Но на самом деле меня действительно интересует вопрос, как в буддизме объясняется механизм памяти? Что-то я как-то не наталкивалась на эту тему в текстах.
Через принцип причинности. Насколько я понимаю, это базовый принцип для всей буддийской психологии.
Насколько я понимаю - память объясняется через алая-виджняну, про которую в этой теме спрашивалось и про которую все участники и пишут тексты, в том числе и сама СуперПупер.
The Storehouse Consciousness - The Buddhist concept that explains why you keep doing the same thing over and over—and the practice that shows you how to stop.
Alaya Vijnana: Cleaning Out the Storehouse - Tricycle https://tricycle.org/magazine/storehouse-consciousness-yogacara/ _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Интересно, спасибо.
А с этим вы согласны? "Да, бхавангачитта также имеет свой объект - это читта первого момента бытия, а не объектов пяти дверей чувств и умственного восприятия."
Скорее нет, так как если есть "момент бытия", то это шесть сфер, но утверждается что это не шесть сфер.
Интересно, спасибо.
А с этим вы согласны? "Да, бхавангачитта также имеет свой объект - это читта первого момента бытия, а не объектов пяти дверей чувств и умственного восприятия."
Скорее нет, так как если есть "момент бытия", то это шесть сфер, но утверждается что это не шесть сфер.
Из того же объяснения:
The bhavanga-citta is vipakacitta; it is the result of the same kamma which produced the patisandhi-citta. There is only one patisandhi-citta in a life, but there are countless bhavanga-cittas. Not only the first bhavanga-citta, but all bhavanga-cittas arising during a lifespan are the result of the kamma which produced the patisandhi-citta.
Бхавангачитта - это резултат той же каммы, что произвела патисандхичитту. Что такое патисандхичитта? Это самая первая читта нового бытия. Патисандхичитта одна единственная, а бхавангачитт множество, но все они являются результатом той же каммы.
То есть бхавангачитты - это как бы постоянное возвращение или воспроизведение патисамдхичитты, получается. Поэтому говорится, что она служит их объектом. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Интересно, спасибо.
А с этим вы согласны? "Да, бхавангачитта также имеет свой объект - это читта первого момента бытия, а не объектов пяти дверей чувств и умственного восприятия."
Скорее нет, так как если есть "момент бытия", то это шесть сфер, но утверждается что это не шесть сфер.
Из того же объяснения:
The bhavanga-citta is vipakacitta; it is the result of the same kamma which produced the patisandhi-citta. There is only one patisandhi-citta in a life, but there are countless bhavanga-cittas. Not only the first bhavanga-citta, but all bhavanga-cittas arising during a lifespan are the result of the kamma which produced the patisandhi-citta.
Бхавангачитта - это резултат той же каммы, что произвела патисандхичитту. Что такое патисандхичитта? Это самая первая читта нового бытия. Патисандхичитта одна единственная, а бхавангачитт множество, но все они являются результатом той же каммы.
То есть бхавангачитты - это как бы постоянное возвращение или воспроизведение патисамдхичитты, получается. Поэтому говорится, что она служит их объектом.
Ну т.е. вы назвали бхавангачитту " не объектом пяти дверей чувств и умственного восприятия" потому что в первый момент жизни еще нет "нама-рупы"? Или по какой-то еще причине?
Не пойму я хода ваших мыслей.
Интересно, спасибо.
А с этим вы согласны? "Да, бхавангачитта также имеет свой объект - это читта первого момента бытия, а не объектов пяти дверей чувств и умственного восприятия."
Скорее нет, так как если есть "момент бытия", то это шесть сфер, но утверждается что это не шесть сфер.
Из того же объяснения:
The bhavanga-citta is vipakacitta; it is the result of the same kamma which produced the patisandhi-citta. There is only one patisandhi-citta in a life, but there are countless bhavanga-cittas. Not only the first bhavanga-citta, but all bhavanga-cittas arising during a lifespan are the result of the kamma which produced the patisandhi-citta.
Бхавангачитта - это резултат той же каммы, что произвела патисандхичитту. Что такое патисандхичитта? Это самая первая читта нового бытия. Патисандхичитта одна единственная, а бхавангачитт множество, но все они являются результатом той же каммы.
То есть бхавангачитты - это как бы постоянное возвращение или воспроизведение патисамдхичитты, получается. Поэтому говорится, что она служит их объектом.
Ну т.е. вы назвали бхавангачитту " не объектом пяти дверей чувств и умственного восприятия" потому что в первый момент жизни еще нет "нама-рупы"? Или по какой-то еще причине?
Не пойму я хода ваших мыслей.
Просто пересказываю объяснение абхидхармиста из книги Abhidhamma In Daily Life (легко находится гуглом). Ранее внимательно читал книгу бх. Гунаратаны о медитации согласно канону и абхидхарме, там также есть про бхавангачитту, и там тоже объясняется, что это как бы default state сознания, когда нет обработки никаких данных шести сфер. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Просто пересказываю объяснение абхидхармиста из книги Abhidhamma In Daily Life (легко находится гуглом). Ранее внимательно читал книгу бх. Гунаратаны о медитации согласно канону и абхидхарме, там также есть про бхавангачитту, и там тоже объясняется, что это как бы default state сознания, когда нет обработки никаких данных шести сфер.
Ну т.е. 7 сфера чувств.
По-моему желая изобрести объяснение одного затруднения, успешно выдумали еще большее затруднение
№594559Добавлено: Пт 26 Ноя 21, 10:05 (3 года тому назад)
Концепт бхавангичитты, как вы верно заметили, конечно же, является логическим построением на основе наблюдений и рассмотрения медитативного опыта. Но формирование этого концепта, по-моему, обусловлено отнюдь не только необходимостью дать объяснение, как же сознание переходит из одной жизни в другую, если никакой дживы, то есть владельца этого сознания нет (анаттха-анаттхия). Концепт, безусловно, связан с теорией перерождения и помогает отвязать сознание от материи - ведь если сознание возникает только при наличии материи, то это означало бы согласие с грубым материализмом, что рупа порождает сознание, а все теории о перерождении - не более чем ложные взгляды, заблуждения, миттхадиттхи.
Однако мы ясно видим, что именно наличие сознания отличает живое тело от мертвого. И это сознание не исчезает, 3огда тело неподвижно или пребывает в глубоком сне. Кроме того, медитаторы входят в состояние, где нет мыслительной активности, но при этом они пребывают в сознании, не дрыхнут мертвецки и не в обмороке. То есть, явно наличествует некоторое особое состояние сознания, в котором оно не цепляется ни за одну из шести опор, или как обьясняет абхидхкрмист: не возникают читты от шести опор. И вот это состояние и названо, как я понимвю, бхавангачитта - сознание просто бытия (anga - член тела, часть чего-то или же одно из перечисляемых качеств; бхава-анга-читта - читта бхавы как отдельно взятого качества).
Другое дело, что концепция "бхавангачитта опирается лишь на одну патисандхичитту" - это уже чистая гипотеза, непосредственно связанная с теорией перерождения и принятая, как я понимвю, в качестве догмата. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Просто пересказываю объяснение абхидхармиста из книги Abhidhamma In Daily Life (легко находится гуглом). Ранее внимательно читал книгу бх. Гунаратаны о медитации согласно канону и абхидхарме, там также есть про бхавангачитту, и там тоже объясняется, что это как бы default state сознания, когда нет обработки никаких данных шести сфер.
Ну т.е. 7 сфера чувств.
По-моему желая изобрести объяснение одного затруднения, успешно выдумали еще большее затруднение
Для того, чтобы не придумывать 7 сферу чувств (тем более, что эта читта относится к сфере ни-сознание-ни-без-сознания), обьяснили, что эта читта ничего не воспринимает, кроме одной единственной по сути точно такой же читты. То есть, это как бы читта, смотрящая в собственное отражение, как зеркало, стоящее напротив другого зеркала и не отражающее больше ничего. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Просто пересказываю объяснение абхидхармиста из книги Abhidhamma In Daily Life (легко находится гуглом). Ранее внимательно читал книгу бх. Гунаратаны о медитации согласно канону и абхидхарме, там также есть про бхавангачитту, и там тоже объясняется, что это как бы default state сознания, когда нет обработки никаких данных шести сфер.
Ну т.е. 7 сфера чувств.
По-моему желая изобрести объяснение одного затруднения, успешно выдумали еще большее затруднение
Для того, чтобы не придумывать 7 сферу чувств (тем более, что эта читта относится к сфере ни-сознание-ни-без-сознания), обьяснили, что эта читта ничего не воспринимает, кроме одной единственной по сути точно такой же читты. То есть, это как бы читта, смотрящая в собственное отражение, как зеркало, стоящее напротив другого зеркала и не отражающее больше ничего.
Ну и почему не признать ее читтой сферы умственного восприятия?
Я не вижу для этого никаких препятствий в рассуждениях, значит играет роль какой то другой фактор, которого мы сейчас не учитываем. Например, я предложила вариант несколькими постами раньше "потому что в первый момент жизни еще не существует нама-рупы".
Скажите, Пикус, вы вот как считаете, ниббана может быть обьектом сознания, т.е. обьектом шестой сферы чувств?
Однако мы ясно видим, что именно наличие сознания отличает живое тело от мертвого. И это сознание не исчезает, когда тело неподвижно или пребывает в глубоком сне. Кроме того, медитаторы входят в состояние, где нет мыслительной активности, но при этом они пребывают в сознании, не дрыхнут мертвецки и не в обмороке. То есть, явно наличествует некоторое особое состояние сознания, в котором оно не цепляется ни за одну из шести опор
Во время сна снятся сны. Даже в медленном, глубоком сне есть сновидения, только они более аморфные. Всё это разновидности мыслей (руп манаса). К слову, я думаю, что если бы мозг не проецировал сновидений, не тонизировал бы этим сам себя, мы бы умирали при первом же сне. Касательно упражнений в отрешении: на самом деле во время таких упражнений мыслительная активность всегда продолжается, начиная с различных внутренних импульсов, но как бы в стороне.
Однако мы ясно видим, что именно наличие сознания отличает живое тело от мертвого. И это сознание не исчезает, когда тело неподвижно или пребывает в глубоком сне. Кроме того, медитаторы входят в состояние, где нет мыслительной активности, но при этом они пребывают в сознании, не дрыхнут мертвецки и не в обмороке. То есть, явно наличествует некоторое особое состояние сознания, в котором оно не цепляется ни за одну из шести опор
Во время сна снятся сны. Даже в медленном, глубоком сне есть сновидения, только они более аморфные. Всё это разновидности мыслей (руп манаса). Касательно упражнений в отрешении: на самом деле во время таких упражнений мыслительная активность всегда продолжается, начиная с различных внутренних импульсов, но как бы в стороне.
Сны не все время снятся, пока человек спит, вполне есть фаза снов без сновидений (по словам ученых все равно фаза сна без сновидений сопровождается активностью мозга).
Однако мы ясно видим, что именно наличие сознания отличает живое тело от мертвого. И это сознание не исчезает, когда тело неподвижно или пребывает в глубоком сне. Кроме того, медитаторы входят в состояние, где нет мыслительной активности, но при этом они пребывают в сознании, не дрыхнут мертвецки и не в обмороке. То есть, явно наличествует некоторое особое состояние сознания, в котором оно не цепляется ни за одну из шести опор
Во время сна снятся сны. Даже в медленном, глубоком сне есть сновидения, только они более аморфные. Всё это разновидности мыслей (руп манаса). Касательно упражнений в отрешении: на самом деле во время таких упражнений мыслительная активность всегда продолжается, начиная с различных внутренних импульсов, но как бы в стороне.
Сны не все время снятся, пока человек спит, вполне есть фаза снов без сновидений (по словам ученых все равно фаза сна без сновидений сопровождается активностью мозга).
На самом деле нет такой фазы. Есть фаза медленного сна и соответствующих ей сновидений, которые более аморфны, нежели в фазе быстрого сна.
Просто пересказываю объяснение абхидхармиста из книги Abhidhamma In Daily Life (легко находится гуглом). Ранее внимательно читал книгу бх. Гунаратаны о медитации согласно канону и абхидхарме, там также есть про бхавангачитту, и там тоже объясняется, что это как бы default state сознания, когда нет обработки никаких данных шести сфер.
Ну т.е. 7 сфера чувств.
По-моему желая изобрести объяснение одного затруднения, успешно выдумали еще большее затруднение
Для того, чтобы не придумывать 7 сферу чувств (тем более, что эта читта относится к сфере ни-сознание-ни-без-сознания), обьяснили, что эта читта ничего не воспринимает, кроме одной единственной по сути точно такой же читты. То есть, это как бы читта, смотрящая в собственное отражение, как зеркало, стоящее напротив другого зеркала и не отражающее больше ничего.
Ну и почему не признать ее читтой сферы умственного восприятия?
Я не вижу для этого никаких препятствий в рассуждениях, значит играет роль какой то другой фактор, которого мы сейчас не учитываем. Например, я предложила вариант несколькими постами раньше "потому что в первый момент жизни еще не существует нама-рупы".
Скажите, Пикус, вы вот как считаете, ниббана может быть обьектом сознания, т.е. обьектом шестой сферы чувств?
Полагаю, что тут вопрос не в принадлежности, а в продуцировании. Опора умственного восприятия - мано-аятана - продуцирует мано-виджняну. А бхавангачитта ни с каким продуцированием не ассоциирована.
Ниббана, конечно же может и должна быть объектом сознания, иначе вообще непонятно, в чем цель буддийской медитации. И ведь правда, есть у многих такое непонимание - кто ниббану понимает как полную отключку. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пт 26 Ноя 21, 12:54), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: superpuper
Однако мы ясно видим, что именно наличие сознания отличает живое тело от мертвого. И это сознание не исчезает, когда тело неподвижно или пребывает в глубоком сне. Кроме того, медитаторы входят в состояние, где нет мыслительной активности, но при этом они пребывают в сознании, не дрыхнут мертвецки и не в обмороке. То есть, явно наличествует некоторое особое состояние сознания, в котором оно не цепляется ни за одну из шести опор
Во время сна снятся сны. Даже в медленном, глубоком сне есть сновидения, только они более аморфные. Всё это разновидности мыслей (руп манаса). Касательно упражнений в отрешении: на самом деле во время таких упражнений мыслительная активность всегда продолжается, начиная с различных внутренних импульсов, но как бы в стороне.
Сны не все время снятся, пока человек спит, вполне есть фаза снов без сновидений (по словам ученых все равно фаза сна без сновидений сопровождается активностью мозга).
На самом деле нет такой фазы. Есть фаза медленного сна и соответствующих ей сновидений, которые более аморфны, нежели в фазе быстрого сна.
Сами придумали или начитались какого-то...? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы