Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Видение опасности, болезни, недуга в неблагих деяниях, мыслях, склонностях


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437496СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 21:24 (6 лет тому назад)    Видение опасности, болезни, недуга в неблагих деяниях, мыслях, склонностях Ответ с цитатой

На мой взгляд, важный переворот в воззрениях происходит, когда ученик Благословенного, начинает воочию видеть в злобе, гневе, недоброжелательности, желании причинять вред, в жажде, страсти, невежестве - болезнь, недуг, опасность, куда более серьезную, чем в болезнях тела, мучительных, страдательных и даже смертельных. Потому что болезни тела - это лишь дукха человеческого мира, следствие рождения в этом мире, следствие деяний, совершенных в прошлом. Тогда как неблагие склонности, мысли, состояния ума и проистекающие из них деяния, являются основой для длительного страдания сейчас и в будущем (в нижних мирах, где страдания на порядок сильнее человеческих). Эти болезни ума, поистине страшнее человеческих телесных болезней, но многие люди не видят в них опасности. И каждое существо в сансаре ранено отравленной стрелой, яд которой действует, убивая.

Вот хорошие сутты на эту тему.

МН 19 Дведха витакка сутта: Два типа мыслей
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn19-dvedha-vitakka-sutta-sv.htm

МН 13 Маха дуккхаккхандха сутта: Большая лекция о груде страданий
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn13-maha-dukkha-kkhandha-sutta-sv.htm

МН 7 Ваттхупама сутта: Пример с тканью
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn7-vatthupama-sutta-sv.htm

АН 6.23 Бхая сутта: Опасность
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an6_23-bhaya-sutta-sv.htm

Снп 2.10 Уттхана сутта: Проснитесь!
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/snp2_10-utthana-sutta-sv.htm
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

437534СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 22:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Интересная тема!

Как раз в эти дни думал об одном её аспекте: в хорошо известной Калама сутте Будда, как Вы помните, говорит о таком гипотетическом рассуждении человека, очищающего свой ум от неблагих и развивающего благие качества (вплоть до брахмавихар): "Даже если не существует ни будущей жизни, ни плода и результата благих и дурных дел, уже в этой жизни я сохраняю себя счастливым, свободным от враждебности, недоброжелательности, ярости".

(Sace kho pana natthi paro loko, natthi sukatadukkaṭānaṃ kammānaṃ phalaṃ vipāko, athāhaṃ diṭṭheva dhamme averaṃ abyāpajjhaṃ anīghaṃ sukhiṃ attānaṃ pariharāmī).  

Если он всерьез рассматривает возможность отсутствия будущей жизни, значит, о нём нельзя сказать, что он уверен в Дхамме. Может быть, он и не буддист вовсе. Тем не менее, он знает, что очищение от недоброжелательности приносит счастье, или даже так - является счастьем, причём уже здесь и сейчас, в этой жизни.  То, что это знает и понимает личность, развившая брахмавихары (помимо буддистов, это могут быть отшельники любых других религий) - вполне естественно.

Но очевидно, что проблески этого понимания возможны и у людей, никаких брахмавихар ещё не развивших - иначе Будда не стал бы об этом говорить каламам, в беседе с которыми он не может опираться на свой авторитет и, поэтому, апеллирует только к тому, что им очевидно.

И действительно - понимание этого (то есть, что недоброжелательность болезненна) приобрести не так уж сложно, даже просто в обыденной жизни. Достаточно обратить внимание на то, что недоброжелательность - это форма боли. Боль, которую мы стремимся выплеснуть или на того, кто её нам причинил, или просто на случайно подвернувшееся лицо. А боль мы чувствуем, когда лишаемся чего-то, к чему были привязаны, или когда возникает угроза лишиться этого, или когда мы боролись за что-то привлекательное, но проиграли.

Отсюда уже можно перейти к размышлению о том, что имеет смысл иметь поменьше привязанностей. "Проигравший испытывает боль, а победитель вызывает ненависть" - об этих последствиях борьбы Будда говорит применительно к таким разным ситуациям, как азартная игра (AN8.54), и война между царями (SN3.14).  В обоих случаях Будда делает однозначный вывод - лучше в этом не участвовать. Желать войны, желать азартной игры, участвовать в азартной игре, участвовать в войне (как минимум, по собственной инициативе - в случае вынужденности тут далеко не так всё однозначно; впрочем, это отдельная, чреватая спором тема: я помню, что Вы известный фрагмент из Махавамсы считаете искажением Дхаммы, а я не считаю) - не следует. Это и для мирянина, а не только для странника/отшельника/монаха - недостойные занятия.

Привязанности иного, более мирного свойства (к жене/мужу, к детям, и т.п.), конечно, не являются для мирянина чем-то недостойным, неприемлемым. Более того, они для него неизбежны. Но и мирянину полезно помнить о том, что эти же самые привязанности, дающие ему счастье и радость, неизбежно, по природе вещей, будут также и источником горя (MN87). Памятование об этом также будет способствовать очищению ума (и, кстати, позволит легче примириться с горем, когда оно-таки случится).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437548СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 22:21 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Как раз в эти дни думал об одном её аспекте: в хорошо известной Калама сутте Будда, как Вы помните, говорит о таком гипотетическом рассуждении человека, очищающего свой ум от неблагих и развивающего благие качества (вплоть до брахмавихар): "Даже если не существует ни будущей жизни, ни плода и результата благих и дурных дел, уже в этой жизни я сохраняю себя счастливым, свободным от враждебности, недоброжелательности, ярости".

(Sace kho pana natthi paro loko, natthi sukatadukkaṭānaṃ kammānaṃ phalaṃ vipāko, athāhaṃ diṭṭheva dhamme averaṃ abyāpajjhaṃ anīghaṃ sukhiṃ attānaṃ pariharāmī).  

Если он всерьез рассматривает возможность отсутствия будущей жизни, значит, о нём нельзя сказать, что он уверен в Дхамме. Может быть, он и не буддист вовсе. Тем не менее, он знает, что очищение от недоброжелательности приносит счастье, или даже так - является счастьем, причём уже здесь и сейчас, в этой жизни.  То, что это знает и понимает личность, развившая брахмавихары (помимо буддистов, это могут быть отшельники любых других религий) - вполне естественно.

Но очевидно, что проблески этого понимания возможны и у людей, никаких брахмавихар ещё не развивших - иначе Будда не стал бы об этом говорить каламам, в беседе с которыми он не может опираться на свой авторитет и, поэтому, апеллирует только к тому, что им очевидно.

Да, еще об этом говорится в сутте о безопасном выборе (МН 60).

Цитата:
И действительно - понимание этого (то есть, что недоброжелательность болезненна) приобрести не так уж сложно, даже просто в обыденной жизни. Достаточно обратить внимание на то, что недоброжелательность - это форма боли. Боль, которую мы стремимся выплеснуть или на того, кто её нам причинил, или просто на случайно подвернувшееся лицо. А боль мы чувствуем, когда лишаемся чего-то, к чему были привязаны, или когда возникает угроза лишиться этого, или когда мы боролись за что-то привлекательное, но проиграли.

Болезненность жажды чувственных удовольствий понять сложнее, так как они не имеют прямой болезненности при их переживании (относятся к сукха-ведана), и чтобы понять их опасность, нужно отслеживать последствия в перспективе, а также болезненность, вытекающую из зависимости к ним (крючки Мары).


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

437555СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 22:28 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:


Болезненность жажды чувственных удовольствий понять сложнее

Да, безусловно так. Поэтому и говорю, что продемонстрировать болезненность недоброжелательности (при прочих равных условиях) легче.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.023 (0.709) u0.012 s0.000, 18 0.012 [247/0]