Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос о возможности рассуждения о дхармах

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

596933СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 20:48 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

grind пишет:
Горсть листьев пишет:
А я готов продолжить разговор. И я согласен с идеей, что дхармы подвержены влиянию наблюдения - поскольку дхармы суть явления субъективного мира. Так что догадка Киры очень даже годная.

Субъект-наблюдатель - творец иллюзий. К тому же в научных экспериментах не подтвержден "эффект наблюдателя" в его связи с сознанием, я об этом. Физически невозможно обеспечить чистоту эксперимента, его повторяемость и т.д., то есть обеспечить все нормативные требования.

     В квантовой механике "эффект наблюдателя" вполне подтвержден и является ее неотъемлемой особенностью, другое дело влияние "сознания" на квантовый мир рассматривается сегодня как спекулятивное, хотя некоторые физики не прочь попробовать включить "сознание" в физику, правда что такое "сознание" пока не знают.

в заведенной теме речь ни о связи сознания-виджняны с квантовым миром.

в теме рассуждение такое:
подобно тому как в квантовом мире прибор-измеритель влияет на объект наблюдения (например летит электрон с каким-то старым спином, мы провели измерение и теперь точно знаем какой стал новый спин, а про старый спин мы никогда уже и не узнаем) ,
так и в "мире дхарм" могут быть свои какие-то подобные эффекты.

Вполне возможно, что в древности люди думали так: стоит только тщательно рассмотреть дхармы и мы увидим как они друг с другом связаны. Шоколад нравится детям. Вот сейчас разложим этот процесс на дхармы и всё более тщательно поймём. А на самом деле может быть так: как только начинается ретроспекция, мы перестаем понимать, почему за одними дхармами следуют другие... МОжет быть, что и само воспоминание не повторяет все дхармы в точности и на его основе рождаются не совсем верные выводы.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Последний раз редактировалось: Кира (Пн 03 Янв 22, 20:49), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Горсть листьев, grind
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ami



Зарегистрирован: 29.03.2021
Суждений: 518

596934СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 20:48 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
К тому же в научных экспериментах не подтвержден "эффект наблюдателя"

Вы слышали про кота Шрёдингера? Там кот ни жив ни мёртв, пока наблюдатель его не посмотрит.

Вы предложение до конца не дочитали? Там было написано:
Цитата:
К тому же в научных экспериментах не подтвержден "эффект наблюдателя" в его связи с сознанием, я об этом.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ami



Зарегистрирован: 29.03.2021
Суждений: 518

596935СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 20:51 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

grind пишет:
Горсть листьев пишет:
А я готов продолжить разговор. И я согласен с идеей, что дхармы подвержены влиянию наблюдения - поскольку дхармы суть явления субъективного мира. Так что догадка Киры очень даже годная.

Субъект-наблюдатель - творец иллюзий. К тому же в научных экспериментах не подтвержден "эффект наблюдателя" в его связи с сознанием, я об этом. Физически невозможно обеспечить чистоту эксперимента, его повторяемость и т.д., то есть обеспечить все нормативные требования.

     В квантовой механике "эффект наблюдателя" вполне подтвержден и является ее неотъемлемой особенностью, другое дело влияние "сознания" на квантовый мир рассматривается сегодня как спекулятивное, хотя некоторые физики не прочь попробовать включить "сознание" в физику, правда что такое "сознание" пока не знают.

Так я об этом и говорю. А также о том, что с т.з. буддизма в своей иллюзии субъект начинает воспринимать внешние объекты как реальные.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2123
Откуда: Мартышкино

596936СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 20:54 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Извините, я не понял про сознание - это о чём?
Вроде как всё что человек себе фантазирует - это через сознание. Или через что ещё, извините?


Ответы на этот пост: Ami
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

596937СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 20:56 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

grind пишет:
Горсть листьев пишет:
А я готов продолжить разговор. И я согласен с идеей, что дхармы подвержены влиянию наблюдения - поскольку дхармы суть явления субъективного мира. Так что догадка Киры очень даже годная.

Субъект-наблюдатель - творец иллюзий. К тому же в научных экспериментах не подтвержден "эффект наблюдателя" в его связи с сознанием, я об этом. Физически невозможно обеспечить чистоту эксперимента, его повторяемость и т.д., то есть обеспечить все нормативные требования.

     В квантовой механике "эффект наблюдателя" вполне подтвержден и является ее неотъемлемой особенностью, другое дело влияние "сознания" на квантовый мир рассматривается сегодня как спекулятивное, хотя некоторые физики не прочь попробовать включить "сознание" в физику, правда что такое "сознание" пока не знают.

Так я об этом и говорю. А также о том, что с т.з. буддизма в своей иллюзии субъект начинает воспринимать внешние объекты как реальные.

не про создание иллюзии реальности же речь.
Размышляющий может прекрасно знать трактат о трех природах и не домысливать ничего, что не дано в опыте. Думать только о дхармах. Но сама ретроспеция может давать искажения.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Ami
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

596939СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 21:29 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
К тому же в научных экспериментах не подтвержден "эффект наблюдателя"

Вы слышали про кота Шрёдингера? Там кот ни жив ни мёртв, пока наблюдатель его не посмотрит.
Кстати о физике - примерно в то время она и закончилась, после Шрёдингера, Планка, Эйнштейна, Бора, Гейзенберга
Неправильно говорить" закончилась". Фвндаментальные закономерности не могут закончиться.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

596940СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 21:34 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
grind пишет:
Горсть листьев пишет:
А я готов продолжить разговор. И я согласен с идеей, что дхармы подвержены влиянию наблюдения - поскольку дхармы суть явления субъективного мира. Так что догадка Киры очень даже годная.

Субъект-наблюдатель - творец иллюзий. К тому же в научных экспериментах не подтвержден "эффект наблюдателя" в его связи с сознанием, я об этом. Физически невозможно обеспечить чистоту эксперимента, его повторяемость и т.д., то есть обеспечить все нормативные требования.

     В квантовой механике "эффект наблюдателя" вполне подтвержден и является ее неотъемлемой особенностью, другое дело влияние "сознания" на квантовый мир рассматривается сегодня как спекулятивное, хотя некоторые физики не прочь попробовать включить "сознание" в физику, правда что такое "сознание" пока не знают.

в заведенной теме речь ни о связи сознания-виджняны с квантовым миром.

в теме рассуждение такое:
подобно тому как в квантовом мире прибор-измеритель влияет на объект наблюдения (например летит электрон с каким-то старым спином, мы провели измерение и теперь точно знаем какой стал новый спин, а про старый спин мы никогда уже и не узнаем) ,
так и в "мире дхарм" могут быть свои какие-то подобные эффекты.

Вполне возможно, что в древности люди думали так: стоит только тщательно рассмотреть дхармы и мы увидим как они друг с другом связаны. Шоколад нравится детям. Вот сейчас разложим этот процесс на дхармы и всё более тщательно поймём. А на самом деле может быть так: как только начинается ретроспекция, мы перестаем понимать, почему за одними дхармами следуют другие... МОжет быть, что и само воспоминание не повторяет все дхармы в точности и на его основе рождаются не совсем верные выводы.
Совеишенно верно, Кира, таковой вывод происходит при чисто умозрительном рассмотрении. Ведь в таком рассмотрении вы рассматриваете только собственные дхармы, и поэтому выносите чисто субъективные суждения.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

596941СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 21:52 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Слово дхармы, на мой взгляд, наиболее точно переведено на русский словом качества. Но надо понимать, что слово качества (во множественном числе) - это по сути такой русский культурный новояз. Было бы точнее, если бы мы перевели дхармы как "качества/ценности", делая при этом ремарку, что ценностями в полном смысле следует называть только упадана-дхармы. Любая упадана-дхарма - чисто субъективное явление.
Лишь освобождённый ум способен рассматривать дхармы только как качества, не падая в ценностный фрактал.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
grind



Зарегистрирован: 09.03.2019
Суждений: 315
Откуда: Калининград

596961СообщениеДобавлено: Пн 03 Янв 22, 23:53 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
grind пишет:
Горсть листьев пишет:
А я готов продолжить разговор. И я согласен с идеей, что дхармы подвержены влиянию наблюдения - поскольку дхармы суть явления субъективного мира. Так что догадка Киры очень даже годная.

Субъект-наблюдатель - творец иллюзий. К тому же в научных экспериментах не подтвержден "эффект наблюдателя" в его связи с сознанием, я об этом. Физически невозможно обеспечить чистоту эксперимента, его повторяемость и т.д., то есть обеспечить все нормативные требования.

     В квантовой механике "эффект наблюдателя" вполне подтвержден и является ее неотъемлемой особенностью, другое дело влияние "сознания" на квантовый мир рассматривается сегодня как спекулятивное, хотя некоторые физики не прочь попробовать включить "сознание" в физику, правда что такое "сознание" пока не знают.

в заведенной теме речь ни о связи сознания-виджняны с квантовым миром.

в теме рассуждение такое:
подобно тому как в квантовом мире прибор-измеритель влияет на объект наблюдения (например летит электрон с каким-то старым спином, мы провели измерение и теперь точно знаем какой стал новый спин, а про старый спин мы никогда уже и не узнаем) ,
так и в "мире дхарм" могут быть свои какие-то подобные эффекты.

Вполне возможно, что в древности люди думали так: стоит только тщательно рассмотреть дхармы и мы увидим как они друг с другом связаны. Шоколад нравится детям. Вот сейчас разложим этот процесс на дхармы и всё более тщательно поймём. А на самом деле может быть так: как только начинается ретроспекция, мы перестаем понимать, почему за одними дхармами следуют другие... МОжет быть, что и само воспоминание не повторяет все дхармы в точности и на его основе рождаются не совсем верные выводы.

     Я бы сказал так, что разговор о "дхармах" должен вроде прояснять предмет разговора, а на деле только запутывает. Вроде как имеется следующие представления о "дхармах" - это "трансцендентные" нашему восприятию "носители собственных качеств" (точнее каждая дхарма "несет" только одно качество) представляющие "мир истинной, первичной реальности", и в разных школах ведется спор имеют ли "дхармы" собственное независимое существование или они пусты от этого. Мне видятся эти споры бесперспективными и запутывающими разговор. Нам же, обычным людям, в восприятии даны или обнаружены и проанализированы лишь качества, (возникающих или проявляющихся как результат "волнения дхарм" которые и приносят качества "в наш мир"). Извиняюсь, если несколько запутанно.
     Естественно, одни качества так или иначе связанны с другими качествами являясь причинами или условиями возникновения других качеств или препятствуя возникновению иных качеств. Например качество гнева возникшее в данный момент, препятствует возникновению "качества отсутствия гнева", но способствует возникновению иных "вредных качеств" и наоборот. Собственно размышление над качествами и исследование связей одних качеств с другими и является частью "буддийской тренировки", и естественно длительное размышление над качествами влияет на их проявление. Другое дело, что обычному человеку осознать все взаимосвязи во всей полноте нереально, но длительное исследование качеств увеличивает число осознаваемых взаимосвязей.

_________________
один шаг до горизонта


Ответы на этот пост: Ami
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
HazelPerez



Зарегистрирован: 19.11.2021
Суждений: 150

596963СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 00:11 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Из всех знаемых мной фактов я прихожу к наиболее вероятной для меня версии того, что "дхаммо" это чисто бытовое слово, которое было известно каждому жителю древней индии, и в основном значении, как его иногда и переводят, гипотетически это нечто вроде thing/вещь - то есть некий отдельный объект действительности, но при этом как неодушевленный, так и одушевленный.

У древних людей того времени вероятно недостаточно присутствовало абстрактное мышление и поэтому понятия так или иначе имели отношение к определенным объектам и не мыслились вне их.

Например, нередкий пример в суттах про приятные, милые, воспаляющие желание формы, звуки, запахи, вкусы, прикосновения и приятные, милые, воспаляющие желание дхамма - это в конечном итоге пример про милую, приятную, воспаляющую желание форму женщины, голос женщины, запах женщины, вкус женщины, прикосновение женщины и саму приятную, милую, воспаляющую желание женщину.

Или, например, океан назван устойчивой дхаммой.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ami



Зарегистрирован: 29.03.2021
Суждений: 518

596976СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 08:58 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
не про создание иллюзии реальности же речь.
Размышляющий может прекрасно знать трактат о трех природах и не домысливать ничего, что не дано в опыте. Думать только о дхармах. Но сама ретроспеция может давать искажения.

Никак не отпускает "эффект наблюдателя" и "принцип неопределенности"?
Нет такого в буддизме: "сама ретроспеция может давать искажения". Или вас не устраивают древние тексты? Тогда надо изучать язык и читать в оригинале. Если сложно читать между строк.

А искажения они происходят от коренных клеш-аффектов, дхармы только носители этой информации. Всё из чего состоит материя - это кванты энергии, а ровно биты информации.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ami



Зарегистрирован: 29.03.2021
Суждений: 518

596977СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 09:02 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Извините, я не понял про сознание - это о чём?
Вроде как всё что человек себе фантазирует - это через сознание.

Так о научных экспериментах говорили, с научной точки зрения наблюдатель - это исследователь для которого наблюдение своего рода инструментальная категория вне всякой связи с сознанием. Как правильно сказал grind: влияние сознания на квантовый мир рассматривается сегодня как спекулятивное.


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ami



Зарегистрирован: 29.03.2021
Суждений: 518

596978СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 09:20 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

grind пишет:
Я бы сказал так, что разговор о "дхармах" должен вроде прояснять предмет разговора, а на деле только запутывает.

Это точно.

Цитата:
Вроде как имеется следующие представления о "дхармах" - это "трансцендентные" нашему восприятию "носители собственных качеств"

Наших качеств.

Цитата:
(точнее каждая дхарма "несет" только одно качество) представляющие "мир истинной, первичной реальности"

Верно.

Цитата:
и в разных школах ведется спор имеют ли "дхармы" собственное независимое существование или они пусты от этого.

Это где это такие школы? Будда изначально говорил что нет независимого субстанционального существования, в дальнейшем школа Мадхьямика выразила конечное воззрение Будды о пустоте дхарм, а именно, то, что невозможно утверждать ни их реальность, ни их нереальность.

Цитата:
Нам же, обычным людям, в восприятии даны или обнаружены и проанализированы лишь качества, (возникающих или проявляющихся как результат "волнения дхарм" которые и приносят качества "в наш мир"). Извиняюсь, если несколько запутанно.
   Естественно, одни качества так или иначе связанны с другими качествами являясь причинами или условиями возникновения других качеств или препятствуя возникновению иных качеств. Например качество гнева возникшее в данный момент, препятствует возникновению "качества отсутствия гнева", но способствует возникновению иных "вредных качеств" и наоборот. Собственно размышление над качествами и исследование связей одних качеств с другими и является частью "буддийской тренировки", и естественно длительное размышление над качествами влияет на их проявление. Другое дело, что обычному человеку осознать все взаимосвязи во всей полноте нереально, но длительное исследование качеств увеличивает число осознаваемых взаимосвязей.

Хорошее дополнение.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2123
Откуда: Мартышкино

596979СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 09:31 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Извините, я не понял про сознание - это о чём?
Вроде как всё что человек себе фантазирует - это через сознание.

Так о научных экспериментах говорили, с научной точки зрения наблюдатель - это исследователь для которого наблюдение своего рода инструментальная категория вне всякой связи с сознанием. Как правильно сказал grind: влияние сознания на квантовый мир рассматривается сегодня как спекулятдивное.

Так сознание - это ведь и есть главный инструмент, неважно какого, научного или другого познания. И как инструмент, оно вроде как влияет на свой предмет-объект? Вещь-в-себе - это одно, а та же вещь-в-себе, видимая сознанием в качестве кванта - совсем другое, согласитесь. Или нет?


Ответы на этот пост: Ami
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

596980СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 09:58 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

HazelPerez пишет:
Из всех знаемых мной фактов я прихожу к наиболее вероятной для меня версии того, что "дхаммо" это чисто бытовое слово, которое было известно каждому жителю древней индии, и в основном значении, как его иногда и переводят, гипотетически это нечто вроде thing/вещь - то есть некий отдельный объект действительности, но при этом как неодушевленный, так и одушевленный.

У древних людей того времени вероятно недостаточно присутствовало абстрактное мышление и поэтому понятия так или иначе имели отношение к определенным объектам и не мыслились вне их.

Например, нередкий пример в суттах про приятные, милые, воспаляющие желание формы, звуки, запахи, вкусы, прикосновения и приятные, милые, воспаляющие желание дхамма - это в конечном итоге пример про милую, приятную, воспаляющую желание форму женщины, голос женщины, запах женщины, вкус женщины, прикосновение женщины и саму приятную, милую, воспаляющую желание женщину.

Или, например, океан назван устойчивой дхаммой.
Да, именно так: дхаммо было весьма расхожим словом и понятием обобщающего характера. Причём настолько обобщающего, что некоторые фразы из древних текстов с использованием этого слова при переводе на русский теряют само это слово, например, в строфах Дхаммапады дхамма (мн.ч) означает просто "всё", а в вопросе царя Пасенаджита дхамма - это просто "что" (он спрашивает, что же является самым главным, базовым в духовном развитии).
Перевод слова как thing следует, как я понимаю, по стопам немецкой философии (знаменитая ding an sich), однако с подобным мы встречаемся и в древней греческой философии, например у Аристотеля есть труднопереводимое выражение, что-то вроде "это вот оно", или очень близкое к понятию дхаммо слово стихеон, переведенное на латинский как elementum - такой элемент означает первооснову всякой вещи, и под вещью понимается вообще всё, что угодно, от воды в реке до частей речи. В русском языке, при всё его пресловутом богатстве, такого просто нет.
Мммм.. Видимо, именно попытка как-то сопоставить аристотелев элемент с дхаммой Будды и привело некоторых к нелепому выражению "дхармо-частица".

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 4 из 5

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.904) u0.019 s0.001, 18 0.013 [265/0]