№448431Добавлено: Сб 27 Окт 18, 13:30 (6 лет тому назад)Samathayanika vs. Vipassanayaika
Разъяснение пути очищения, «Висудхимагга», рассказывает о двух путях, двух методах буддийского развития ума, развития знания-понимания, «пання», или на санскрите «праджня» - Освобождющего знания, Благородная Мудрость («арьяпраджня») - Путь к Мудрости через развитие состояния блаженства, «саматхаяника», и Путь к Мудрости через чистое прозрение, «випассанаяника».
В понимании сути этих двух методов есть небольшая проблема, если опираться лишь на поверхностное их определение. То есть, выглядит так, как будто саматхаяника сначала обязательно развивает состояния сосредоточенного блаженства, «джханы», а затем, анализируя их, обретает прозрение в суть всего и достигает Мудрости. Випассанаяника же устремляется напрямую к прозрению, как бы в обход стадии джхан.
Однако, согласно каноническому учению, основанием для развития прозрения в суть всего служит развитие чистого состояния сосредоточенности ума, что, собственно, и является состоянием сосредоточения блаженства, то есть «джхана-самадхи». Будда называет сосредоточенность «твёрдой поддержкой» прозрения в суть всего, и у кого нет правильно выработанной устойчивой сосредоточенности, у того нет твёрдой поддержки для его прозрения. (Ангуттара никая 5: 4-5).
И наконец, известная последовательность семи Очищений, которые проходит духовный подвижник, «йогин», указывает своей второй стадией Очищение ума, «читтависуддхи», которое предваряет и поддерживает пять дальнейших стадий Очищения, начиная с Очищения воззрений, «диттхивисуддхи». Получается, что випассанаяника никак не может обойти развитие джханы.
Решение данного противоречия находится в том, что характер сосредоточенного блаженства, которое развивает випассанаяика, отличается от входного самадхи и последующей джханы, развиваемого на пути саматхаяника. Сосредоточенность випассанаяики называется Мгновенной собранностью, «кханьика самадхи». Это не означает некого одиночного мгновенного проблеска сосредоточенности в мутном потоке обыденного мышления. На самом деле «кханьика самадхи» обозначает динамический процесс, в котором сосредоточенное внимание уделяется последовательно различным объектам в постоянном потоке явлений. Это позволяет постоянно поддерживать собранность, сосредоточенность ума на определённом уровне, достаточном для его очищения от загрязнений. Мгновенная собранность - это динамическая практика очищения ума.
У саматхаяники она возникает одновременно с его пост-джхановым прозрением, но для випассанаяники она развивается естественным образом в ходе его практики без необходимости упражнения в полном сосредоточении ума на единственном объекте. То есть, подвижник на Пути прозрения, випассанаяника, не «обходит» практику сосредоточенности, но выполняет её иначе, нежели подвижник на Пути блаженства.
Что же делает випассанаяника? Он развивает созерцание пяти агрегатов сознания, «панчаккхандха», и созерцая их в постоянной динамике, обретает навык Мгновенной собранности как результат. Мгновенная собранность для него служит той же опорой в практике прозрения, что Основная джхана (basic jhana) для подвижника на Пути блаженства.
(На основе фрагмента из трактата бханте Гунаратана A Critical Analysis of the Jhanas in Therevada Buddhist Meditation) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Сосредоточенность випассанаяики называется Мгновенной собранностью, «кханьика самадхи». Это не означает некого одиночного мгновенного проблеска сосредоточенности в мутном потоке обыденного мышления. На самом деле «кханьика самадхи» обозначает динамический процесс, в котором сосредоточенное внимание уделяется последовательно различным объектам в постоянном потоке явлений. Это позволяет постоянно поддерживать собранность, сосредоточенность ума на определённом уровне, достаточном для его очищения от загрязнений. Мгновенная собранность - это динамическая практика очищения ума.
У саматхаяники она возникает одновременно с его пост-джхановым прозрением, но для випассанаяники она развивается естественным образом в ходе его практики без необходимости упражнения в полном сосредоточении ума на единственном объекте. То есть, подвижник на Пути прозрения, випассанаяника, не «обходит» практику сосредоточенности, но выполняет её иначе, нежели подвижник на Пути блаженства.
(На основе фрагмента из трактата бханте Гунаратана A Critical Analysis of the Jhanas in Therevada Buddhist Meditation)
Да, очень ясное объяснение! Самадхи всё равно развивается, только иначе. Помнится, в Висуддхимагге говорится ещё, что у практиков "сухой випассаны" в момент вступления в поток проявляются факторы первой джханы. Возможно, это и есть результат развития кханика самадхи в ходе предшествующей практики (то есть, результат не только этого развития, но его в том числе - в этом случае тоже следует помнить, что любое явление - это результат совместного действия целого ряда условий, а не какой-то одной причины). _________________ Границы мира - это границы языка
№448498Добавлено: Сб 27 Окт 18, 17:41 (6 лет тому назад)
Часто встречаю упоминание праджни как "знания-понимания". Однако праджня это то, что над знанием. Это способность познавать. Это проницательность, или, по сути внимательность. Нередко говорият - интуиция, то есть опора не на знания, а на познавание. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Часто встречаю упоминание праджни как "знания-понимания". Однако праджня это то, что над знанием. Это способность познавать. Это проницательность, или, по сути внимательность. Нередко говорият - интуиция, то есть опора не на знания, а на познавание.
Использую compound знание-понимание, где "знание" присутствует более в силу традиции связи праджни с джняной. Для меня же определяющим здесь является именно "понимание" в том же смысле, в каком оно присутствует в японском слове "сатори". У бханте говорится act of knowing/undestanding, но не knowledge.
В целом, это тхеравадинское абхидхаммическое объяснение по сути воспроизводит то, чему обучают и мастера дзен. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В целом, это тхеравадинское абхидхаммическое объяснение по сути воспроизводит то, чему обучают и мастера дзен.
Ну, типа, можно и выпить, только надо делать это осознанно; совсем не обязательно ходить в спортзал, можно вместо этого быстрым шагом дойти до метро; вообще потеть и напрягаться ни к чему, мы и так достаточно двигаемся, главное двигаться продуманно.
В целом, это тхеравадинское абхидхаммическое объяснение по сути воспроизводит то, чему обучают и мастера дзен.
Ну, типа, можно и выпить, только надо делать это осознанно; совсем не обязательно ходить в спортзал, можно вместо этого быстрым шагом дойти до метро; вообще потеть и напрягаться ни к чему, мы и так достаточно двигаемся, главное двигаться продуманно.
Почему-то я ожидал о вас чего-то подобного. Хорошо, что вы оправдали мои надежды, так как у меня к вам вот такой вопрос: саматхаяника следует Путём блаженства, вы же говорите о неком напряге. Если джханы доставляют вам напряг, похоже что-о не то в вашем датском королевстве. Что вы на это скажете? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№448537Добавлено: Сб 27 Окт 18, 20:01 (6 лет тому назад)
Рената Скот
Семь стадий Очищения (sattavisuddhi) необходимы в любом случае. Первый - Очищение телесное, sīlavisuddhi, означающее соблюдение определённых правил поведения. Без это первого шага остальные не получится сделать. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Если джханы доставляют вам напряг, похоже что-о не то в вашем датском королевстве. Что вы на это скажете?
Сами джханы никакого напряга никому не доставляют. Другое дело, что их высиживать надо, а для этого нужна определенная дисциплина. Дисциплина напрягает. Вообще вопрос ваш приблизительно следующий: что именно необходимо для того, чтобы поддерживать тело в чистоте - ежедневно принимать душ или не лазить по помойкам? Вроде бы Будда многожды в суттах повторяет, что необходимо и одно, и другое - и ежедневная сидячая медитация "у подножия деревьев" и ежеминутная осознанность. Однако всегда находятся люди, которым неохота в душ и они оправдываются тем, что мыться им без надобности, потому что по помойкам они не лазают, физическим трудом не занимаются, не потеют, чистые от природы и вообще от них не пахнет. Увы, все эти утверждения обычно являются самообманом.
№448601Добавлено: Вс 28 Окт 18, 06:47 (6 лет тому назад)
Праджня - это 1. различение благого и неблагого 2. различение дхарм.
Самадхи - это внимание. Правильное внимание - внимание, направленное на специальные буддийские предметы. Бывает и неправильное внимание, даже если оно "однонаправленное". Самадхи имеется в каждом моменте сознания, внимание всегда на что-то направляет читту, этот фактор есть всегда. Можно лишь менять его вектор. _________________ Буддизм чистой воды
Праджня - это 1. различение благого и неблагого 2. различение дхарм.
Самадхи - это внимание. Правильное внимание - внимание, направленное на специальные буддийские предметы. Бывает и неправильное внимание, даже если оно "однонаправленное". Самадхи имеется в каждом моменте сознания, внимание всегда на что-то направляет читту, этот фактор есть всегда. Можно лишь менять его вектор.
Всё-таки внимание - это манасикара. А самадхи - это, если угодно, "устойчивость внимания", или "устойчивость ума" (cittassa ṭhiti) . Вы совершенно правы насчёт того, что в системе понятий Абхидхаммы самадхи - это универсальная четасика, которая сопутствует каждому моменту сознания (хоть в течение одного момента, но читта направлена именно на этот объект, а не на какой-то другой).
А что касается самма-самадхи, то по методу Суттанты - это та устойчивость ума, которая наличествует в джханах, а по методу Абхидхаммы - та устойчивость ума, которая наличествует при достижении пути сотапанны и последующих благородных путей. То есть, в последнем случае, это устойчивость ума не в созерцании "правильных буддийских предметов" вообще, а в созерцании такого "правильного буддийского предмета", как ниббана. _________________ Границы мира - это границы языка
Если джханы доставляют вам напряг, похоже что-о не то в вашем датском королевстве. Что вы на это скажете?
Сами джханы никакого напряга никому не доставляют. Другое дело, что их высиживать надо, а для этого нужна определенная дисциплина. Дисциплина напрягает. Вообще вопрос ваш приблизительно следующий: что именно необходимо для того, чтобы поддерживать тело в чистоте - ежедневно принимать душ или не лазить по помойкам? Вроде бы Будда многожды в суттах повторяет, что необходимо и одно, и другое - и ежедневная сидячая медитация "у подножия деревьев" и ежеминутная осознанность. Однако всегда находятся люди, которым неохота в душ и они оправдываются тем, что мыться им без надобности, потому что по помойкам они не лазают, физическим трудом не занимаются, не потеют, чистые от природы и вообще от них не пахнет. Увы, все эти утверждения обычно являются самообманом.
Хорошо написали и трудно с вами в этом не согласиться.
Однако бханте Гунаратана, которого я пересказал выше, явно ведь даёт объяснение вовсе другого, а именно, что випассанаяника всё равно использует джхану, но по-своему. Также далее (я не пересказывал выше этот фрагмент) он ссылается на Махаси Саядо, который объяснял своим студентам, что кханьика самадхи последователя Пути прозрения соответствует упачара самадхи последователя Пути блаженства, и что для випассанника развитие устойчивого кханьика самадхи (его можно назвать perpetuum awareness, или "ежемоментное самадхи") соответствует первой (базовой) джхане саматханика. То есть, вновь речь о том, что "без джханы нет панни", и что для постижения Дхаммы необходимы все три компонента - суттачайта-, чинтачайта- и бхаваначайтапання. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Праджня - это 1. различение благого и неблагого 2. различение дхарм.
Самадхи - это внимание. Правильное внимание - внимание, направленное на специальные буддийские предметы. Бывает и неправильное внимание, даже если оно "однонаправленное". Самадхи имеется в каждом моменте сознания, внимание всегда на что-то направляет читту, этот фактор есть всегда. Можно лишь менять его вектор.
Всё-таки внимание - это манасикара. А самадхи - это, если угодно, "устойчивость внимания", или "устойчивость ума" (cittassa ṭhiti) . Вы совершенно правы насчёт того, что в системе понятий Абхидхаммы самадхи - это универсальная четасика, которая сопутствует каждому моменту сознания (хоть в течение одного момента, но читта направлена именно на этот объект, а не на какой-то другой).
А что касается самма-самадхи, то по методу Суттанты - это та устойчивость ума, которая наличествует в джханах, а по методу Абхидхаммы - та устойчивость ума, которая наличествует при достижении пути сотапанны и последующих благородных путей. То есть, в последнем случае, это устойчивость ума не в созерцании "правильных буддийских предметов" вообще, а в созерцании такого "правильного буддийского предмета", как ниббана.
У Асанги самьяк-самадхи определено, как "сосредоточение на остальных элементах Пути". _________________ Буддизм чистой воды
У Асанги самьяк-самадхи определено, как "сосредоточение на остальных элементах Пути".
Но ведь это значит буквально "на всей остальной жизни буддиста", то на всём, происходящем каждое мгновение. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Хорошо написали и трудно с вами в этом не согласиться.
Однако бханте Гунаратана, которого я пересказал выше, явно ведь даёт объяснение вовсе другого, а именно, что випассанаяника всё равно использует джхану, но по-своему. Также далее (я не пересказывал выше этот фрагмент) он ссылается на Махаси Саядо, который объяснял своим студентам, что кханьика самадхи последователя Пути прозрения соответствует упачара самадхи последователя Пути блаженства, и что для випассанника развитие устойчивого кханьика самадхи (его можно назвать perpetuum awareness, или "ежемоментное самадхи") соответствует первой (базовой) джхане саматханика. То есть, вновь речь о том, что "без джханы нет панни", и что для постижения Дхаммы необходимы все три компонента - суттачайта-, чинтачайта- и бхаваначайтапання.
Думаю никакого другого самадхи кроме "ежемоментного самадхи" в принципе быть и не может, так как поток сознания состоит из отдельных моментов ума, которые возникают и прекращаются. Следовательно, никакой принципиальной разницы между джханой саматханика и випассанника быть не может, а значит и смысл в подобном разделении должно быть отсутствует. Что собственно и правильно, так как самма-самадхи в суттах определяется как четыре джханы, без достижения которых нельзя отбросить пять нижних оков.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы