№79171Добавлено: Вт 10 Авг 10, 06:17 (14 лет тому назад)Абсолютные императивы
Есть два жестких императива, на мой взгляд, у людей от которых они не могут отказаться как бы ни старались:
1. Избегать страдания и стремиться к счастью (благу).
2. Стремиться к разумным поступкам.
1. Даже если аскет занимается самоистязанием, он считает, что этим он увеличит свое счастье впоследствии. Если кто-то наказывает себя, то он считает это правильным (моральное удовлетворение). Мой тезис, что абсолютно невозможно иметь страдание объектом (целью), всегда там будет так или иначе мельтишить какое-либо счастье (благо).
2. Даже если человек стремится к неразумным поступкам и оглуплению, он считает это правильным и разумным. (Как говорят - даже у психов есть своя логика.) Абсолютно невозможно действовать субъективно полностью неразумно. Всегда так или иначе будет элемент рассудка.
Это всё относится, конечно, к сознательной деятельности (карме).
№79193Добавлено: Вт 10 Авг 10, 17:17 (14 лет тому назад)
По теме, сознательная деятельность и состоит из этих двух жёстких императивов. Первое - это тришна, желание пресечь дукха, но никак не исполнимое, т.к. пресечение неправильное, что есть второе - неправильное кажется правильным, но к результату не приводит, от чего поиск продолжается.
№79216Добавлено: Ср 11 Авг 10, 00:48 (14 лет тому назад)
Кстати говоря, изначальное (в смысле безначальное, всегда существующее в моменте)))) стремление прекратить дукха и анитья - и есть аспект пресловутой "природы будды".
№79291Добавлено: Пт 13 Авг 10, 02:15 (14 лет тому назад)
Разумно пройти мимо упавшего в грязь. Если попытаться помочь ему, можешь запачкаться. Счастьем может быть то, что упавший за помощь ему может щедро отблагодарить. А может, и толкнет в грязь, поднявшись.
Правильное тоже может казаться неправильным и пиводит туда же.
№79389Добавлено: Вт 17 Авг 10, 02:15 (14 лет тому назад)Re: Абсолютные императивы
test пишет:
Абсолютно невозможно действовать субъективно полностью неразумно.
Может быть, стоит изменить формулировку - Абсолютно невозможно действовать сознательно полностью неразумно. Потому что субъективное как раз может быть неразумным. А вот если человек сознательно будет формировать неразумное действие, то, видимо, для решения о том, что некое действие "неразумно", у него должен быть предварительно сформирован образ "разумного".
Но не получается ли тогда, что некто может совершить неблагой поступок, только зная о благом? Или, что если некто совершает неблагой поступок, не зная о благом, то он не совершает неблагого поступка? И тогда, если у человека нет представления о разумном, то нет и стремления к разумному?
№79395Добавлено: Вт 17 Авг 10, 13:07 (14 лет тому назад)
Безсознательные действия не рассматриваются. Даже если в вашем примере человек хочет действовать неразумно, то он будет действовать в соотвествтии со своим представлением - он будет считать что так лучше. А так же субъективно правильно достигать неразумного, чтоб именно неразумного достичь, а не чего-то другого. Можно сказать, что человек всегда действует целенаправленно. Хочет он этого или нет. И не может действовать не целенаправленно. Цель всегда есть. Даже если отказываться от цели.
№79446Добавлено: Ср 18 Авг 10, 10:14 (14 лет тому назад)
test
Да, да, верно, отказ от достижения цели - это тоже цель. Таким образом любая сознательная деятельность не может не быть целенаправленной. Об этом ваш первый тезис, и с ним трудно спорить. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили этот феномен. Более того, в одном эксперименте людей погружали в гипноз и внушали имсовершить определённое действие, например, открыть окно. Потом выводили из гипноза и вели беседу, в ходе которой человек внезапно вставал и шёл открыть окно. Когда его спрашивали, почему он открыл окно, он объяснял это тем, что ему стало душно, хотя никто в комнате на духоту не жаловался. Т.е. мы имеем склонность (врождённую способность) приписывать смысл даже видимо бессмысленным действиям. Например, многие народные религиозные обряды имеют как раз такое качество действия.
Некоторое сомнение у меня вызвал второй тезис - об императиве стремления к разумным поступкам. В частности, может ли человек стремиться к разумному действию, не имея представления о том, какое именно действие является разумным? Конкретно, могу ли я стремиться совершать правильные поступки, не зная, что такое - правильные поступки? Но из вашего объяснения я понял, что под "разумным" вы подразумеваете поступок "субъективно воспринимаемый/оцениваемый как правильный/полезный". И в этом случае ваш тезис так же имеет подтверждение в экспериментальной психологии. Любой человек придаёт своим осознаваемым действиям "правильное" значение. Одним из подтверждений является феномен "атрибуции в пользу своего я", когда любую личную "победу" мы склонны считать заслуженной, а "поражение" - незаслуженным, произошедшим по воле случая.
Одной из основных трудностей такого рода бесед является выработка однозначного понимания терминов. Для этого со времён древних Индии и Греции и существует научный подход.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы