Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Кант, буддизм и эпохе 4 раза

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10532
Откуда: Москва

645245СообщениеДобавлено: Сб 21 Сен 24, 16:02 (6 дней назад)    Кант, буддизм и эпохе 4 раза Ответ с цитатой

У Канта есть книжка "Критика чистого разума".

В ней он, отталкиваясь от главного тезиса - вынесенные за скобки "вещи-сами-по-себе" (соответствует буддийскому анти-реализму, 1-е эпохе), рассуждает (стало быть в фен.установке) о прочем теоретическом (мучающем мыслящее человечество), и приходит к выводам:

2-е эпохе) отказываемся судить чистым разумом о Боге (буддийский а-теизм)
3-е эпохе) отказываемся судить чистым разумом о метафизической душе (буддийский ан-атман)
4-е эпохе) отказываемся судить чистым разумом о свободе воли.

И вот мы видим, что в буддизме 4-е эпохе не осуществляется. Т.е. свобода воли признаётся (насколько я понимаю, это скандха "самскара").

И вот вопрос, уважаемые участники: нет ли тут в буддизме некоей непоследовательности, почему бы не осуществить и 4-е эпохе ? Или, может быть, оно в каком-то из направлений буддизма есть в замаскированном виде ?

Далее Кант, после 4-го эпохе, руководствуясь высказыванием Д.А.Медведева - "свобода лучше несвободы" - переходит в сферу практического разума с тезисом "будем считать для нашего практического поведения, что свобода воли есть".
И вот уже там (в сфере практического разума) он приходит к выводу об Идее Высшего Блага (Боге и загробном мире), которая крайне полезна и единственно возможна для человека, находящегося в состоянии 4-го эпохе.

В буддизме, как мы знаем, идее Высшего Блага (высшее систематическое единство) соответствует Закон + возможность нирваны.

И вот второй вопрос, уважаемые участники: можно ли сделать вывод, что Бога в буддизме нет изза того, что 4-е эпохе в буддизме не осуществлено ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49105

645248СообщениеДобавлено: Сб 21 Сен 24, 17:50 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

Воля непосредственно дана. Отсутствие воли - умственный конструкт, противоречащий практике.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10532
Откуда: Москва

645254СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 11:22 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

вот сидит человек за столом, а перед ним на тарелке помидор и огурец.
И человек решает, что же ему сначала съесть, а что потом.
И про себя человек думает: "Я совершенно свободен. Съем сейчас что захочу. Начну с помидора."

Так, по-Вашему, дана непосредственно воля ? Это убеждение человека, находящегося в атманической установке и мыслящего через "я" ?



Тут к человеку подступает философ со словами: "а давай-ка мы проанализируем поглубже, отчего ты хочешь съесть первым именно помидор. Может оттого, что целую неделю перед этим ты ел огурцы и они уже надоели ?".

Анализ с выяснением причин хотения - это что, разложение на дхармы (с устранением "я") или умственное конструирование ?
Анализ неизбежно покажет, зависит хотение помидора от прошлого (и тогда тут не свобода, а зависимость), или не зависит хотение помидора от прошлого (и тогда тут свобода = случайность).

----

насколько я помню, буддийские практики советуют адепту: пытайся понять, отчего зависит твоё внутреннее состояние, тщательно наблюдай за причинами. Это (попытки понять 12ПС) - умственное конструирование ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Экалавья, Пустые ножны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49105

645255СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 11:33 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

"А давай-ка" - это у вас не воля?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10532
Откуда: Москва

645257СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 12:47 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

"А давай-ка" - это у вас не воля?

это воля.

Но если человек потом подумает "а давай-ка я проанализирую, почему мне пришла мысль задуматься о буддизме, дхармах и свободе выбора между помидором и огурцом после того, как я решил съесть помидор", то он выяснит, что у первоначального "а давай-ка я ..." были свои причины или их не было.

У желания "съесть помидор" либо были причины, либо их не было.
У желания проанализировать мысль о самонаблюдении - точно так же - либо были причины, либо их не было.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: КИ, LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49105

645260СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 14:06 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
"А давай-ка" - это у вас не воля?

это воля.

Но если человек потом подумает

"Потом" - это вторичное. А у вас уже в первичном признается, что "это воля". Вы даже не можете создать пример, где не было бы воли, как условия этого примера. А если сможете, то вам придется отрицать, что создание сообщения, само это отрицание, и прочее - было без наличия воли. Этого то точно не выйдет сделать без демагогии (вранья).

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

645261СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 15:15 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
пытайся понять, отчего зависит твоё внутреннее состояние, тщательно наблюдай за причинами. Это (попытки понять 12ПС) - умственное конструирование ?

Деконструирование, а "умственное" здесь избыточно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13143

645265СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 19:51 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

«Отсутствие свободной воли» - это самореференция же.  Внимание то на этот предмет свободно направлено у говорящего, помимо всех других возможных предметов.

Это вот если говорить, что мышление вообще есть электрические импульсы и они сами там по своим законам идут, а у нас лишь их побочное следствие переключается, создавая иллюзию выбора. Но такая т.з. есть тоже логическая ошибка, когда доказываемое подают как доказательство.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4456

645266СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 21:12 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

Присутсвие/отсутсвие свободной воли - это концепты европейских реалистов и предмет спора локальных нигилистов и субстанциалистов.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2354
Откуда: Мартышкино

645267СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 21:40 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
"А давай-ка" - это у вас не воля?

это воля.

Но если человек потом подумает "а давай-ка я проанализирую, почему мне пришла мысль задуматься о буддизме, дхармах и свободе выбора между помидором и огурцом после того, как я решил съесть помидор", то он выяснит, что у первоначального "а давай-ка я ..." были свои причины или их не было.

У желания "съесть помидор" либо были причины, либо их не было.
У желания проанализировать мысль о самонаблюдении - точно так же - либо были причины, либо их не было.

Воля - безусловная реальность, параматтха.
Если воли нет, то нефиг и рыпаться - но она есть, это факт.
Воля - ключевой момент бытия сознания, иначе остаётся лишь калькулятор, типа говна в виде искусственного интеллекта
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10532
Откуда: Москва

645268СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 21:57 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
"А давай-ка" - это у вас не воля?

это воля.

Но если человек потом подумает

"Потом" - это вторичное. А у вас уже в первичном признается, что "это воля". ...

да, всё верно.
Воля - это первичное.
Но первичное в хронологическом смысле.

Человек может захотеть съесть помидор, съесть помидор, а потом через недельку заняться анализом своих воспоминаний.

И при анализе тогдашнего "намерения", конечно же методом умственного конструирования будет выяснено, что "намерение" или имело причину или было беспричинным (случайным).
И тот факт, что при рассмотрении лишь "намерения", без всякого умственного конструирования,  по нему ("намерению") не видно то, что проясниться после мышления, нисколько не умаляет выводы получаемые при мышлении.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10532
Откуда: Москва

645269СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 22:00 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

«Отсутствие свободной воли» - это самореференция же.  Внимание то на этот предмет свободно направлено у говорящего, помимо всех других возможных предметов.

Это вот если говорить, что мышление вообще есть электрические импульсы и они сами там по своим законам идут, а у нас лишь их побочное следствие переключается, создавая иллюзию выбора. Но такая т.з. есть тоже логическая ошибка, когда доказываемое подают как доказательство.

И где в вашем примере логическая ошибка ?
Электрические импульсы предшествуют тому, что человек сам считает свободным выбором. Это же эксперементальный факт.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2354
Откуда: Мартышкино

645270СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 22:04 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

Критика чистого разума - туфта, игрища ума.
Надо читать Критику способности мышления.
Но такой книги у Канта нет, товарищ не дорос


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10532
Откуда: Москва

645271СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 22:13 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
Критика чистого разума - туфта, игрища ума.
Надо читать Критику способности мышления.
Но такой книги у Канта нет, товарищ не дорос

Мышление - это ведь подведение явлений под категории ? Такое у Канта подробно разобрано в "Трансцендентальной аналитике" - это как раз часть "Критики чистого разума".

Может само название книги "критика ЧИСТОГО разума" сбивает с толку?  Объяснение того, как чистый разум путается в своих паралогизмах - это не единственное, что есть в той книге.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2354
Откуда: Мартышкино

645272СообщениеДобавлено: Вс 22 Сен 24, 22:16 (5 дней назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
«Отсутствие свободной воли» - это самореференция же.  Внимание то на этот предмет свободно направлено у говорящего, помимо всех других возможных предметов.

Это вот если говорить, что мышление вообще есть электрические импульсы и они сами там по своим законам идут, а у нас лишь их побочное следствие переключается, создавая иллюзию выбора. Но такая т.з. есть тоже логическая ошибка, когда доказываемое подают как доказательство.

И где в вашем примере логическая ошибка ?
Электрические импульсы предшествуют тому, что человек сам считает свободным выбором. Это же эксперементальный факт.

Экспериментальный факт есть тавтология.
Этот факт не выходит за рамки эксперимента,
И ничего не говорит о том, что за его пределами.

Помню, писал диплом по свойствам полупроводника, которые не были известны -
Райское поле: пиши что хочешь, всё будет правильно, главное - внутренняя непротиворечивость
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.887) u0.016 s0.001, 18 0.017 [264/0]