№514132Добавлено: Пт 08 Ноя 19, 21:06 (5 лет тому назад)Различие между māṇa и asmimāna
Уже было обсуждение этих терминов, но по моему, в виде оффтопика в какой-то несвязанной с этим темой.
Я понимаю māṇa (окову) - как основу для полагания: "Я лучше", "Я хуже", "Я равный", а asmimāna - как гордыню, возникающую из полагания "Я лучше". На мой взгляд, считать māṇa гордыней - неправильно, ибо это более широкое понятие. Māṇa и asmimāna, на мой взгляд, соотносятся как общее, и входящее в него частное.
Зарегистрирован: 22.08.2019 Суждений: 176 Откуда: Москва
№514152Добавлено: Сб 09 Ноя 19, 03:38 (5 лет тому назад)
Именно так. Asmimāna вписывается в māṇa с коннотациями "я лучше".
Māṇa кстати имеет значение "measure" и "measurement", что как бы намекает на смысловой окрас "системы мер", откуда уже потом выделяются asmimānы и omānы ("я хуже"). Т.е это просто само-мнение в наиболее общем смысле, не конкретизировано; само-мнить себя можно уже соответственно "я лучше", "я хуже", "я такой же".
Māṇa также несёт смысл аля "тщеславие", но здесь, предполагаю, можно провести параллель с тем же русским: когда мы говорим "у него есть самомнение о себе", на неком бытовом уровне почему-то подразумеваются именно завышенное самомнение. Хотя слово само по себе может сообщать именно что не-конкретизированный факт наличия у кого-либо какого-то из трёх видов самомнения. В общем такая особенность смыслового означивания.
Сброс 8 оковы подразумевает уничтожение "системы мер", т.е срез всей "самостной" (в психологическом смысле ощущения своей личности) среды, на которой взращиваются феномены самооценки со всеми вытекающими, виды идентификации, "внутренний диалог" и т.д _________________ «Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания».
Māṇa также несёт смысл аля "тщеславие", но здесь, предполагаю, можно провести параллель с тем же русским: когда мы говорим "у него есть самомнение о себе", на неком бытовом уровне почему-то подразумеваются именно завышенное самомнение. Хотя слово само по себе может сообщать именно что не-конкретизированный факт наличия у кого-либо какого-то из трёх видов самомнения. В общем такая особенность смыслового означивания.
№514177Добавлено: Сб 09 Ноя 19, 07:29 (5 лет тому назад)
Асмимана это ложные воззрения о "я". Не просто в широком смысле, а вполне конкретные воззрения "я есть это". И в связи с такой определенностью - вполне конкретные побуждения по защите этого воззрения. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Асмимана это ложные воззрения о "я". Не просто в широком смысле, а вполне конкретные воззрения "я есть это". И в связи с такой определенностью - вполне конкретные побуждения по защите этого воззрения.
В топике обсуждается 8 окова, т е некоторое "психологическое" ощущение "Я" и "Себя".
Вы говорите про 1 окову - воззрения о примордиальном "Я" в неком метафизическом и субстанциональном смысле: атман, душа, Единое и т.д. Для этого в каноне употребляется другое слово - atta. Анурадха сутта:
"Yaṃ panāniccaṃ dukkhaṃ vipariṇāmadhammaṃ kallaṃ nu taṃ samanupassituṃ: ‘etaṃ mama, esohamasmi, eso me attā’”ti?
But if it’s impermanent, suffering, and perishable, is it fit to be regarded thus: ‘This is mine, I am this, this is my self’?”
tj_8isJCunA.jpg
Описание:
Размер файла:
52.87 KB
Просмотрено:
1345 раз(а)
_________________ «Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания».
Асмимана это ложные воззрения о "я". Не просто в широком смысле, а вполне конкретные воззрения "я есть это". И в связи с такой определенностью - вполне конкретные побуждения по защите этого воззрения.
В топике обсуждается 8 окова, т е некоторое "психологическое" ощущение "Я" и "Себя".
Вы говорите про 1 окову - воззрения о примордиальном "Я" в неком метафизическом и субстанциональном смысле: атман, душа, Единое и т.д. Для этого в каноне употребляется другое слово - atta. Анурадха сутта:
"Yaṃ panāniccaṃ dukkhaṃ vipariṇāmadhammaṃ kallaṃ nu taṃ samanupassituṃ: ‘etaṃ mama, esohamasmi, eso me attā’”ti?
But if it’s impermanent, suffering, and perishable, is it fit to be regarded thus: ‘This is mine, I am this, this is my self’?”
Нет, асмимана это именно "я есть это" - то есть убежденность, что скандхи это "я" или что-то в скандхах есть "я". Метафизические и субстанциональные смыслы - это не про скандхи.
Никакого смысла "гордыня" у асмимана нет, "гордыня", как и обратное чувство это уже асмичандха. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы