У XXI в. есть все шансы войти в историю революционными открытиями в области изучения человеческого мозга. Ученые надеются, что вскоре наука о мозге сможет приподнять завесу тайны над природой разума и сознания.
Директор Института перспективных исследований мозга МГУ им. М.В. Ломоносова академик Константин Владимирович Анохин считает, что для этого необходима фундаментальная теория мозга, которая должна ответить на три главных вопроса: как устроено наше «я», как оно складывается и как работает. Лишь тогда мы поймем, кто мы такие, откуда мы пришли и куда мы движемся.
…
Общий прогресс науки идет в этом направлении, и сегодня вслед за вопросом об устройстве внешнего мира на повестке стоит вопрос об устройстве внутреннего мира человека, о том, кто мы и откуда. Все религии мира дают ответы на эти вопросы. Но когда на них начнет давать удовлетворительные ответы наука, человечество ждет масштабный когнитивный переворот — возможно, даже более существенный, чем во времена дарвиновской революции, изменившей понимание человеком своего места в природе.
То есть это будет ответ на вопрос, что такое сознание, разум, мышление?
Да, именно на эти вопросы наука XXI в. должна попытаться дать ответы. Если хотите, по сути это вопросы и о природе души. Последние 400 лет западная цивилизация жила в значительной степени под влиянием идей Декарта, разделившего всю природу на мир протяженный, физический, и мир духовный. Этот второй мир он описывал равнозначными для него понятиями разума и души— mind и soul. Для него это было одно и то же. Современная наука исходит из того, что мир един и разум есть часть этого мира. Поэтому научное решение проблемы разума будет означать, что мы решаем и вопрос о природе души.
Как вы думаете, это отразится на религиозных взглядах?
Если ваши религиозные убеждения не колеблют факты о происхождении животного мира и человека, накопленные биологической наукой со времен Дарвина, то у вас не будет проблем и с религиозными представлениями о душе на фоне накапливающихся данных науки о мозге.
Сложнее тем, кто, как я, находит такие противоречия. Здесь я бы разделил вопрос на две части: онтологическую и морально-этическую. В области онтологии, наших представлений обустройстве мира, в том числе и нашего внутреннего мира, человеческого разума, души, нам придется все больше и больше опираться не на религиозные, а на научные представления, хотя и в них нас могут ждать крупные потрясения. Гораздо сложнее с моралью. Опыт последних полутора веков показывает, что попытки построить моральные принципы, секулярную этику, исходя из тех или иных научных представлений, были, мягко говоря, малоуспешными, если не сказать катастрофическими. Скорее всего, современная наука еще не обладает таким надежным фундаментом для выработки этих устоев, какой был накоплен религией на основе тысячелетней практики человеческого общежития. В этом смысле религиозная мораль при всех ее несовершенствах будет, по-видимому, еще долго составлять эмпирически более надежную опору для правил человеческой жизни и поведения.
Трудными вскоре окажутся вопросы соотношений на стыке изменяющейся под влиянием науки онтологической картины мира, в том числе и мира внутреннего, и религиозных положений, проработанных на основе представлений об устройстве мира, существовавших несколько тысяч лет назад. Тут я преклоняюсь перед отвагой Далай-ламы, считающего, что если наука покажет, что в мире что-то устроено не так, как это сказано в буддизме, то буддизм, который он считает на одну треть религией, на вторую философией, а на третью наукой, должен будет отказаться от этого своего неверного постулата.
Сотрудничество российских ученых с Далай-ламой продолжается?
Продолжается, и очень активно. Исходной мотивацией российских ученых и философов было более глубокое знакомство с подходами буддизма в области исследования психики и сознания. Главный тезис Далай-ламы заключается в том, что если мы занимаемся мозгом и сознанием, то это субъективный мир и эффективно исследовать его можно, заглядывая не в мозг, а внутрь этого мира. Далай-лама утверждает, что буддизм как эмпирическая наука, посвященная исследованию своего «я», за 2,5 тыс. лет накопил огромный материал, которым не располагает западная психология. И тот, кто занимается мозгом, должен быть очень внимателен к этой части материала. Далай-ламой двигало также и желание познакомиться с российскими научными школами. До этого он 30 лет общался с американскими и западноевропейскими учеными, а у нас разные подходы. Первые наши разговоры с ним и с большой группой буддистских монахов-исследователей заключались как раз в попытках объяснить, в чем специфика российских научных школ, исследующих мозг и сознание. А она связана в значительной степени с революционными идеями в отечественной физиологии и психологии первой половины XX в„ когда проникновение в Россию идей марксизма, диалектического и исторического материализма создало новую методологическую основу для исследования вопросов, решавшихся в западной науке другими средствами.
Важнейшим продолжением этих встреч было то, что некоторые из российских ученых, участвовавших в диалогах, заинтересовались возможностью проведения экспериментальных исследований в самых интригующих областях человеческого сознания и работы человеческого мозга. Академик С.В. Медведев организовал целую группу таких российских исследователей, ведущих экспертов в области изучения человеческого мозга, экстремальных состояний, которые развернули две исследовательские лаборатории в буддистских монастырях на юге Индии. Они также организовали подготовку буддистских монахов для работы в этих лабораториях, им читали лекции по нейробиологии, нейрофизиологии, философии сознания, монахи проходили обучение работе с методами изучения мозга в России. Научные исследования в этих лабораториях сейчас активно развиваются.
№578546Добавлено: Пт 28 Май 21, 12:25 (3 года тому назад)
Цитата:
Только теоретически вооруженный взгляд может понять то сложнейшее устройство природы, которое образует наше «я», наш разум, нашу психику. И у меня есть глубокое убеждение, что исторический момент создания такой фундаментальной теории наступил сейчас.
№578592Добавлено: Вс 30 Май 21, 14:25 (3 года тому назад)
Цитата:
Тут я преклоняюсь перед отвагой Далай-ламы, считающего, что если наука покажет, что в мире что-то устроено не так, как это сказано в буддизме, то буддизм, который он считает на одну треть религией, на вторую философией, а на третью наукой, должен будет отказаться от этого своего неверного постулата.
И ЕСДЛ скажет, что он не то что не определяет, что в буддизме считают, а даже то, что в школе гелук считают Говорить можно много чего, если от твоих слов никакие действия не зависят. Вот если бы был указ или письмо типа отказа от почитания Дордже Шугдена, то - да. Но где такие письма про гору Меру и прочие анти-научные континенты с ракшасами? _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
№578595Добавлено: Вс 30 Май 21, 15:46 (3 года тому назад)
ЕСДЛ дружит с западными учеными уже более 30 лет, с нашими - всего 4 года. Заметим также, что последнее сотрудничество называется "Фундаментальные знания: диалог российских и буддийских ученых". Это все означает, с моей точки зрения, что характерное время диалога науки и буддизма - десятки лет.
Поэтому с документально подтвержденным отказом от горы Меру спешить совершенно некуда, хотя бы по той простейшей причине, что нет такого проекта на стыке науки и буддизма, в котором бы гора Меру была бы предметом исследовпания в том же смысле, что и, скажем, тукдам в проекте "Фундаментальные знания".
Думаю, лет хотя бы 10-20 еще пусть пройдет, потом посмотрим.)
И к каким выводам они пришли? Это дружеские беседы самого широкого характера ни к чему не обязывающие ни одну из сторон и не результирующиеся ни в чем. За тридцать то лет. Он бы лучше с философами встречался. Там был бы реальный профит, поскольку это прямая область буддизма. Теория языка, методология, критерии знания, выводы, идеология... По этим пунктам как раз буддизму есть что сказать. А вот в изучении материи Тибет на уровне темных веков Европы. До сир пор помню, как ЕСДЛ доказывал квантовым физикам, что сверхмалая длина с шириной не могут расходиться, как в их экспериментах
Заметим также, что последнее сотрудничество называется "Фундаментальные знания: диалог российских и буддийских ученых". Это все означает, с моей точки зрения, что характерное время диалога науки и буддизма - десятки лет.
Громкое название на картонной коробке с пенопластом. Первый раз что ли?
Поэтому с документально подтвержденным отказом от горы Меру спешить совершенно некуда, хотя бы по той простейшей причине, что нет такого проекта на стыке науки и буддизма, в котором бы гора Меру была бы предметом исследовпания в том же смысле, что и, скажем, тукдам в проекте "Фундаментальные знания".
А это надо исследовать? Индоцентрическую модель плоской земли в окружении железных гор в школах проходят? Если ЕСДЛ отвечает за свои слова, то надо космологию переписывать. Хотя бы в том месте, где про Землю. Где вот этот прямой результат сотрудничества буддизма с наукой?
Следующие новости - публикация, доклад на конференции - от Медведева с коллегами по проекту "Фундаментальные знания" я жду где-то через год.
жду метеорита, эпидемии, землетрясений и диких животных на улицах городов к 2026. Возможно, к тому времени я стану магом и смогу всех спасать фаерболлами... _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы