№615615Добавлено: Вт 20 Дек 22, 17:37 (2 года тому назад)Книга В. Г. Лысенко «Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты
https://buddhadharma.ru/product/indiyskie_filosofy_o_prirode_vospriyatiya_dignaga_i_ego_opponenty/
Автора этой книги и нескольких других (в т. ч. в свободном доступе в инете) интересует пратьякша и насколько она связана с «ментальным конструированием» (викальпа).
В книге имеется перевод «Вимшика-карика-вритти» Васубандху, «Аламбана-парикша-вритти» и «Праманасамуччая-вритти» (глава 1 «Пратьякша») Дигнаги.
Основные положения из «предисловия к переводам» (сделал в виде таблицы, но не знаю, как тут таблицы прикреплять):
Три викальпы:
Свабхава-викальпа
Свабхава-викальпа
Природное, естественное конструирование
Первичная дифференциация объекта – минимальное конструирование объекта – свабхава всех виджнян.
Характеризуется как витарка, но не как вичара – разные мнения, почему так.
«Виджняна» так называется, поскольку она «дифференцирует, отбирает, выбирает» (виджанатити) - определенную сферу своей деятельности (аятана, гочара, вишая – 5 «каналов» - от зрительного до осязания).
Направлена на объект
Анусмарана-викальпа
Анусмарана-викальпа
Конструирование различий на основе памятования (способность исследовать объект (серию моментов объекта) с большей точностью и в виде серии моментов исследования). Для этого нужны праджня, витарка, вичара, самджня.
Направлена на 1. воспринимаемый в том числе и в прошлом объект; 2. на его обозначение (категорию\концепт? – для не знающих обозначений; концепт и образ?). Курсив - от меня
Нирупана (абхинирупана)-викальпа
Конструирование различия на дискурсивном уровне (суждение, вывод, воззрения, мнения) – интерпретация явлений.
Направлена на имя (категорию\концепт + имя?).
Не функционирует в дхьянах.
В чувственной виджняне есть (функционирует) только первая викальпа, поэтому чувственная виджняна –авикальпа (последние две
викальпы присутствуют, но не активированы, не задействованы)
Чувственная виджняна
(объекты - только теперешнее).
Обязательно сопровождается памятованием (функция - вспоминание) и праджней (различение), но эти дифференцирующие функции выражены слабо (дифференцируют, распознают сферу деятельности конкретной виджняны из пяти, но в виде суждения об объекте – нет.
Реализуется через витарку и вичару, которые по определению осуществляются манасом, т.е. являются ментальными
Ментальная виджняна
(объекты трех времен).
Обязательно сопровождается памятованием и праджней, а также дифференциацией в виде суждения об объекте.
Ментальная праджня (сопровождающая ментальную виджняну) в нейогическом (без дхьян) состоянии может быть либо тождественной ментальной виджняне по самой своей природе (свабхава) (у вайбхашиков читта и чайтта отличны по сущности), состоящей в распознавании и идентификации внутренних состояний (дхарм), либо реализоваться дискурсивно – через конструирование определения (абхинирупана-викальпа.)
К нему относятся (им осуществляются) витарка и вичара (определяются как мано-джалпа – «бормотание ума», «ментальное бормотание).
Витарка – другое имя «самкальпа» («дифференцирующая рефлексия»)
Витарка и вичара
Праджня+самджня -> витарка (действует как способ конструирования объекта; поскольку витарка получает вклад от самджни, то может называться самкальпой; характеризует пять сенсорных виджнян; связана с праджней, напрвлена на внешние объекты, которые схватывает «грубо» - приблизительно, в общем) -> чувственная виджняна. Поэтому свабхава-викальпа – только витарка (= самкальпа) – действует в отношении объекта грубым образом – рудиментарная дифференциация чувственного познания, предельно общее схватывание объекта в качестве особого вида. Нет сравнения и связывания, опирающихся на памятование (анусмарана) прошлого опыта с этим объектом и определение (анурупана), поэтому нет и абхинирупана-викальпы.
Вичара – тонкая форма сознания, благоприятная для умственной виджняны; характеризует ментальную виджняну, связана с праджней, которой содействуют суждение и различение – тогда функционирует праджня, связанная с суждением и различением через приписывание имени (отнесение к категории?)
Все разновидности викальпы существуют в каждом моменте чувственной виджняны, но следует дифференцировать силу их соучастия друг в друге (сабхага) и в процессе в целом
Витарку и вичару можно назвать «рудиментарными» «инстинктивными» «автоматизмами»
Витарка
(другое имя витарки - самкальпа (идея/концепция);
В сенсорном сознании витарка получает вклад от самджни и поэтому может называться самкальпа)
Витарка в сарвастиваде
Является проекцией как причиной сенсорных сознаний;
Действует как каузальный фактор в сфере сенсорных виджнян;
Характеризует пять сенсорных виджнян;
Функционирует в сенсорных виджнянах;
В чувственном познании обеспечивает схватывание чистого объекта (васту-матра), грубо определенного как нечто, без познания его природы, поэтому
рассматривается сарвастивадой как причина лишь сенсорного познания, о котором сказано, что оно лишено способности к определению (абхинирупана) объекта
в саутрантике
В чувственном познании обеспечивает схватывание чистого объекта (васту-матра), грубо определенного как нечто, без познания его природы;
Связано исключительно с ментальной виджняной;
Витарка и вичара существуют не одновременно, а поочередно, сменяя друг друга, составляют разные состояния самого сознания;
Внутренняя, неартикулированная речь (мано-джалпа), характеризуемая поиском или обследованием\исследованием, имеющая своей опорой намерение (четана) или понимание (праджня), в зависимости от статуса (авастха) – несвязанности (если витарку определяет четана) или связанности (если витарку определяет праджня) с логическим выводом, соответственно
Вичара
В сарвастиваде
Согласуется с возникновением ментального сознания (действует как каузальный фактор в сфере ментальной виджняны), поэтому Сангхабхадра определяет свабхава-викальпу как только витарку;
Функционирует в сенсорных виджнянах
В саутрантике
Связано исключительно с ментальной виджняной;
Витарка и вичара существуют не одновременно, а поочередно в сфере ментальной виджняны, сменяя друг друга, составляют разные состояния самого сознания;
Внутренняя, неартикулированная речь (мано-джалпа), характеризуемая оценкой, суждением, имеющая своей опорой намерение (четана) или понимание (праджня), в зависимости от статуса (авастха) – несвязанности (если витарку определяет четана) или связанности (если витарку определяет праджня) с логическим выводом, соответственно;
Только в случае ментального сознания, на стадии, представленной вичарой, когда мышление достаточно тонкое, объект может быть должным образом определен как «это есть то»
Автор сама выкладывает свои книги и академические статьи у себя на странице: https://rggu.academia.edu/LysenkoVictoria/Books Но, этой книги я там не нашёл. Придётся добывать бумагу, если никто не пришлёт пдф.
Автор сама выкладывает свои книги и академические статьи у себя на странице: https://rggu.academia.edu/LysenkoVictoria/Books Но, этой книги я там не нашёл. Придётся добывать бумагу, если никто не пришлёт пдф.
Автор сама выкладывает свои книги и академические статьи у себя на странице: https://rggu.academia.edu/LysenkoVictoria/Books Но, этой книги я там не нашёл. Придётся добывать бумагу, если никто не пришлёт пдф.
Есть. Вход нужно выполнить , после регистрации будь готовы к выпадающим скриптам. 3$ и прочее.
В 1968 г выходила англоязычная книга-перевод Масааки Хаттори главы Пратьякшапариччхеда из Праманасамуччаи с комментами. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы