№65053Добавлено: Чт 26 Мар 09, 22:11 (16 лет тому назад)
Fritz пишет:
Для ростка ещё много чего надо и семя не из ничего возникло.
С одной стороны, сознание необходимо для поддержки и роста имя-формы в материнской утробе. С другой, для стабильности сознания необходим объект. Иногда объектом может быть какое-то намерение или мысленное построение, или хотя бы след подсознательного влечения, anusaya. Это видно из фрагментов сутты, которую мы цитировали в конце предыдущей проповеди. Четанасутта, которую мы тоже цитировали, вполне ясно показывает, что для поддержания сознания необходим, по крайней мере, хоть какой-то след подсознательного влечения. [6]
Когда сознание закрепляется в материнской утробе, то уже в силу наличия этого условия начинается рост имя-формы. Их ветви разрастаются в виде шести основ, порождая молодой побег страдания. Эта идея хорошо озвучена в известном стихе из Дхаммапады:
Как дерево, хотя и вырванное,
Продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок,
Так и страдание рождается снова и снова,
Если не искоренена склонность к желанию. [7]
Этот стих показывает, что латентное вожделение играет важную роль в путешествии существа по сансаре. В Ангуттара Никае мы встречаем такое изречение Будды: «Камма – это поле, сознание – семя, жажда – влага». [8] Это значит, что сознание растет в поле каммы, увлажненном вожделением. Именно в таком контексте надо понимать ответ Села Тхери на вопрос Мары. В Сагатха Вагге из Самьютта Никаи Мара задает следующую загадку монахине по имени Села:
Кем создан это образ,
Кто его творец,
Где это образ появился,
Где этот образ исчезает? [9]
Здесь «образ» означает тело, или внешний вид, который условно назван имя-формой. Села Тхери отвечает в трех четверостишиях так:
Ни сам по себе возник этот образ,
И ни кто-то другой сотворил это страдание,
Благодаря причине он появился,
Посредством устранения этой причины он исчезнет.
Как и зерно,
Посеянное в поле, питается
Вкусом земли и влагой
И благодаря этим двум растет.
Так и все эти агрегаты,
Элементы и шесть опор –
Благодаря причине они появились
И посредством устранения этой причины они исчезнут
Первое четверостишие отвергает идею творения и выражает обусловленную природу этого тела. Сравнение, приведенное во втором, демонстрирует закон зависимого возникновения. Надо сказать, что это сравнение выбрано не случайно. Оно повторяет идею вышеприведенного изречения Будды о том, что камма – это поле, сознание – семя, а вожделение – влага.
Далее досточтимая монахиня отвечает с точки зрения Дхаммы, учитывая и аспект ума. Это не просто внешний вид, что обычно понимается под нама-рупой, но образ, который отражается сознанием как его объект. Следовательно, причиной возникновения и роста нама-рупы является семя сознания. Семя сознания прорастает на поле каммы, увлажненном вожделением. Побеги – это группы, элементы, опоры. Прекращение сознания есть ничто иное, как ниббана.(с)
№65054Добавлено: Чт 26 Мар 09, 22:14 (16 лет тому назад)
Некоторые полагают, что прекращение сознания происходит у арахантов только в момент париниббаны, то есть, в конце их жизни. Но это абсолютно не верно. Очень часто стремление истолковать цитаты о сознании в таком контексте, то есть, как последний момент сознания в жизни араханта сводит на нет более глубокий смысл важных сутт. [10]
Так называемое прекращение сознания здесь имеет более глубокий смысл. Это прекращение сконструированного сознания, abhisamkhata viññana. Опыт прекращения сознания у араханта – это в то же время и прекращение имя-формы. Следовательно, вышеприведенным стихам мы можем придать более глубокий смысл.
В поддержку нашей интерпретации мы можем процитировать стих из Мунисутты, находящейся в Сутта Нипате:
Обозрев поле и подсчитав семена,
Он не орошает его влагой,
Такой мудрец с полным видением завершения рождения,
Отпускает логику и больше не входит в поле видимости.
Хорошо зная поле и подсчитав семена сознания, он не увлажняет это поле вожделением. Таким образом, он видит завершение рождения и выходит за пределы логики и мирских условностей. Это также показывает, что более глубокий смысл Маханиданасутты о вхождении сознания в материнскую утробу, пока не был воспринят адекватно.
Anusaya, или подсознательное влечение, имеет особое значение. То, что отвечает за перерождение, или punyabhava – это жажда, которая обозначается эпитетом ponobhavika. Подсознательная тенденция к жажде – это особый инструмент, который порождает следующую жизнь для сансарного странствия. Склонность к неведению формирует основу для подсознательной жажды. Эта склонность проявляется в привязанности к мирским концепциям без понимания их сущности. Являясь результатом неведения, присущего непросветленному обывателю, она и сама есть подсознательное влечение. Для ее обозначения в сутте часто используется термин nissaya. Наряду с ним также используется родственный термин nissita, который значит «тот, кто соединяет», в то время как nissaya значит «соединение».
Кстати, здесь смысл этого слова отличается от обыденного. Он глубже и передает идею опоры на что-то. Опора но что-то – это также своего рода соединение. Обыватели имеют склонность хвататься за концепции как за догмы, делая из них себе опору. Они верят, что слова, которыми они пользуются, действительно реальны и истинны по своей природе. Их отношение к концепциям окрашено жаждой, самомнением и разными мнениями.
Мы встречаем термин nissita в ряде важных сутт. Он звучит почти как тема для медитации. В Чанновадасутте из Маджджхима Никаи есть не совсем ясный отрывок, который похож на загадку:
«У того, кто привязан, есть колебание. У того, кто не привязан, нет колебания. Когда нет колебания, есть умиротворение. Когда есть умиротворение, нет наклонности. Когда нет наклонности, нет прихода и ухода. Нет прихода и ухода, нет смерти и рождения. Когда нет смерти и рождения, нет «здесь» и «там», ни «между двумя». Это и есть конец страданий». [12]
№65055Добавлено: Чт 26 Мар 09, 22:14 (16 лет тому назад)
Цитата:
Такое хитрое семя, что само подыскивает (или даже создает) подходящие условия (локу).
Хитрое не семя, а росток его породивший - росток появился и вырос в соотв. локе (экосистеме), результат чего - след. семя, которое попало в туже локу, а не на Марс.
№65060Добавлено: Чт 26 Мар 09, 22:37 (16 лет тому назад)
Fritz, хватит уже фантазировать. Если знаете о некоем аутентичном альтернативном воззрении на эту тему, то его и излагайте. А собственные фантазии и возмущения буддийскими воззрениями писать в этой теме не стоит. _________________ Буддизм чистой воды
№65078Добавлено: Пт 27 Мар 09, 11:32 (16 лет тому назад)
Цитата:
Склонность к неведению формирует основу для подсознательной жажды. Эта склонность проявляется в привязанности к мирским концепциям без понимания их сущности.
Пламя угасло из-за выхода масла, сознание угасло - чем не мирские концепции?
№65079Добавлено: Пт 27 Мар 09, 11:50 (16 лет тому назад)
а зачем кому то может понадобиться угасшее сознание? из активности сознания, творения, что то получается, её отсутствие это деградация и энтропия _________________
свет мудрости божественной реальности
№65094Добавлено: Пт 27 Мар 09, 14:38 (16 лет тому назад)
КИ пишет:
Fritz, хватит уже фантазировать. Если знаете о некоем аутентичном альтернативном воззрении на эту тему, то его и излагайте. А собственные фантазии и возмущения буддийскими воззрениями писать в этой теме не стоит.
Это что, возражение такое? Ну пусть будет. Может и выясниться, что я возмущаюсь и небуддийскими воззрениями. А может и не выяснится.
Сами же пишете, в другом треде:
КИ пишет:
От одной только веданы танха конечно не возникнет, это то понятно. Без авидья ведь не будет никакой жажды, даже при наличии веданы. А вот точно выяснить, все ли 12 элементов в ПС жажду обуславливают, или если не все, то какие именно и как - задача непростая. Для прекращения жажды достаточно одной ведананиродха - то есть ведана есть непременное условие, без которого жажды нет.
Пишете про непременные условия и ненепременные. Тоже возмущаетесь?
№65104Добавлено: Пт 27 Мар 09, 20:05 (16 лет тому назад)
Ollerus пишет:
а зачем кому то может понадобиться угасшее сознание? из активности сознания, творения, что то получается, её отсутствие это деградация и энтропия
1)сознание не творит,а осознает.
2)получится Абсолют.К которому Будда всех и вел.Ниббана.
Уд. VIII. 1
Действительно, существует сфера, где нет ни твёрдого, ни жидкого, ни тепла, ни движения, ни этого мира, ни какого-либо другого мира, ни солнца, ни луны.
Я называю это никогда не возникающим, не исчезающим, не остающимся неизменным, не рождающимся, не умирающим. Это — конец страдания.
Уд. VIII. 3
Существует Нерождённое, Невозникшее, Несозданное, Неконструированное. И если бы не существовало этого Нерождённого, этого Невозникшего, этого Несозданного, Неконструированного, то покинуть мир рождённого, возникшего, созданного, конструированного, было бы невозможно.
Но поскольку существует Нерождённое, Невозникшее, Несозданное, Неконструированное, есть возможность покинуть мир рождённого, возникшего, созданного, конструированного.
А.III. 32
Это поистине умиротворенность, это Высшее, а именно окончание всех кармических конструкций, отказ от всех оснований для перерождения, угасание жажды, отрешённость, прекращение, Ниббaна.
А. III. 55
Восхищённый страстью, взбешённый гневом, ослеплённый заблуждением, сокрушённый, с заблудшим умом, человек стремится к собственной гибели, к гибели других, к гибели и себя и других, и испытывает умственную боль и скорбь. Но если страсть, гнев и заблуждение отброшены, человек не стремится ни к собственной гибели, ни к гибели других, ни к гибели и себя и других, и не испытывает умственной боли и скорби. Поэтому Ниббaна очевидна в этой жизни, притягательна, привлекательна и постижима для мудрого.
С. XXXVIII. 1
Прекращение жажды, прекращение ненависти, прекращение заблуждения: это, поистине, называется Ниббaной.
Цитата:
А речь о чем шла?
test
Я уже не помню.
Цитата:
Всё есть страдание - первая благородная истина (благородных), которую открыл Будда.
После какого события по вашему он понял это досконально?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы