№32663Добавлено: Ср 25 Апр 07, 10:09 (18 лет тому назад)Бодхисатва
После ознакомления с рядом источников о буддизме, мне трудно органично вывести идею бодхисатвы из имперсоналистической философии, доминирующей в Дхарме (учении Будды). Бодхисатва - это тот, кто досиг Просветления, но отвергает свой переход в Нирвану для спасения живых существ. Но это мне начинает казаться двойной ересью, так как, во-первых, никого нет, "человека", людей" и т.д., поскольку это все иллюзия, во-вторых, как вообще можно отвергнуть Нирвану? Дополнительно я не понимаю, как далай-лама считается воплощением одного из бодхисатв, Авалокитешвары, если воплощаться нечему, ведь все в мире - это сочетание дхарм, а "личности" или "души" - нет...
Когда бодхисатва привел большое количество людей в Нирвану, он не спас никого, так как нет "человека", о чем и говорится в Алмазной сутре, где имперсоналистическая философия выражена еще и таким образом:
"Субхути, если люди будут говорить, что Так Приходящий пропове-
довал воззрения о наличии "я", "человека", "существа" и "долгожи-
теля", то, как ты думаешь, Субхути, поняли ли те люди смысл того,
что я проповедую?» — «О Превосходнейший в мире, те люди не поня-
ли смысла того, что проповедовал Так Приходящий. И по какой при-
чине? Когда Превосходнейший в мире проповедовал воззрение о [на-
личии] "я", воззрение о [наличии] "человека", воззрение о [нали-
чии] "существа", воззрение о [наличии] "долгожителя", то это тогда
не было воззрением о [наличии] "я", воззрением о [наличии] "чело-
века", воззрением о [наличии] "существа", воззрением о [наличии]
"долгожителя"».
Что же касается "отложить переход в Нирвану", то здесь мне кажется удачной фраза Александры Давид-Неел:
"Вряд ли можно придумать что-либо более противоречащее учению буддизма, чем представление о том, что Нирвану можно отвергнуть. Можно не войти в рай, представленный неким определенным местом, но Нирвана, по сути своей, есть состояние, неизменно возникающее вслед за исчезновением неведения, и тот, кто достиг Знания, не может, как бы он того ни желал, не знать того, что он уже знает. Наставники мистицизма ни в коей мере не заблуждаются в данном случае, и, несмотря на свою популярность, эти ошибочные представления относительно поведения бодхисаттв совершенно отсутствуют в наставлениях, обращенных к ученикам, которые избраны к посвящениям высших уровней" (Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете, с. 138-139).
Последнее мое недоумение связано с далай-ламой, здесь приведу следующую цитату: "Ничего, собственно, не перерождается, происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов, наподобие того, как в калейдоскопе те же частицы группируются в новые. Процесс такой перетасовки происходит в силу безначальной инерции, и если не произойдет приостановки или пресечения движения, то колесо бытия автоматически должно продолжать свое вращение" (Розенберг, буддолог).
В связи с этим у меня возникает просьба к опытным буддистам растолковать мне учение о бодхисатвах, подкрепив свои доводы ссылками. Если, конечно, вас не затруднит. Повторю еще мои недоумения-вопросы: как связать учение о бодхисатве с имперсоналистической философией? как это, "отложить переход в Нирвану"?, каким образом далай-лама может быть воплощением бодхисатвы, если нет души, личности и т.д.? _________________ Православный христианин.
Последний раз редактировалось: Минка Павел (Ср 25 Апр 07, 12:42), всего редактировалось 1 раз
№32674Добавлено: Ср 25 Апр 07, 12:22 (18 лет тому назад)
Бодисаттва - это человек (или другое существо) движимый двумя мыслями - состраданием ко всем без исключенияи желанием стать Буддой. Чем глубже эти мысли, тем круче Бодисаттва.
Павел, писанина Кураева - очень сомнительный источник по буддизму. Я же ведь Вам указал на курс лекций профессора Торчинова. Вы ознакомились? Инфа о том, что всё иллюзия, что нет личности, что никого нет, переходах в Нирвану, отвержении её - является небуддийской. Это всё личное (и довольно бездарное) мнение г-жи Дэвид-Неел и господ Кураева, Питанова, Дворкина.
№32675Добавлено: Ср 25 Апр 07, 12:41 (18 лет тому назад)
Fritz пишет:
Бодисаттва - это человек (или другое существо) движимый двумя мыслями - состраданием ко всем без исключенияи желанием стать Буддой. Чем глубже эти мысли, тем круче Бодисаттва.
Павел, писанина Кураева - очень сомнительный источник по буддизму. Я же ведь Вам указал на курс лекций профессора Торчинова. Вы ознакомились? Инфа о том, что всё иллюзия, что нет личности, что никого нет, переходах в Нирвану, отвержении её - является небуддийской. Это всё личное (и довольно бездарное) мнение г-жи Дэвид-Неел и господ Кураева, Питанова, Дворкина.
Ну во-первых, на Кураева я не ссылался. Дворкин вообще ничего про буддизм не писал. Что касается определения бодхисаттвы, то оно соответствует, например, тому определению, которое дается в Большой Советской Энциклопедии и учебниках по религиоведению. _________________ Православный христианин.
Зарегистрирован: 07.04.2007 Суждений: 1688 Откуда: Москва
№32677Добавлено: Ср 25 Апр 07, 13:10 (18 лет тому назад)
[quote="Минка Павел"]
Fritz пишет:
Что касается определения бодхисаттвы, то оно соответствует, например, тому определению, которое дается в Большой Советской Энциклопедии и учебниках по религиоведению.
А определение Сына Божия Вы тоже берете из БСЭ и учебников по религиоведению?
№32681Добавлено: Ср 25 Апр 07, 13:44 (18 лет тому назад)
Павел, не знал, что моё определение так похоже. Хотя, вопрос не сложный. Я взял у Далай-ламы, БСЭ также наверное у него, потому что особо больше не у кого. А вот у Кураева другое определение. Про Кураева почему заговорил. Да потому, что очень похож расклад и вопросы стандартные вроде " а как же так, человека ведь нет, что перерождается?" Чуствуеца сразу - made by Kураеф.
№32693Добавлено: Ср 25 Апр 07, 15:39 (18 лет тому назад)
Fritz пишет:
А вот у Кураева другое определение. Про Кураева почему заговорил. Да потому, что очень похож расклад и вопросы стандартные вроде " а как же так, человека ведь нет, что перерождается?" Чуствуеца сразу - made by Kураеф.
Если бы у Кураева были ответы - я бы не спрашивал. Ваше сравнивание меня с Кураевым просто-напросто имеет одно основание: мы оба - православные. Это подразумевает похожее видиние мира. Все, ушел читать Торчинова, просьба писать по теме. _________________ Православный христианин.
№32694Добавлено: Ср 25 Апр 07, 15:46 (18 лет тому назад)
Вот! Вот это подход! Слова не мальчика, но мужа! Захотите узнать-поинтересоваться за Ислам, то обращайтесь к мулле или на более-менее официальный мусульманский сайт, а не к православному батюшке.
зы Я кстати тоже православный. В смысле меня крестили в детстве, отменить этого нельзя, я так понимаю. И что дальше? Не буду же я верить всем батюшкам автоматом на слово, особенно тем, кто занимается не своей темой, но непонятно чем.
№32695Добавлено: Ср 25 Апр 07, 15:48 (18 лет тому назад)Re: Бодхисатва
Минка Павел пишет:
Повторю еще мои недоумения-вопросы: как связать учение о бодхисатве с имперсоналистической философией? как это, "отложить переход в Нирвану"?, каким образом далай-лама может быть воплощением бодхисатвы, если нет души, личности и т.д.?
Это просто, легко вам всё объясню.
Представление о "существе", это омрачение, при этом "само" существо не перестает существовать при уничтожении такого ошибочного представления, не умирает. (Как Будда и архаты не умерли обретя просветление и нирвану.) Соответственно бодхисаттва спасает существ (и в первую очередь свой ум) от ложных представлений, ошибок, омрачений.
Цитата:
После ознакомления с рядом источников о буддизме, мне трудно органично вывести идею бодхисатвы из имперсоналистической философии, доминирующей в Дхарме (учении Будды). Бодхисатва - это тот, кто досиг Просветления, но отвергает свой переход в Нирвану для спасения живых существ. Но это мне начинает казаться двойной ересью, так как, во-первых, никого нет, "человека", людей" и т.д., поскольку это все иллюзия, во-вторых, как вообще можно отвергнуть Нирвану?
Нирваной называют разное, в том числе и просветление. Бодхисаттва просветленный и в этом смысле он не отказывается от нирваны, он отказывается от ухода из мира, от существ, от помощи. Так же и про сансару, бодхисаттва не уходит из сансары в смысле от существ, от помощи, из мира (и вообще не отказывается ни от чего), но уходит или уводит из сансары свой ум, т.е. просветляется.
Цитата:
Дополнительно я не понимаю, как далай-лама считается воплощением одного из бодхисатв, Авалокитешвары, если воплощаться нечему, ведь все в мире - это сочетание дхарм, а "личности" или "души" - нет...
Про Далай-ламу, это ерунда и не важно, тем более сам себя реинкарнацией (или что там) он не считает.
Цитата:
Когда бодхисатва привел большое количество людей в Нирвану, он не спас никого, так как нет "человека", о чем и говорится в Алмазной сутре, где имперсоналистическая философия выражена еще и таким образом: "Субхути, если люди будут говорить, что Так Приходящий проповедовал воззрения о наличии "я", "человека", "существа" и "долгожителя", то, как ты думаешь, Субхути, поняли ли те люди смысл того, что я проповедую?» — «О Превосходнейший в мире, те люди не поняли смысла того, что проповедовал Так Приходящий. И по какой причине? Когда Превосходнейший в мире проповедовал воззрение о [наличии] "я", воззрение о [наличии] "человека", воззрение о [наличии] "существа", воззрение о [наличии] "долгожителя", то это тогда не было воззрением о [наличии] "я", воззрением о [наличии] "человека", воззрением о [наличии] "существа", воззрением о [наличии] "долгожителя"».
Тут речь идет об ошибочных представлениях. На это можно взглянуть так - нет никаких оснований, чтоб бодхисаттва что-то делал (какое-то благо), но он делает.
№32696Добавлено: Ср 25 Апр 07, 16:08 (18 лет тому назад)
Fritz пишет:
зы Я кстати тоже православный. В смысле меня крестили в детстве, отменить этого нельзя, я так понимаю. И что дальше? Не буду же я верить всем батюшкам автоматом на слово, особенно тем, кто занимается не своей темой, но непонятно чем.
Формальное крещение, с одной стороны, ничего не дает. Поскольку крещение - это семя Царствия Божия, которое надо самому растить. Если человек не прибегает к Евхаристии, то от крещения нет никакой пользы...Хотя, с другой стороны, я знаю кое-каких практикующих оккультистов, которые говорят, что крещение, которое было у них в детстве, сейчас их мучает и они хотят от него избавиться. Одним словом - не все про Таинства нам известно. Что же касается "я тоже православный", то как говорил далай-лама, не стоит каждому спешить называть себя буддистом - теперь перефразируйте.
Что касается батюшек, то люди в Церкви разные. И я уверен, что в буддизме тоже. _________________ Православный христианин.
№32697Добавлено: Ср 25 Апр 07, 16:08 (18 лет тому назад)
Теперь по теме.
Нирвана - это, грубо-примитивно говоря, - определённое состояние ума. Как собственный ум может уйти в себя, уйти из себя, отказаться уйти в себя или согласиться, мне непонятно. Наверное я недостаточно гениален, в отличие от Дэвид-Неел.
Авалокитешвара - это тоже, грубо и примитивно выражаясь - состояние ума или состояние ума в том числе. Далай-лама является носителем этого состояния, т.е. воплощением. Если захотите Павел, то тоже можете стать воплощением Авалокитешвары, при сильном желании. Только если добьётесь этого, то про меня не забудьте уж пожалуйста, в ученики хотя бы возьмите чтоли, или в уборщицы уж.
Текст сутры в Вашем первом сообщении требует комментариев, т.к. есть иносказательности и метафоры.
Никто душу не отрицает. Просто буддисты пошли немного дальше - разложили её на составные части, подобно тому, как недавно физики разбили нейтрон на кварки и лептоны. Поэтому душа не может не существовать только на основании того что некоторые элементы души изменяются, возникают\пропадают и перетасовываются. Буддисты при всём своём желании не в состоянии отрицать наличие души. Здесь Дэви-Неел демонстрирует образчик неврубающегося в буддизм человека.
Что такое "имперсоналистическая философия" не совсем понимаю.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы