как известно из сутры, перед нирваной Будда прошёл от 1 дхьяны до 8 (или 9) дхьяны, вернулся назад в 1 дхьяну, потом от 1 дошел до 4 дхьяны и из неё уже в нирвану.
И наверняка буддисты комментировали эту последовательность ухода, видя в этом указание на то, что хорошо быть человеком и т.п.
Мне же с гносеологической точки зрения тут видится такое возможное объяснение:
4дхьяна - это конец рупа-локи. Дальше там идёт арупа-лока.
кама-лока и рупа-лока - это места, где рассудок применяется к явлениям (материи, рупы) и его понятия и идеи могут быть проверены опытом.
Чем "выше" мир, тем разумнее живое существо, тем его понятия/идеи лучше приспособлены к реальным явлениям.
В арупа-локе же, где нет явлений материи, рассудок занимается сам собой, и зачастую строит идеи, которые по-определению никак нельзя проверить, которые никак не приложимы к опыту. И потому нахождение там подобно погружению в мир метафизических фантазий. Однако наш разум тянет нас туда изза своей природы ("хочу всё знать").
И тем, что Будда вернулся из дхьях арупа-локи в 4-ю дхьяну, нам как бы напоминается установка, что каждая идея/понятие должны находить себе соответствие в опыте, и только тогда они могут быть по-настоящему полезны (особенно для достижения ниббаны). _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
В ТБ есть версия, что первый раз был осмотр випашьяной, а второй раз он продемонстрировал Б8П. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
как известно из сутры, перед нирваной Будда прошёл от 1 дхьяны до 8 (или 9) дхьяны, вернулся назад в 1 дхьяну, потом от 1 дошел до 4 дхьяны и из неё уже в нирвану.
И наверняка буддисты комментировали эту последовательность ухода, видя в этом указание на то, что хорошо быть человеком и т.п.
Мне же с гносеологической точки зрения тут видится такое возможное объяснение:
4дхьяна - это конец рупа-локи. Дальше там идёт арупа-лока.
кама-лока и рупа-лока - это места, где рассудок применяется к явлениям (материи, рупы) и его понятия и идеи могут быть проверены опытом.
Чем "выше" мир, тем разумнее живое существо, тем его понятия/идеи лучше приспособлены к реальным явлениям.
В арупа-локе же, где нет явлений материи, рассудок занимается сам собой, и зачастую строит идеи, которые по-определению никак нельзя проверить, которые никак не приложимы к опыту. И потому нахождение там подобно погружению в мир метафизических фантазий. Однако наш разум тянет нас туда изза своей природы ("хочу всё знать").
И тем, что Будда вернулся из дхьях арупа-локи в 4-ю дхьяну, нам как бы напоминается установка, что каждая идея/понятие должны находить себе соответствие в опыте, и только тогда они могут быть по-настоящему полезны (особенно для достижения ниббаны).
Вы молодец! Респект!!! Какой бы ошибкой не был наш бренный мир - он не с проста )) (не шучу)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы