассудка.

Это всё относится, конечно, к сознательной деятельности (карме).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4434

79193СообщениеДобавлено: Вт 10 Авг 10, 17:17 (14 лет тому назад)     Ответ с цитатой

По теме, сознательная деятельность и состоит из этих двух жёстких императивов. Первое - это тришна, желание пресечь дукха, но никак не исполнимое, т.к. пресечение неправильное, что есть второе - неправильное кажется правильным, но к результату не приводит, от чего поиск продолжается.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48403

79194СообщениеДобавлено: Вт 10 Авг 10, 17:47 (14 лет тому назад)     Ответ с цитатой

1-е можно свести ко 2-му и наоборот.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4434

79216СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 10, 00:48 (14 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати говоря, изначальное (в смысле безначальное, всегда существующее в моменте)))) стремление прекратить дукха и анитья - и есть аспект пресловутой "природы будды".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Sam



Зарегистрирован: 14.07.2010
Суждений: 294
Откуда: Питер.

79291СообщениеДобавлено: Пт 13 Авг 10, 02:15 (14 лет тому назад)     Ответ с цитатой

 Разумно пройти мимо упавшего в грязь. Если попытаться помочь ему, можешь запачкаться. Счастьем может быть то, что упавший за помощь ему может щедро отблагодарить. А может, и толкнет в грязь, поднявшись.
 Правильное тоже может казаться неправильным и пиводит туда же.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
samsoboy



Зарегистрирован: 01.05.2009
Суждений: 703

79389СообщениеДобавлено: Вт 17 Авг 10, 02:15 (14 лет тому назад)    Re: Абсолютные императивы Ответ с цитатой

test пишет:
Абсолютно невозможно действовать субъективно полностью неразумно.

Может быть, стоит изменить формулировку - Абсолютно невозможно действовать сознательно полностью неразумно. Потому что субъективное как раз может быть неразумным. А вот если человек сознательно будет формировать неразумное действие, то, видимо, для решения о том, что некое действие "неразумно", у него должен быть предварительно сформирован образ "разумного".

Но не получается ли тогда, что некто может совершить неблагой поступок, только зная о благом? Или, что если некто совершает неблагой поступок, не зная о благом, то он не совершает неблагого поступка? И тогда, если у человека нет представления о разумном, то нет и стремления к разумному?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

79395СообщениеДобавлено: Вт 17 Авг 10, 13:07 (14 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Безсознательные действия не рассматриваются. Даже если в вашем примере человек хочет действовать неразумно, то он будет действовать в соотвествтии со своим представлением - он будет считать что так лучше. А так же субъективно правильно достигать неразумного, чтоб именно неразумного достичь, а не чего-то другого. Можно сказать, что человек всегда действует целенаправленно. Хочет он этого или нет. И не может действовать не целенаправленно. Цель всегда есть. Даже если отказываться от цели.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
samsoboy



Зарегистрирован: 01.05.2009
Суждений: 703

79446СообщениеДобавлено: Ср 18 Авг 10, 10:14 (14 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test
Да, да, верно, отказ от достижения цели - это тоже цель. Таким образом любая сознательная деятельность не может не быть целенаправленной. Об этом ваш первый тезис, и с ним трудно спорить. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили этот феномен. Более того, в одном эксперименте людей погружали в гипноз и внушали имсовершить определённое действие, например, открыть окно. Потом выводили из гипноза и вели беседу, в ходе которой человек внезапно вставал и шёл открыть окно. Когда его спрашивали, почему он открыл окно, он объяснял это тем, что ему стало душно, хотя никто в комнате на духоту не жаловался. Т.е. мы имеем склонность (врождённую способность) приписывать смысл даже видимо бессмысленным действиям. Например, многие народные религиозные обряды имеют как раз такое качество действия.

Некоторое сомнение у меня вызвал второй тезис - об императиве стремления к разумным поступкам. В частности, может ли человек стремиться к разумному действию, не имея представления о том, какое именно действие является разумным? Конкретно, могу ли я стремиться совершать правильные поступки, не зная, что такое - правильные поступки? Но из вашего объяснения я понял, что под "разумным" вы подразумеваете поступок "субъективно воспринимаемый/оцениваемый как правильный/полезный". И в этом случае ваш тезис так же имеет подтверждение в экспериментальной психологии. Любой человек придаёт своим осознаваемым действиям "правильное" значение. Одним из подтверждений является феномен "атрибуции в пользу своего я", когда любую личную "победу" мы склонны считать заслуженной, а "поражение" - незаслуженным, произошедшим по воле случая.

Одной из основных трудностей такого рода бесед является выработка однозначного понимания терминов. Для этого со времён древних Индии и Греции и существует научный подход.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.020 (0.773) u0.011 s0.000, 18 0.010 [249/0]