Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Samathayanika vs. Vipassanayaika

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

448431СообщениеДобавлено: Сб 27 Окт 18, 13:30 (6 лет тому назад)    Samathayanika vs. Vipassanayaika Ответ с цитатой

Разъяснение пути очищения, «Висудхимагга», рассказывает о двух путях, двух методах буддийского развития ума, развития знания-понимания, «пання», или на санскрите «праджня» - Освобождющего знания, Благородная Мудрость («арьяпраджня») - Путь к Мудрости через развитие состояния блаженства, «саматхаяника», и Путь к Мудрости через чистое прозрение, «випассанаяника».
В понимании сути этих двух методов есть небольшая проблема, если опираться лишь на поверхностное их определение. То есть, выглядит так, как будто саматхаяника сначала обязательно развивает состояния сосредоточенного блаженства, «джханы», а затем, анализируя их, обретает прозрение в суть всего и достигает Мудрости. Випассанаяника же устремляется напрямую к прозрению, как бы в обход стадии джхан.
Однако, согласно каноническому учению, основанием для развития прозрения в суть всего служит развитие чистого состояния сосредоточенности ума, что, собственно, и является состоянием сосредоточения блаженства, то есть «джхана-самадхи». Будда называет сосредоточенность «твёрдой поддержкой» прозрения в суть всего, и у кого нет правильно выработанной устойчивой сосредоточенности, у того нет твёрдой поддержки для его прозрения. (Ангуттара никая 5: 4-5).
И наконец, известная последовательность семи Очищений, которые проходит духовный подвижник, «йогин», указывает своей второй стадией Очищение ума, «читтависуддхи», которое предваряет и поддерживает пять дальнейших стадий Очищения, начиная с Очищения воззрений, «диттхивисуддхи». Получается, что випассанаяника никак не может обойти развитие джханы.
Решение данного противоречия находится в том, что характер сосредоточенного блаженства, которое развивает випассанаяика, отличается от входного самадхи и последующей джханы, развиваемого на пути саматхаяника. Сосредоточенность випассанаяики называется Мгновенной собранностью, «кханьика самадхи». Это не означает некого одиночного мгновенного проблеска сосредоточенности в мутном потоке обыденного мышления. На самом деле «кханьика самадхи» обозначает динамический процесс, в котором сосредоточенное внимание уделяется последовательно различным объектам в постоянном потоке явлений. Это позволяет постоянно поддерживать собранность, сосредоточенность ума на определённом уровне, достаточном для его очищения от загрязнений. Мгновенная собранность - это динамическая практика очищения ума.
У саматхаяники она возникает одновременно с его пост-джхановым прозрением, но для випассанаяники она развивается естественным образом в ходе его практики без необходимости упражнения в полном сосредоточении ума на единственном объекте. То есть, подвижник на Пути прозрения, випассанаяника, не «обходит» практику сосредоточенности, но выполняет её иначе, нежели подвижник на Пути блаженства.
Что же делает випассанаяника? Он развивает созерцание пяти агрегатов сознания, «панчаккхандха», и созерцая их в постоянной динамике, обретает навык Мгновенной собранности как результат. Мгновенная собранность для него служит той же опорой в практике прозрения, что Основная джхана (basic jhana) для подвижника на Пути блаженства.
(На основе фрагмента из трактата бханте Гунаратана A Critical Analysis of the Jhanas in Therevada Buddhist Meditation)

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

448487СообщениеДобавлено: Сб 27 Окт 18, 17:19 (6 лет тому назад)    Re: Samathayanika vs. Vipassanayaika Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Сосредоточенность випассанаяики называется Мгновенной собранностью, «кханьика самадхи». Это не означает некого одиночного мгновенного проблеска сосредоточенности в мутном потоке обыденного мышления. На самом деле «кханьика самадхи» обозначает динамический процесс, в котором сосредоточенное внимание уделяется последовательно различным объектам в постоянном потоке явлений. Это позволяет постоянно поддерживать собранность, сосредоточенность ума на определённом уровне, достаточном для его очищения от загрязнений. Мгновенная собранность - это динамическая практика очищения ума.
У саматхаяники она возникает одновременно с его пост-джхановым прозрением, но для випассанаяники она развивается естественным образом в ходе его практики без необходимости упражнения в полном сосредоточении ума на единственном объекте. То есть, подвижник на Пути прозрения, випассанаяника, не «обходит» практику сосредоточенности, но выполняет её иначе, нежели подвижник на Пути блаженства.

(На основе фрагмента из трактата бханте Гунаратана A Critical Analysis of the Jhanas in Therevada Buddhist Meditation)

Да, очень ясное объяснение! Самадхи всё равно развивается, только иначе. Помнится, в Висуддхимагге говорится ещё, что у практиков "сухой випассаны" в момент вступления в поток проявляются факторы первой джханы. Возможно, это и есть результат развития кханика самадхи в ходе предшествующей практики (то есть, результат не только этого развития, но его в том числе - в этом случае тоже следует помнить, что любое явление - это результат совместного действия целого ряда условий, а не какой-то одной причины).

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

448498СообщениеДобавлено: Сб 27 Окт 18, 17:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Часто встречаю упоминание праджни как "знания-понимания". Однако праджня это то, что над знанием. Это способность познавать. Это проницательность, или, по сути внимательность. Нередко говорият - интуиция, то есть опора не на знания, а на познавание.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

448509СообщениеДобавлено: Сб 27 Окт 18, 18:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Часто встречаю упоминание праджни как "знания-понимания". Однако праджня это то, что над знанием. Это способность познавать. Это проницательность, или, по сути внимательность. Нередко говорият - интуиция, то есть опора не на знания, а на познавание.
Использую compound знание-понимание, где "знание" присутствует более в силу традиции связи праджни с джняной. Для меня же определяющим здесь является именно "понимание" в том же смысле, в каком оно присутствует в японском слове "сатори". У бханте говорится act of knowing/undestanding, но не knowledge.
В целом, это тхеравадинское абхидхаммическое объяснение по сути воспроизводит то, чему обучают и мастера дзен.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

448525СообщениеДобавлено: Сб 27 Окт 18, 19:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

В целом, это тхеравадинское абхидхаммическое объяснение по сути воспроизводит то, чему обучают и мастера дзен.
Ну, типа, можно и выпить, только надо делать это осознанно; совсем не обязательно ходить в спортзал, можно вместо этого быстрым шагом дойти до метро; вообще потеть и напрягаться ни к чему, мы и так достаточно двигаемся, главное двигаться продуманно.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

448534СообщениеДобавлено: Сб 27 Окт 18, 19:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:

В целом, это тхеравадинское абхидхаммическое объяснение по сути воспроизводит то, чему обучают и мастера дзен.
Ну, типа, можно и выпить, только надо делать это осознанно; совсем не обязательно ходить в спортзал, можно вместо этого быстрым шагом дойти до метро; вообще потеть и напрягаться ни к чему, мы и так достаточно двигаемся, главное двигаться продуманно.
Почему-то я ожидал о вас чего-то подобного. Smile Хорошо, что вы оправдали мои надежды, так как у меня к вам вот такой вопрос: саматхаяника следует Путём блаженства, вы же говорите о неком напряге. Если джханы доставляют вам напряг, похоже что-о не то в вашем датском королевстве. Что вы на это скажете?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

448537СообщениеДобавлено: Сб 27 Окт 18, 20:01 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот
Семь стадий Очищения (sattavisuddhi) необходимы в любом случае. Первый - Очищение телесное, sīlavisuddhi, означающее соблюдение определённых правил поведения. Без это первого шага остальные не получится сделать.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

448583СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 00:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Если джханы доставляют вам напряг, похоже что-о не то в вашем датском королевстве. Что вы на это скажете?
Сами джханы никакого напряга никому не доставляют. Другое дело, что их высиживать надо, а для этого нужна определенная дисциплина. Дисциплина напрягает. Вообще вопрос ваш приблизительно следующий: что именно необходимо для того, чтобы поддерживать тело в чистоте - ежедневно принимать душ или не лазить по помойкам? Вроде бы Будда многожды в суттах повторяет, что необходимо и одно, и другое - и ежедневная сидячая медитация "у подножия деревьев" и ежеминутная осознанность. Однако всегда находятся люди, которым неохота в душ и они оправдываются тем, что мыться им без надобности, потому что по помойкам они не лазают, физическим трудом не занимаются, не потеют, чистые от природы и вообще от них не пахнет. Увы, все эти утверждения обычно являются самообманом.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

448601СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 06:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Праджня - это 1. различение благого и неблагого 2. различение дхарм.

Самадхи - это внимание. Правильное внимание - внимание, направленное на специальные буддийские предметы. Бывает и неправильное внимание, даже если оно "однонаправленное". Самадхи имеется в каждом моменте сознания, внимание всегда на что-то направляет читту, этот фактор есть всегда. Можно лишь менять его вектор.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

448621СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 12:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Праджня - это 1. различение благого и неблагого 2. различение дхарм.

Самадхи - это внимание. Правильное внимание - внимание, направленное на специальные буддийские предметы. Бывает и неправильное внимание, даже если оно "однонаправленное". Самадхи имеется в каждом моменте сознания, внимание всегда на что-то направляет читту, этот фактор есть всегда. Можно лишь менять его вектор.

Всё-таки внимание - это манасикара. А самадхи - это, если угодно, "устойчивость внимания", или "устойчивость ума" (cittassa ṭhiti) . Вы совершенно правы насчёт того, что в системе понятий Абхидхаммы самадхи - это универсальная четасика, которая сопутствует каждому моменту сознания (хоть в течение одного момента, но читта направлена именно на этот объект, а не на какой-то другой).

А что касается самма-самадхи, то по методу Суттанты - это та устойчивость ума, которая наличествует в джханах, а по методу Абхидхаммы - та устойчивость ума, которая наличествует при достижении пути сотапанны и последующих благородных путей. То есть, в последнем случае, это устойчивость ума не в созерцании "правильных буддийских предметов" вообще, а в созерцании такого "правильного буддийского предмета", как ниббана.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

448631СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 12:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:
Если джханы доставляют вам напряг, похоже что-о не то в вашем датском королевстве. Что вы на это скажете?
Сами джханы никакого напряга никому не доставляют. Другое дело, что их высиживать надо, а для этого нужна определенная дисциплина. Дисциплина напрягает. Вообще вопрос ваш приблизительно следующий: что именно необходимо для того, чтобы поддерживать тело в чистоте - ежедневно принимать душ или не лазить по помойкам? Вроде бы Будда многожды в суттах повторяет, что необходимо и одно, и другое - и ежедневная сидячая медитация "у подножия деревьев" и ежеминутная осознанность. Однако всегда находятся люди, которым неохота в душ и они оправдываются тем, что мыться им без надобности, потому что по помойкам они не лазают, физическим трудом не занимаются, не потеют, чистые от природы и вообще от них не пахнет. Увы, все эти утверждения обычно являются самообманом.
Хорошо написали и трудно с вами в этом не согласиться.
Однако бханте Гунаратана, которого я пересказал выше, явно ведь даёт объяснение вовсе другого, а именно, что випассанаяника всё равно использует джхану, но по-своему. Также далее (я не пересказывал выше этот фрагмент) он ссылается на Махаси Саядо, который объяснял своим студентам, что кханьика самадхи последователя Пути прозрения соответствует упачара самадхи последователя Пути блаженства, и что для випассанника развитие устойчивого кханьика самадхи (его можно назвать perpetuum awareness, или "ежемоментное самадхи") соответствует первой (базовой) джхане саматханика. То есть, вновь речь о том, что "без джханы нет панни", и что для постижения Дхаммы необходимы все три компонента - суттачайта-, чинтачайта- и бхаваначайтапання.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

448639СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 13:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Праджня - это 1. различение благого и неблагого 2. различение дхарм.

Самадхи - это внимание. Правильное внимание - внимание, направленное на специальные буддийские предметы. Бывает и неправильное внимание, даже если оно "однонаправленное". Самадхи имеется в каждом моменте сознания, внимание всегда на что-то направляет читту, этот фактор есть всегда. Можно лишь менять его вектор.

Всё-таки внимание - это манасикара. А самадхи - это, если угодно, "устойчивость внимания", или "устойчивость ума" (cittassa ṭhiti) . Вы совершенно правы насчёт того, что в системе понятий Абхидхаммы самадхи - это универсальная четасика, которая сопутствует каждому моменту сознания (хоть в течение одного момента, но читта направлена именно на этот объект, а не на какой-то другой).

А что касается самма-самадхи, то по методу Суттанты - это та устойчивость ума, которая наличествует в джханах, а по методу Абхидхаммы - та устойчивость ума, которая наличествует при достижении пути сотапанны и последующих благородных путей. То есть, в последнем случае, это устойчивость ума не в созерцании "правильных буддийских предметов" вообще, а в созерцании такого "правильного буддийского предмета", как ниббана.

У Асанги самьяк-самадхи определено, как "сосредоточение на остальных элементах Пути".

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

448641СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 13:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой


У Асанги самьяк-самадхи определено, как "сосредоточение на остальных элементах Пути".
Но ведь это значит буквально "на всей остальной жизни буддиста", то на всём, происходящем каждое мгновение.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Just process
Гость





448651СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 13:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Хорошо написали и трудно с вами в этом не согласиться.
Однако бханте Гунаратана, которого я пересказал выше, явно ведь даёт объяснение вовсе другого, а именно, что випассанаяника всё равно использует джхану, но по-своему. Также далее (я не пересказывал выше этот фрагмент) он ссылается на Махаси Саядо, который объяснял своим студентам, что кханьика самадхи последователя Пути прозрения соответствует упачара самадхи последователя Пути блаженства, и что для випассанника развитие устойчивого кханьика самадхи (его можно назвать perpetuum awareness, или "ежемоментное самадхи") соответствует первой (базовой) джхане саматханика. То есть, вновь речь о том, что "без джханы нет панни", и что для постижения Дхаммы необходимы все три компонента - суттачайта-, чинтачайта- и бхаваначайтапання.

Думаю никакого другого самадхи кроме "ежемоментного самадхи" в принципе быть и не может, так как поток сознания состоит из отдельных моментов ума, которые возникают и прекращаются. Следовательно, никакой принципиальной разницы между джханой саматханика и випассанника быть не может, а значит и смысл в подобном разделении должно быть отсутствует. Что собственно и правильно, так как самма-самадхи в суттах определяется как четыре джханы, без достижения которых нельзя отбросить пять нижних оков.


Ответы на этот пост: Upas
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

448655СообщениеДобавлено: Вс 28 Окт 18, 14:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

У Асанги самьяк-самадхи определено, как "сосредоточение на остальных элементах Пути".
Но ведь это значит буквально "на всей остальной жизни буддиста", то на всём, происходящем каждое мгновение.

Не на всей, а на элементах Пути.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.044 (0.298) u0.024 s0.000, 18 0.020 [270/0]