№439747Добавлено: Пт 07 Сен 18, 09:39 (6 лет тому назад)Махасатипаттхана (довольно просто, но за 20 лет буддисты не изменились)
Добрый день.Возник интересный вопрос.В этой сутте четко указан максимальный срок достижения архантства/не возвращения,а именно - 7 лет (мимум 7 дней).Указано,что все что для этого лишь требуется установить четырёхчастное внимание,что в принципе довольно просто и не является чем-то невыполнимым. Но с другой стороны есть довольно много людей,которые уже лет 20 буддисты и практически не изменились. В чем тогда нюанс?Возможно в сутте все дано в общих чертах и обзорно,и не указаны какие-то тонкости, но лично я в этом сильно сомневаюсь,т.к в ней бы тогда не было смысла. Возможно люди вообще не в состоянии даже установить внимание и удерживать его на четырёх факторах,но и в этом я очень сильно сомневаюсь,т.к в этом ничего по сути сложного нет. Единственно что я могу предположить,что из-за сильно ускорившегося темпа жизни людям современности это делать сложнее,т.к больше отвлечений,но это довольно слабая теория.
№439748Добавлено: Пт 07 Сен 18, 10:13 (6 лет тому назад)
Откуда вы знаете, что те люди действительно практикуют, и что они не изменились? Ниоткуда - вы это просто сочиняете. _________________ Буддизм чистой воды
Добрый день.Возник интересный вопрос.В этой сутте четко указан максимальный срок достижения архантства/не возвращения,а именно - 7 лет (мимум 7 дней).Указано,что все что для этого лишь требуется установить четырёхчастное внимание,что в принципе довольно просто и не является чем-то невыполнимым. Но с другой стороны есть довольно много людей,которые уже лет 20 буддисты и практически не изменились. В чем тогда нюанс?Возможно в сутте все дано в общих чертах и обзорно,и не указаны какие-то тонкости, но лично я в этом сильно сомневаюсь,т.к в ней бы тогда не было смысла. Возможно люди вообще не в состоянии даже установить внимание и удерживать его на четырёх факторах,но и в этом я очень сильно сомневаюсь,т.к в этом ничего по сути сложного нет. Единственно что я могу предположить,что из-за сильно ускорившегося темпа жизни людям современности это делать сложнее,т.к больше отвлечений,но это довольно слабая теория.
Современные восточные люди более тамасичны стали и у них нет той решимости, которая была у бхикху в древности. А у современных западных людей сильно много угнетающих факторов с рождения (образование, внушение культуры потребления и.т.п), которые привычно выводят ум наружу к внешнему, поэтому им тяжело на внутреннем установить сосредоточенность. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Добрый день.Возник интересный вопрос.В этой сутте четко указан максимальный срок достижения архантства/не возвращения,а именно - 7 лет (мимум 7 дней).Указано,что все что для этого лишь требуется установить четырёхчастное внимание,что в принципе довольно просто и не является чем-то невыполнимым. Но с другой стороны есть довольно много людей,которые уже лет 20 буддисты и практически не изменились. В чем тогда нюанс?Возможно в сутте все дано в общих чертах и обзорно,и не указаны какие-то тонкости, но лично я в этом сильно сомневаюсь,т.к в ней бы тогда не было смысла. Возможно люди вообще не в состоянии даже установить внимание и удерживать его на четырёх факторах,но и в этом я очень сильно сомневаюсь,т.к в этом ничего по сути сложного нет. Единственно что я могу предположить,что из-за сильно ускорившегося темпа жизни людям современности это делать сложнее,т.к больше отвлечений,но это довольно слабая теория.
Брать одни сутты, не учитывая того, что говорится в других суттах - это не вполне верный подход. Сопоставьте сутты о сатипаттханах (DN22, MN10), например, с DN2, и с SN46.6. Практика сатипаттхан действительно может привести к пробуждению, даже и за семь дней - но при наличии целого ряда условий. _________________ Границы мира - это границы языка
Добрый день.Возник интересный вопрос.В этой сутте четко указан максимальный срок достижения архантства/не возвращения,а именно - 7 лет (мимум 7 дней).Указано,что все что для этого лишь требуется установить четырёхчастное внимание,что в принципе довольно просто и не является чем-то невыполнимым. Но с другой стороны есть довольно много людей,которые уже лет 20 буддисты и практически не изменились. В чем тогда нюанс?Возможно в сутте все дано в общих чертах и обзорно,и не указаны какие-то тонкости, но лично я в этом сильно сомневаюсь,т.к в ней бы тогда не было смысла. Возможно люди вообще не в состоянии даже установить внимание и удерживать его на четырёх факторах,но и в этом я очень сильно сомневаюсь,т.к в этом ничего по сути сложного нет. Единственно что я могу предположить,что из-за сильно ускорившегося темпа жизни людям современности это делать сложнее,т.к больше отвлечений,но это довольно слабая теория.
Брать одни сутты, не учитывая того, что говорится в других суттах - это не вполне верный подход. Сопоставьте сутты о сатипаттханах (DN22, MN10), например, с DN2, и с SN46.6. Практика сатипаттхан действительно может привести к пробуждению, даже и за семь дней - но при наличии целого ряда условий.
В DN2 и SN46.6 вроде как упоминаются плоды махасатипаттханы,но конкретно срок в 7 лет упоминается только в одной сутте.Т.е любой практикующий её на постоянной основе (даже мирянин т.к в DN 2 упоминаются миряне) через 7 лет должен стать минимум не возвращающимся. Это косвенно подтверждается тем что в то время были миряне арханты и не возвращающиеся (но обычно срок за который они достигли этого не указывается).
конкретно срок в 7 лет упоминается только в одной сутте.Т.е любой практикующий её на постоянной основе (даже мирянин т.к в DN 2 упоминаются миряне) через 7 лет должен стать минимум не возвращающимся. Это косвенно подтверждается тем что в то время были миряне арханты и не возвращающиеся (но обычно срок за который они достигли этого не указывается).
Вы посмотрели сутты, о которых я писал выше, чтобы найти в них упоминания о сатипаттханах. А я имел в виду не то, что там говорится о сатипаттханах, а то, что там говорится о структуре практики в целом. Сатипаттханы действительно ведут к пробуждению (Будда даже называет их "единственным путём", ekāyano maggo), и действительно могут привести к нему не то что за семь лет, но даже за семь дней. Но, повторюсь, при наличии условий - и если об этих условиях не говорится в суттах о сатипаттханах, то о них говорится в других суттах. Разные сутты дополняют друг друга, поскольку ни одна из них никогда не мыслилась полным, всеобъемлющим изложением всей Дхаммы. Что же это за условия? Это отречение от мирского, уход в отшельническую/странническую/монашескую жизнь. Не обязательно имеется в виду формальное принятие статуса буддийского монаха (бхиккху), но ведение соответствующей жизни обязательно. Во-вторых, нужно этой жизнью довольствоваться, не стремиться к иному, радоваться той свободе от всего, которую она даёт в обмен на отказ от всего. В-третьих, это "охрана дверей чувств" - постоянная бдительность, нацеленная на то, чтобы пресекать любое мысленное увлечение внешними раздражителями (или неблагими мыслями) сразу, как только эти внешние предметы или мысли появляются в поле внимания. В-четвертых, это совершенное соблюдение монашеской нравственности (телесной, словесной, и мысленной).
И вот, если эти условия выполнены, четыре сатипаттханы и устанавливаются в любой момент времени и легко, и быстро приводят к появлению семи факторов пробуждения (которые тоже оказываются устойчивыми); и до ниббаны доводят быстро.
Значит ли это, что сатипаттханы - комплекс практик только для монахов? Нет, не значит (разумеется, за вычетом некоторых специфических вещей, вроде созерцания трупов). Можно вспомнить, например, что Будда хвалил мирянина, развивающего сатипаттханы (см. MN51), рекомендовал своим монахам учить практике сатипаттхан хороших друзей и родственников (SN47.48). Но плоды этой практики у мирянина будут гораздо более скромными - хотя, безусловно, тоже ценными. Так, он может научиться достигать некоторой степени спокойствия ума; также он научится до некоторой степени распознавать моменты возникновения своих мыслей и эмоций. Оба эти навыка можно использовать в практических целях в мирской жизни, чтобы купировать болезненные, неприятные, тревожные эмоции, и чтобы следить за своей нравственностью (не только на уровне телесных действий и на уровне слов, но и на уровне мыслей). Кроме того, видение возникновения мыслей, эмоций, волевых импульсов позволяет до некоторой степени удостовериться в истинности важнейших учений Будды - о зависимом возникновении и о трёх характеристиках существования. А удостоверяясь в этом, мы удостоверяемся в истинности Будда Дхаммы, устанавливаем (или укрепляем) доверие к Будде, Дхамме, и Сангхе - и, таким образом, закладываем почву для дальнейшего продвижения в практике. Если при этом в течение жизни совершенствовать и сохранять нравственность, к концу жизни (оставаясь обычным, семейным мирянином) можно достичь вступления в поток (а может быть даже и плода однажды возвращающегося). _________________ Границы мира - это границы языка
Если при этом в течение жизни совершенствовать и сохранять нравственность, к концу жизни (оставаясь обычным, семейным мирянином) можно достичь вступления в поток (а может быть даже и плода однажды возвращающегося).
А вот в СН 55.54 вроде бы сказано, что мирянин может даже Ниббаны достичь.
Вот:
«Если он скажет: «Мой ум отведён от дэвов Параниммитавасаватти и настроен на мир Брахмы», то ему следует сказать: «Даже мир Брахмы, друг, непостоянен, неустойчив, входит в самоопределение2. Так что, пожалуйста, отведи свой ум от мира Брахмы и направь его на прекращение самоопределения»3.
Если он скажет: «Мой ум отведён от мира Брахмы; я направил его на прекращение самоопределения», то тогда, Маханама, я утверждаю, что нет разницы между мирянином, который таким образом освобождён умом – и монахом, который освобождён умом уже как сотню лет, то есть [нет] разницы между одним освобождением и другим»4.»( СН 55.54)
Если при этом в течение жизни совершенствовать и сохранять нравственность, к концу жизни (оставаясь обычным, семейным мирянином) можно достичь вступления в поток (а может быть даже и плода однажды возвращающегося).
А вот в СН 55.54 вроде бы сказано, что мирянин может даже Ниббаны достичь.
Вот:
«Если он скажет: «Мой ум отведён от дэвов Параниммитавасаватти и настроен на мир Брахмы», то ему следует сказать: «Даже мир Брахмы, друг, непостоянен, неустойчив, входит в самоопределение2. Так что, пожалуйста, отведи свой ум от мира Брахмы и направь его на прекращение самоопределения»3.
Если он скажет: «Мой ум отведён от мира Брахмы; я направил его на прекращение самоопределения», то тогда, Маханама, я утверждаю, что нет разницы между мирянином, который таким образом освобождён умом – и монахом, который освобождён умом уже как сотню лет, то есть [нет] разницы между одним освобождением и другим»4.»( СН 55.54)
Если мирянин сможет полностью отвратить свой ум от всего непостоянного - то да, достигнет. Но многие ли это смогут, даже на смертном одре? Всё-таки это исключительные случаи. На всю Типитаку, насколько я помню, мирян, достигших Ниббаны, два или три случая найдётся. Да и то, не исключаю, что часть из них - это лишь формально миряне (в том смысле, что они не вступали в монашескую Сангху официально), а по сути отшельники. _________________ Границы мира - это границы языка
№439994Добавлено: Пн 10 Сен 18, 07:13 (6 лет тому назад)
О, не берите за основу никакой из так определенных сроков!
Не привязывайтесь вообще ко времени. Время лишь иллюзия обособленности. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
О, не берите за основу никакой из так определенных сроков!
Не привязывайтесь вообще ко времени. Время лишь иллюзия обособленности.
Осознание иллюзорности времени должно сопровождаться осознанием безличности вышеобсуждаемого анагамина и арханта. То есть анагамин и архант должен наблюдаться как безличное явление (собственной) психики. Как привычность и комфортность неопределенности. И не должен измышляться как особенное достижение отдельных личностей, ибо сие понимание есть привязанность к форме и личности, сопровождаемая мирской набожностью (пиететом к достижению особенного).
Указано,что все что для этого лишь требуется установить четырёхчастное внимание,что в принципе довольно просто и не является чем-то невыполнимым. Но с другой стороны есть довольно много людей,которые уже лет 20 буддисты и практически не изменились.
имхо
Вообще-то это не просто ,но действительно не является чем то не выполнимым.
Те люди неизвестно как они практикуют и чего достигли,внешне сложно о ком то судить. _________________ Будда истинно просветленный,совершенный в знании и поведении,возвышенный,самый почитаемый,достигший блага.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы