Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Буддийская нирвана – победа над коллективным бессознательным


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Деметрий



Зарегистрирован: 07.07.2007
Суждений: 4
Откуда: Архангельск

36895СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 07, 18:34 (9 лет тому назад)    Буддийская нирвана – победа над коллективным бессознательным Ответ с цитатой

Буддийское миросозерцание является недуальным или целостным, идущим срединным путем между противоположностями. Целостность психики является целью буддийской практики.
Учение К.Г. Юнга также провозгласило целью целостность психики, т.е. осознание своего бессознательного. Коллективное бессознательное внешне очень сходно с Абсолютом восточных религий. В связи с этим возникает соблазн истолковать в психологическом аспекте учение буддизма или даосизма. Однако такие попытки «психологизации» восточных религий неправомерны. Если объяснять недуальное видение мира растворением индивидуального сознания в коллективном бессознательном, то теряется весь смысл недуальности. Ибо тогда обнаруживается, что недуальное видение рождается из встречи двух исходно противоположным объектов - индивида и коллективного бессознательного. Буддисты же подчеркивают, что человек изначально просветлен (т.е. уже способен к недуальному видению), но не осознает этого. Никогда и не было никаких противоположных объектов. Исключительно важно понять, что буддийско-даосский Абсолют является не коллективным бессознательным и не Богом, а тем, что борется с ними и побеждает их.
Что такое коллективное бессознательное? Юнг не ответил на вопрос о его сущности. Писатель Ф. Герберт в своем цикле «Дюна» писал, что предковая или генетическая память и есть коллективное бессознательное, источник архетипа.
Наука еще не открыла генетическую память, но с точки зрения буддизма это открытие обязательно состоится, ибо если возможна «душевная» память о своих прошлых воплощениях, то возможна и «телесная» память о своих генетических предках. При этом следует понимать, что эти 2 вида памяти не одно и тоже, т.к. мистики могут помнить жизни людей, не имевших потомства и не оставивших следа в коллективном бессознательном.
Герберт писал, что в основе человеческого мышления лежит поток озабоченности судьбами вида, т.е. цель индивида - обеспечить выживаемость вида. В буддизме же жизнь не имеет внешней цели. В «Трипитаке» описан интереснейший эпизод из жизни Будды, помогающий понять отношение Будды с коллективным бессознательным. После Пробуждения Будда склоняется к тому, чтобы не проповедовать учение. Тогда к нему является Брахма, который уговаривает его проповедовать. В Индии Брахма считается первопредком, т.е. разговор Будды с Брахмой - это разговор Будды с коллективным бессознательным. Из этого становиться ясно, что Пробуждение Будды достигается за пределами коллективного бессознательного, ибо Будда после Пробуждения настроен не проповедовать, он лишен чувства общезначимости, лишен коллективности.
Отражением предковой памяти является культ предков. Как известно, основная черта культа предков - стремление статичности. Ф. Ницше писал, что рост или увеличение силы заключается в том, что новые вещи включаются в старые ряды, т.е. стремление к статичности вытекает из из стремления вида к росту, к силе.
Буддизм тоже стремится к статичности, покою, отсутствию изменений. К этому стремиться любое трансперсональное учение. В этом заключается причина необъяснимой, на первый взгляд, связи между мистиками и властью над животными. Шива, основатель Йоги, изображался окруженным животными и именовался «Владыка животных». Кельтский бог Цернунн изображался так же, как и Шива  -в позе медитации, окруженный животными. Будду во время первой проповеди слушали две газели. Нагарджуна, по легенде, взял сутры «Праджняпарамиты» у мифических змей нагов.
Понять это можно следующим образом: мистик стремиться к покою, к отсутствию изменений, воплощая этим стремление вида к росту. Благодаря этому мистик получает власть над коллективным бессознательным. Но недуальность после этого не появляется. Она появляется лишь тогда, когда мистик, пользуясь своей властью над коллективным бессознательным, полностью освобождается от его давления. Именно здесь рождается абсолютная недуальность, где нет ни цели, ни средства, ни коллективного, ни индивидуального. Мистику остается лишь уйти в нирвану. Этот шаг нельзя объяснить с помощью коллективного бессознательного, ибо оно стремится включить индивида в процесс роста. Будда же, уходя в нирвану, прекращает процесс роста.
Т.о. буддийское учение о недуальности нельзя объяснить психологически, ибо оно рождается, во-первых, вопреки стремлению коллективного бессознательного к росту, а во-вторых, вопреки стремлению индивида освободиться от коллективного бессознательного (это стремление само по себе дуалистично).
Бог есть проекция коллективного бессознательного. В буддизме нет Бога именно по причине победы над коллективным бессознательным.
То же самое мы наблюдаем в мистике Мейстера Экхарта, где душа должна отвергнуть Бога и погрузиться в Божество. Именно Божество Экхарта является точным аналогом буддийско-даосского Абсолюта.
Т.о идея победы над коллективным бессознательным присуща не только восточной, но и западной культуре. И еще одно подтверждение этому мы видим в романе Ф.Герберта «Бог-император Дюны», где Сиона Атрейдес так говорит о предках в своем бессознательном: «Их множество здесь со мной, но я могу незаметно пройти мимо них, потому что они не видят меня».

_________________
Буду улыбаться как Будда
Дети Picasso
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.155 (0.845) u0.053 s0.005, 18 0.091 [228/0]