Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Что такое cetana?


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

110037СообщениеДобавлено: Ср 15 Фев 12, 11:58 (13 лет тому назад)    Что такое cetana? Ответ с цитатой

У меня есть гипотеза, что cetana это не намерение, как мы все привыкли, а что-то другое, скажем, интенциональность.

Abhidharmasamuccaya:
What is volition (cetana) [intention]? It is construction by the mind (chittābhisaṃskāra), mental activity (manaskarma). Its function is to direct the mind in the domain of wholesome (kuśala), unwholesome (akuśala) or neutral (avyākṛta) actions.

Abhidharmasamuccaya:
What is action dominated by the defilements (kleśādhipateyakarma)?
1) The action of volition (cetanākarma) and
2) the action carried out after having willed it (cetayitvā karma).168

Abhidharmasamuccaya:
23) What is an arhat of voluntary nature (cetanādharma arhan)?
It is a person who, having weak faculties by nature, distracted or not, falls from his state of bliss in this life if he is non-reflective, but does not fall if he is reflective.459

Sarvastivada Abhidharma:
9.3.4.1.2. Volition (cetanä) — That which causes the mind to be karmically creative (citta-abhisamskära). It is the mental karma. The Avatära28 describes it thus: "It moves forth (pra-Vsyand) the thought." Samghabhadra's definition29 runs: "cetanä is that which causes citta to do kusala, akusala and avyäkrta [karma], resulting in good, bad and neutral [vipäka]. On account of the existence of cetanä, the citta has the activity of moving forth with regard to the object. It is like a magnet, owing to the force of which iron can move forth."

Sarvastivada Abhidharma:
Dharmaträta states that "the citta-caitta-s are [but] the specific modes of cetanä (cetanä-visesa)".18 This means that whatever one may choose to call it — citta or caitta — the mind arises specifically; mental activity as such being characterized by cetanä — 'consciousness', 'understanding'. As a matter of fact, citta (> caitta), cetas (> caitasika) and cetanä are all derived from the same root √сit, and cetanä, in a more general sense (than that of 'volition'), can mean 'understanding', 'consciousness', etc., thus referring to mental activity in a general sense.

Sarvastivada Abhidharma:
The Ny explains his doctrine (quoted as "the Sthavira" in the Ny) as follows:
There are only three caitta-s [i.e., vedanä, samjnä, cetanä].81 The samskära-skandha comprises cetanä alone — the samskära-s, manaskära, etc., all have cetanä as their intrinsic nature.82

Abhidhammattha Sangaha,Bodhi:
The Commentaries explain that cetanä organizes its associated mental factors in acting upon the object. Its characteristic is the state of willing, its function is to accumulate (kamma), and its manifestation is coordination. Its proximate cause is the associated states. Just as a chief pupil recites his own lesson and also makes the other pupils recite their lessons, so when volition starts to work on its object, it sets the associated states to do their own tasks as well. Volition is the most significant mental factor in generating kamma, since it is volition that determines the ethical quality of the action.

The Path of Discrimination,Nanamoli:
Here [in the present life] with the maturing of the bases there is delusion, which is ignorance; there is accumulation, which is formations; there is attachment, which is craving; there is adoption, which is clinging; there is volition, which is being; thus these five ideas in being-as-action here are conditions for rebirth-linking in the future.

Nanamoli (The Guide):
The 'choice' (cetana) here is the momentary mental 'willing' (or 'affirmation') at each and every stage of the 'course [of action]'.


Последний раз редактировалось: test (Ср 15 Фев 12, 16:33), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2607

110081СообщениеДобавлено: Ср 15 Фев 12, 15:15 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Висудхимагга пишет:
It wills (cetayati), thus it is volition (cetaná); the meaning is that it arranges (collects) itself
together with associated states upon the object.
Пали: cetayatī ti cetanā; abhisandahatī ti attho
четаяти - волит? А вот фиг.

Цитата:
cetayati
Source: A.P. Buddhadatta Mahathera, Concise Pali-English and English-Pali Dictionary [available as digital version from Metta Net, Sri Lanka]
Description: cetayati : [cit + aya] perceives; thinks.

Райс-Дэвидс пишет:
Cetanā [f. abstr. fr. cet, see cinteti] state of ceto in action, thinking as active thought, intention, purpose, will.  Defined as
action (kamma

Ещё подкину из санскрита.
четана как прил. -  visible , conspicuous , distinguished , excellent ; percipient , conscious , sentient , intelligent ;
сачетана - находящийся в сознании.
четанАват - понимающий, сознательный.
Мне примерно понятно, почему четанА связывается с волением. Это редукция атмана, деятеля к элементам деятельности.
Однако МВ говорит, что четанА - consciousness , understanding , sense , intelligence. Этакая деятельность сознания, постигающая объект.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

110083СообщениеДобавлено: Ср 15 Фев 12, 15:43 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Этакая деятельность сознания, постигающая объект.

Что тогда останется виджняне?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2607

110086СообщениеДобавлено: Ср 15 Фев 12, 16:14 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Та, что входит в 5-ю скандху, она вижнянит. Smile Информирует о схватывании объекта соответствующей индрией.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

110091СообщениеДобавлено: Ср 15 Фев 12, 16:39 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Что тогда останется виджняне?

Вроде бы виджняна иногда рассматривается как просто "сумма" остальных скандх.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Вантус
заблокирован


Зарегистрирован: 09.09.2008
Суждений: 7953
Откуда: Воронеж

110174СообщениеДобавлено: Ср 15 Фев 12, 23:31 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Надо рассматривать четану как одну из 51 чайтасика. В английских переводах тибетских талмудов про cetana прям так и пишут -
Цитата:
Intention directs the primary mind and associated mental factors to the object. Geshe Rabten describes
it as the ‘actual principle of activity.’ Therefore, he says, ‘Intention is karma itself.’

_________________

Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

110181СообщениеДобавлено: Чт 16 Фев 12, 10:53 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Тред для тех, кто это уже знает.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

110182СообщениеДобавлено: Чт 16 Фев 12, 11:02 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Любую из 5-и скандх можно рассматривать как всеобъемлющую и законченную матрику. Каждая скандха это всё бытие (весь опыт) в определенном срезе (по видам упаданы). Вид упаданы "тяга к материальному" - матрика-срез по видам чувственного, и т.д.

Поэтому и нет ничего странного в повторе одних феноменов в разных скандхах.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

110308СообщениеДобавлено: Пт 17 Фев 12, 18:45 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Четана это сам момент сознания. Камма четана - намерение (санскара)
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4456

369056СообщениеДобавлено: Вт 02 Янв 18, 15:55 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Тут в Википедии, в статье Cetanā, интересный абзац нашёл я:

The Commentaries explain that cetana organizes its associated mental factors in acting upon the object. Its characteristic is the state of willing, its function is to accumulate (kamma), and its manifestation is coordination. Its proximate cause is the associated states.

Моё же мнение заключается в том, что переводить это слово я бы не стал, а понимаю его я как "предсуществование", протобхава, то, что называют "возникновением" которому следует "пребывание" с последующим "прекращением". Т. е. ступени 2-9 формируют 10-ю.

И книжечка есть хорошая по теме, монография: https://spectrum.library.concordia.ca/7873/1/NQ94960.pdf .
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.437) u0.014 s0.003, 18 0.014 [252/0]