Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Анализ Весали сутты (СН 54.9)

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Amicum



Зарегистрирован: 30.05.2018
Суждений: 81

456648СообщениеДобавлено: Ср 21 Ноя 18, 16:34 (6 лет тому назад)    Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:

И вы посмотрите что пишут в комментариях к сутре:
Будда предвидел это и знал, что не может ничего сделать. Он наставил их в медитации на отвратительности тела, чтобы те, отбросив привязанность к телу, смогли бы утратить страх смерти и переродиться в небесных мирах. Поэтому он дал такое наставление, чтобы помочь им, а не для того, чтобы восхвалить смерть. Понимая, что он не может изменить течение событий, он ушёл в затворничество, чтобы не присутствовать в момент созревания плодов их каммы.

Якобы Будда знал, но сделать ничего не мог, да еще и ушел в затворничество чтобы не смотреть. Не мог не наставлять в этой практике, ага. То есть, как бы забывается про это:

Если Татхагата знает, что эти слова действительные, истинные, [но] неполезные, неприятные и немилые для других, то он не говорит их.
И почему? Потому что у Татхагаты есть сострадание к живым существам».

В свете размышлений о Весали сутте (СН 54.9), хотелось бы сопоставить фактический текст данной сутты с комментарием к ней.

То, что известно из сутты:

1) Однажды, пребывая в Весали в Великом Лесу в Павильоне с Остроконечной Крышей, Благословенный наставлял монахов беседой об отвратительности тела (foulness), восхваляя развитие медитации на отвратительность (foulness meditation).
2) Благословенный сообщил монахам, что уходит в затворничество на полмесяца, во время которого никто не подходил к нему, кроме того, кто приносил ему пищу, полученную с подаяний.
3) В это время группа монахов, памятуя о наставлении о развитии медитации на отвратительность тела, ощутили к нему отвращение и использовали нож.
4) После выхода из затворничества Благословенный обратился к Достопочтенному Ананде, спросив, почему Сангха монахов так малочисленна.
5) Ананда объяснил ситуацию и попросил Благословенного разъяснить иной метод для утверждения в постижении окончательного знания.
6) Благословенный созвал монахов, живущих в Весали, и наставлял их в практике сосредоточения осознанности к дыханию.

Без учёта комментариев, ситуация описана довольно ясно. Благословенный проповедовал Дхамму и разъяснил медитацию на отвратительность тела группе слушающих его монахов, после чего ушёл в затворничество на полмесяца. Во время его отсутствия часть монахов, которые неверно поняли его наставления, либо не были готовы к такой медитации, зарезали себя. После своего возвращения, Будда узнал от Ананды, что произошло в его отсутствие, после чего Ананда попросил дать наставления по другому методу практики.

Если не преувеличивать способности Будды в области познания умов других людей, то вопросов к данной сутте не возникает никаких. Будда дал очередную общую лекцию для монахов с благими намерениями, но так как часть монахов не имела достаточных способностей и кармических причин правильно понять слова Благословенного и правильно подойти к медитации на отвратительность тела, закончилось это для них плачевно.

Как комментарий дополняет смысл сутты:

1) Пятьсот слушающих наставления Будды монахов в далёком прошлом, были охотниками, переродились в аду, но потом за счёт хорошей каммы смогли родиться людьми и стать монахами при жизни Будды (наверное, как и любой другой монах в течение своего безначального прошлого в сансаре).
2) Однако, часть плохой каммы осталась, и она созрела в виде убийств или намерения лишить себя жизни (видимо Будда своей лекцией мог повлиять на то, чтобы такая камма дала плоды после медитации, а не при других обстоятельствах (гнева или депрессии))
3) Будда предвидел это и знал, что не может ничего сделать (видимо, сам Будда кому-то сообщил, что он это предвидел, но в суттах этого не сказано)
4) Он наставил их в медитации на отвратительности тела, чтобы те, отбросив привязанность к телу, смогли бы утратить страх смерти и переродиться в небесных мирах (не ясно, может ли тот, кто правильно отбросил привязанность к телу, зарезать себя, и достаточно ли это будет для того, чтобы переродиться в высших мирах. По идее, убийство человека должно вести к плохому перерождению)
5) Поэтому он дал такое наставление, чтобы помочь им, а не для того, чтобы восхвалить смерть (Investigabiles viae Domini).
6) Понимая, что он не может изменить течение событий, он ушёл в затворничество, чтобы не присутствовать в момент созревания плодов их каммы (не ясно, в чём была проблема для Будды присутствовать в момент созревания плодов их каммы. Вопрос Благословенного, адресованный Ананде после возвращения, вызывает большое недоумение, который, при данных обстоятельствах, звучит как минимум цинично).
7) Некоторые из этих монахов были заурядными людьми, некоторые – вступившими в поток, однажды-возвращающимися, не-возвращающимися, и арахантами (видимо, сам Будда кому-то сообщил об этом, но в суттах этого не сказано).

На мой скромный взгляд, без комментария сутта вызывает меньше противоречий. Однако, в таком случае, Благословенный теряет часть приписываемых ему сверхспособностей, что наверняка вызовет протест у подавляющего большинства представителей буддийской общины.


Ответы на этот пост: Рената Скот, Adzamaro, Ассаджи, German, German
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

456653СообщениеДобавлено: Ср 21 Ноя 18, 16:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Из старой темы БФ, Zom пишет:

Цитата:
... один человек говорит, что якобы, Нигантха Натапутта, лидер джайнистов, говорит, что "видит одновременно всё и вся". И спрашивает Будду о том, так ли это в отношении Будды. Будда отвечает отрицательно, и, кажется, говорит о том, что обладает 3 знаниями архата.

Однако в других суттах говорится (как минимум в одной), что Будда всё же имеет всеведение (но, видимо, только в том смысле, что может познать всё что угодно - если направит на это свой ум для познания).

Однако вот в этой статье иная точка зрения - что когда Будда говорил о том, что знает весь мир, то имел в виду, что знает, что мир подвержен аничча-анатта-дуккха и знает всякие всевозможные внутренние механизмы психики и тела, но не всех вещей во внешнем мире - http://www.westernbuddhistreview.com/vol4/was_the_buddha_omniscient.html

https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=18630&p=435728&viewfull=1#post435728
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

456703СообщениеДобавлено: Ср 21 Ноя 18, 20:05 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Amicum пишет:


На мой скромный взгляд, без комментария сутта вызывает меньше противоречий. Однако, в таком случае, Благословенный теряет часть приписываемых ему сверхспособностей, что наверняка вызовет протест у подавляющего большинства представителей буддийской общины.
Согласна с вами. Комментарий довольно-таки абсурдный. А сутта понятная вполне, если иметь ввиду, что всеведение Будды носило спектральный, а не божественный характер (т.е. чтобы увидеть что-то, ему надо было направить на это своё внимание). Учитывая, какое количество народу обычно собиралось на его проповеди, направлять внимание на каждого слушателя технически не предоставлялось возможным.

Ответы на этот пост: Amicum
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Amicum



Зарегистрирован: 30.05.2018
Суждений: 81

456710СообщениеДобавлено: Ср 21 Ноя 18, 20:44 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Amicum пишет:

На мой скромный взгляд, без комментария сутта вызывает меньше противоречий. Однако, в таком случае, Благословенный теряет часть приписываемых ему сверхспособностей, что наверняка вызовет протест у подавляющего большинства представителей буддийской общины.
Согласна с вами. Комментарий довольно-таки абсурдный. А сутта понятная вполне, если иметь ввиду, что всеведение Будды носило спектральный, а не божественный характер (т.е. чтобы увидеть что-то, ему надо было направить на это своё внимание). Учитывая, какое количество народу обычно собиралось на его проповеди, направлять внимание на каждого слушателя технически не предоставлялось возможным.
Как Вы думаете, мог ли он правильным направлением ума самостоятельно узнать причину, почему в общине стало меньше монахов после его возвращения?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

456821СообщениеДобавлено: Чт 22 Ноя 18, 01:14 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Amicum пишет:
На мой скромный взгляд, без комментария сутта вызывает меньше противоречий. Однако, в таком случае, Благословенный теряет часть приписываемых ему сверхспособностей, что наверняка вызовет протест у подавляющего большинства представителей буддийской общины.
Проблема в том, как мне кажется, что даже без комментария, получается что данные практики опасны для психического и/или физического здоровья людей. По моему мнению, любые практики подразумевающие возможные страдания, а тем более непосредственный физический и/или психический вред, не могут и не должны быть связаны с Дхармой.

Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Рената
Гость





456852СообщениеДобавлено: Чт 22 Ноя 18, 10:04 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

[quote=Amicum#456710
Как Вы думаете, мог ли он правильным направлением ума самостоятельно узнать причину, почему в общине стало меньше монахов после его возвращения?[/quote] Конечно. А зачем ему было направлять ум на выяснение причины, если рядом находился Ананда?
Наверх
Рената
Гость





456853СообщениеДобавлено: Чт 22 Ноя 18, 10:08 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:

Проблема в том, как мне кажется, что даже без комментария, получается что данные практики опасны для психического и/или физического здоровья людей. По моему мнению, любые практики подразумевающие возможные страдания, а тем более непосредственный физический и/или психический вред, не могут и не должны быть связаны с Дхармой.
Можно было бы как-то согласиться с вами, если бы речь шла о мирянах (хотя совершеннолетний мирянин сам за себя отвечает). Но речь идет о монахах. Монашество вообще опасная практика, которую не все выдерживают. Так м.б. объявить институт монашества вне закона, чтобы не нанести возможного вреда здоровью людей?

Ответы на этот пост: Adzamaro
Наверх
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

457110СообщениеДобавлено: Пт 23 Ноя 18, 16:34 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Рената пишет:
Adzamaro пишет:

Проблема в том, как мне кажется, что даже без комментария, получается что данные практики опасны для психического и/или физического здоровья людей. По моему мнению, любые практики подразумевающие возможные страдания, а тем более непосредственный физический и/или психический вред, не могут и не должны быть связаны с Дхармой.
Можно было бы как-то согласиться с вами, если бы речь шла о мирянах (хотя совершеннолетний мирянин сам за себя отвечает). Но речь идет о монахах. Монашество вообще опасная практика, которую не все выдерживают. Так м.б. объявить институт монашества вне закона, чтобы не нанести возможного вреда здоровью людей?
Это просто мое мнение, что любые опасные и/или причиняющие дискомфорт и страдания практики не являются Дхармой. Сами монахи могут практиковать, разумеется, все что им угодно.

Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

457112СообщениеДобавлено: Пт 23 Ноя 18, 17:05 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Amicum пишет:
В свете размышлений о Весали сутте (СН 54.9), хотелось бы сопоставить фактический текст данной сутты с комментарием к ней.

В Винае есть более подробное объяснение, чем в этой сутте:

https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=748.msg5410#msg5410
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

457122СообщениеДобавлено: Пт 23 Ноя 18, 18:53 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:

Это просто мое мнение, что любые опасные и/или причиняющие дискомфорт и страдания практики не являются Дхармой. Сами монахи могут практиковать, разумеется, все что им угодно.
А вам известны хоть какие-то практики, приносящие результат, в которых нет дискомфорта? Скажем, комфортно ли изучать иностранный язык (обыкновенно те, кто изучают язык с комфортом, так никогда его и не выучивают до конца), комфортно ли учиться плавать, готовить, ездить верхом? Если вы хотите научиться чему-то, то это непременно будет связано с дискомфортом и возможно даже с некоторой опасностью.

Ответы на этот пост: Adzamaro
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

457326СообщениеДобавлено: Сб 24 Ноя 18, 01:49 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
А вам известны хоть какие-то практики, приносящие результат, в которых нет дискомфорта? Скажем, комфортно ли изучать иностранный язык (обыкновенно те, кто изучают язык с комфортом, так никогда его и не выучивают до конца), комфортно ли учиться плавать, готовить, ездить верхом? Если вы хотите научиться чему-то, то это непременно будет связано с дискомфортом и возможно даже с некоторой опасностью.
Вы же наверное знаете как Будда шел к своему просветлению? Как он пробовал различные практики того времени и почему он от них отказался? Потому что они не ведут к освобождению от страданий, а сами причиняют страдания.

Я подумал: «Что если я, стиснув зубы и поджав к верхнему нёбу язык, собью, раздавлю, и сокрушу свой ум своим осознающим умом?» Так, стиснув зубы и поджав к верхнему нёбу язык, я стал сбивать, давить, и сокрушать свой ум своим осознающим умом. Подобно тому, как сильный человек, схватив слабого за голову, горло, или плечи, стал бы сбивать его, давить, и сокрушать, так и я стал сбивать, давить, и сокрушать свой ум своим осознающим умом. И по мере того как я делал так, пот полился ручьём из подмышек. И хотя я установил неутомимое усердие и незамутнённую осознанность, моё тело было взволновано и неспокойно из-за болезненного усилия.

Но через эти раздирающие аскетические практики я не достиг какого-либо сверхчеловеческого состояния, какого-либо отличия в знании и видении, достойного благородных. Может ли существовать иной путь к Пробуждению?

Я подумал: «Я помню, как однажды, когда мой отец из клана Сакьев работал, я сидел в прохладе тенистого миртового дерева, и тогда, полностью оставив чувственные удовольствия и неумелые умственные качества, я вошёл и пребывал в первой джхане: восторг и удовольствие, рождённые [этим] оставлением, сопровождались направлением ума и удержанием ума. Могло ли это быть путём к просветлению?» Вслед за этим воспоминанием пришло озарение: «Это путь к Пробуждению!».

Будда провозгласил избавление от страданий. Не думаю, что избавление от страданий через страдания является логичным подходом.

Предполагаю, что на подобной же волне построены, судя по материалам в сети, практики бханте Вималарамси. Сам я с ними не знаком, но Вималарамси пишет что в современном буддизме медитация "требует огромных усилий, огромного напряжения. Напряжение здесь ключевое слово. Оно растёт, что зачастую приводит к плачевным последствиям типа печально знаменитой дзэнской болезни, через которую прошёл в своё время и автор данных строк", а в его методе "медитация с самого начала является отдыхом, радостью и удовольствием".


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

457407СообщениеДобавлено: Сб 24 Ноя 18, 12:24 (6 лет тому назад)    Re: Анализ Весали сутты (СН 54.9) Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:


а в его методе "медитация с самого начала является отдыхом, радостью и удовольствием".
Ничего плохого не желаю сказать о методе, с которым, как и вы, почти не знакома. Но где в суттах сказано, что медитация с самого начала является отдыхом, радостью и удовольствием? Радость и удовольствие приходят с успокоением ума, а ум "с самого начала" не успокоить, как не успокоить дикую обезьяну, если не потратить время на ее дрессировку. Будда говорил про срединный путь, он не рекомендовал чрезмерно изнурительный практики, то про практику как отдых он тоже ничего не говорил.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

457486СообщениеДобавлено: Сб 24 Ноя 18, 14:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Upass пишет:
Будда провозгласил два вида практики, ведущих к освобождению - болезненный и приятный.  

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an4_163-asubha-sutta-sv.htm

А вот личного видения Адзамаро он не провозглашал.

И стоит добавить, что в наше время упадка, по объективным причинам, мало у кого может быть приятная практика, но много у кого - неприятная практика, причем с медленным постижением. Конечно неофитам свойственно считать себя людьми с наивысшими способностями, способным сразу в джханы, но это когнитивное искажение, реальность куда прозаичнее.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

457609СообщениеДобавлено: Сб 24 Ноя 18, 18:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:

И стоит добавить, что в наше время упадка, по объективным причинам, мало у кого может быть приятная практика, но много у кого - неприятная практика, причем с медленным постижением.
Описанная в сутте "приятная практика с быстрым прямым знанием" скорее всего в самом ее начале не так уж и приятна. В сутте сказано: "Вот, будучи отстраненным от чувственных удовольствий, отстраненным от неблагих состояний ума, монах входит и пребывает в первой джхане..." То есть к началу этой самой "приятной практики" практикующий находится на таком уровне, когда он уже отстранен от чувственных удовольствий и неблагих состояний ума. Каких-то свидетельств о том, что дойти до этого уровня можно путем приятного расслабления, я в суттах пока не нашла.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Thep
Гость


Откуда: Nonthaburi


457614СообщениеДобавлено: Сб 24 Ноя 18, 18:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Джхана достигается через пассадхи (расслабление, успокоение).

Ответы на этот пост:
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.547) u0.019 s0.000, 18 0.015 [269/0]