Полагаю, что в русском языке ему более всего соответстввет слово "верность" в значении "неизменная приверженность принципам, преданность, идеалам". Ведь такая приверженность и означает как раз своевременное их припоминание и "незабывчивость". Надеюсь, сопоставление сати с верностью поможет понять, почему это прочно связано с благим состоянием ума.
А можно какой - нибудь простой пример? Вот, чешу я пылесосом кота, как это может выглядеть при манасикаре и сати. Нужно буквально вспоминать о том, что кот пустотен? Что на деле должно быть в сознании?
Нет. Манасикара поможет вам правильно (безопасно) держать пылесос и кота. Сати поможет вам вовремя вспомнить, что так поступать не следует,если вы верны принципу непричинения зла. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№594284Добавлено: Пт 19 Ноя 21, 20:13 (3 года тому назад)Re: Сати и манасикара.
Цитата:
Это фактор ума из умелых-благих-прекрасных читт по Абхидхамме тхеравады. В Абхидхарме сарвастивады смрити и манаскара - это всегда присутствующие четасики. Манаскара - направляет, смрити - не отпускает.
То есть в рамках Сарвастивады, которая, как я понимаю, сейчас - часть Махаяны, трактовка этих понятий уже в принципе иная? Без привязки в благим/не благим состояниям ума?.
Из "Прекрасное Пламя. Беседы с Пемасири Тхера" Дэвида Янга ("Beautiful Flame. Talks from Pemasiri Thera" by David Young):
Да, мне тоже попадалось это описание. В Абхитхарме, кроме прочего, сказано: характерной чертой манасикара является проведение (сарана) связанных состояний ума по отношению к объекту. Его функция — привязать ассоциированные состояния к объекту... как возничий, который посылает хорошо
тренированных лошадей (то есть ассоциированные состояния) по направлению к их месту
назначения (объекту)... манасикара может быть благой или не благой в зависимости от благости читты - сознания.
В какой-то момент я подумал, что сати - этакое "чистое внимание", внимание настолько "внимательное и сильное", что само по себе вытесняет привычные тенденции ума, связанные с объектами - эмоциональные реакции, положительные и отрицательные окраски, притяжение и отторжение.
То есть внимание, при котором нет вообще больше ничего, ни эмоций, ни мыслей, ну то есть совсем ничего, ум - как зеркало отражает объекты. Всё. А то, что свободно от любых состояний, кажется - и должно вести в нирване.
Однако, другие трактовки явно подразумевают, что с благими состояниями ума она всё же ассоциирована.
Вот тут у меня и встаёт логичный вопрос - а что это за благие состояния и как это выглядит на практике??
Увы, когда я попытался обсудить это с монахом, он заявил, что я его не слушаю и сочиняю от себя. Но, как я сказал, смысл своих слов он расшифровывать отказался.
Думаю, что каждый монах, несмотря на более глубокое понимание учения, всё равно пропускает его через призму своего ума, и трактует учение на свой лад.
Иногда люди просто не в состоянии понять того, что им говорят. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№594286Добавлено: Пт 19 Ноя 21, 20:18 (3 года тому назад)
Друзья, благодарю за ответы.
Действительно приятно сознавать, что не я один пытаюсь разобраться в таких вопросах и приподняться над потоком жизни.
Моя практика довольно проста - созерцание свечи. Просто удерживаешь внимание до тех пор, пока мысли не начинаю смягчаться и не увеличивается чувство покоя. Даже это помогает проще переносить невзгоды. Думаю, для начала этого достаточно.
Поделитесь, пожалуйста, как выглядит ваша практика. Как проходит, что достигается?
Насколько я понимаю, в общем, всё и должно сводиться к удерживанию внимания и ясному восприятию/осознаванию.
Это фактор ума из умелых-благих-прекрасных читт по Абхидхамме тхеравады. В Абхидхарме сарвастивады смрити и манаскара - это всегда присутствующие четасики. Манаскара - направляет, смрити - не отпускает.
То есть в рамках Сарвастивады, которая, как я понимаю, сейчас - часть Махаяны, трактовка этих понятий уже в принципе иная? Без привязки в благим/не благим состояниям ума?.
Не "в принципе" же. Немного иная. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Сама мысль о том, чтобы как можно быстрее приступать к лечению, не получив медицинского образования, - страшна.
Чем я собственно и занимаюсь - пытаюсь разобраться в каракулях профессоров.
Если в вузе вас толкает жизненная необходимость, а относиться вы можете по-всякому, то тут изучение зависит от желания. А с таким отношением, что вам усложняют жизнь, - забьете. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Поделитесь, пожалуйста, как выглядит ваша практика. Как проходит, что достигается?
Медитация анапанасати, т.е. объект медитации - дыхание. Глаза закрыты, так как визуальный контакт рождает в уме слишком большое количество отвлечений.
Плюс медитация метты, объект медитации - внутренняя улыбка, сияющий ум, в котором не возникают омрачения (в области третьей сатипаттаны). Глаза также закрыты. Со временем прихожу к мысли, что это можно делать основной практикой, заменять медитацию на дыхании, так как она лучше всего скалируется на обычную жизнь. Эту медитацию также делаю при ходьбе, глаза в этом случае, конечно, открыты.
Достигается - менее личное отношение ко всем возникающим явлениям. Меньше напряжения, больше спокойствия.
Цитата:
Я, в общем, начал с Тэравады, полагая, что без позднейших тантрических дополнений понять буддизм будет проще, но похоже, несколько просчитался.
Нет, всё правильно, просто не надо сразу в Абхидхамму идти разбираться, как всё устроено. ) Лучше сначала уяснить для себя метод, что делать.
Цитата:
Вот тут у меня и встаёт логичный вопрос - а что это за благие состояния и как это выглядит на практике??
Благие состояния - это те, которые ведут к долговременному ощущению счастья. Самое высшее счастье - ниббана. То есть благие состояния ума - это те, которые развиваются следованием восьмеричному пути. По этой же причине можно сказать что благие состояния ума - это те, которые не имеют в своей основе влечения, отвращения и неведения, т.е. отсутствие следования идее "яшности".
Неблагие состояния - это те, соответственно, которые к долговременному счастью не ведут и имеют концепцию "яшности" в основе.
Чувственные желания, недоброжелательность и жестокость - признак неблагих состояний. (MN78)
"Точно также, когда монах изучает сам себя следующим образом, то это очень полезно для монаха в отношении возрастания его благих качеств: «Обретаю ли я внутренне успокоение ума или нет? Обретаю ли я высшую мудрость прозрения в феномены или нет?»" (AN10.54)
"Достопочтенный Ананда, какой вид (телесного|словесного|умственного) поведения является неблагим? Любое (телесное|словесное|умственное) поведение, великий царь, которое ведёт к собственной болезненности, болезненности других, или к болезненности обоих, и из-за которого неблагие состояния ума увеличиваются, а благие состояния уменьшаются.
«Достопочтенный Ананда, какой вид (телесного|словесного|умственного) поведения является благим?» Любое (телесное|словесное|умственное) поведение, великий царь, которое не ведёт к собственной болезненности, болезненности других, или к болезненности обоих, и из-за которого неблагие состояния ума уменьшаются, а благие состояния увеличиваются." (MN88)
"По моему опыту между осознанностью и любящей добротой нет разницы" Дипа Ма
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы