в православной аскетике есть хорошее слово - восхИщенье...калька с греческого экстазис.....естественно к современным коннотациям этого греческого слова это понятие имеет мало отношения...судя по описаниям этого состоянияв том числе и недавним афонским к примеру все признаки глубокой дхьяны на лицо т.с..... в индуистской терминологии я бы назвал это бхава-самадхи....т.е. останавливается дыхание человек может ввглядеть как мертвый и т.д.....
Никак нельзя сравнивать джхану с достижениями афонских монахов, ведь в случае с христианами имеет место именно "вдохновение" в смысле дуновения божественного.
у меня др мнение. извините. _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
Действительно, хоть и не каждый человек способен прыгать с шестом на 6 метров, как и не все способны достигать высших джхан - всё же прыжки с шестом мы считаем мирским достижением, а достижение джхан тем, что выходит за рамки мирского, а потому мистическим, или "сверхмирским" опытом
Вот не уверена, что "надмирской" и "мистический" суть одно. Скажем, ниббана не принадлежит миру (сансаре), но разве имеет ниббана отношение к мистике?
Цитата:
Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни сферы безграничного пространства, ни сферы безграничного сознания, ни сферы отсутствия чего бы то ни было, ни сферы ни восприятия, ни не-восприятия; ни этого мира, ни следующего мира, ни солнца, ни луны. И там, я говорю вам, нет ни появления, ни движения, ни пребывания; ни исчезновения, ни возникновения: [это] не утверждённое, не действующее, не имеющее опоры. Это и только это является окончанием страдания
Это действительно существует. То, что невозможно полностью описать словами и то, что выходит за рамки человеческих возможностей к представлению в голове - то я называю мистическим. Поэтому да, ниббана - это нечто мистическое. Но самое главное в ней то, что в ней целиком отсутсвует дуккха. Но это всего лишь одна грань. Есть и другие, которые сложно представить и передать словами. Но сейчас они не имеют значения в контексте нашего Пути _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
Действительно, хоть и не каждый человек способен прыгать с шестом на 6 метров, как и не все способны достигать высших джхан - всё же прыжки с шестом мы считаем мирским достижением, а достижение джхан тем, что выходит за рамки мирского, а потому мистическим, или "сверхмирским" опытом
Джханы - это все ещё мирское, lokya.
Надмирское, сверхмирское, lokuttara - это про достижение Пути и Плода. А сверхмирское, потому что превосходит мирское искаженное неведением представление о счастье и освобождении от дукха, а не потому что для избранных или мистическое.
Мистический - значит, непонятный, - значит, есть неведение, - значит, надо учить матчасть и практиковать.
Устранение неведения - это противоположное мистификации, потому что это устранение незнания и непонимания.
В Ниббане нет никакой мистики и она прекрасно описывается словами.
Вся мистификация Ниббаны и Дхаммы - это спекуляции из-за неведения и самомнения, из нежелания даже признавать собственное неведение, не то что устранять. _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Они оставляются только как факторы достижения джханы, а не вообще. Достигли джханы - все, можно размышлять эффективнее. Именно для этого и нужна джхана. А не для того чтобы встать на уровень животных.
Но Будда открыл Дхамму и увидел взаимозависимость всего так, как оно есть, будучи именно в высших джханах. Это уже потом увиденное он облёк в слова, чтобы передать её другим
Не знаю почему так считают.
В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, до моего пробуждения, пока я всё ещё был непросветлённым бодхисаттой, мысль пришла ко мне: «В чём привлекательность, в чём опасность, в чём спасение в отношении глаза?...
И тогда, монахи, мысль пришла ко мне...
Монахи, до моего просветления, пока я всё ещё был непросветлённым бодхисаттой, мысль пришла ко мне: «Мой ум часто склоняется к тем пяти нитям чувственных удовольствий...
И затем я подумал: «Настроившись на собственное благополучие, я должен практиковать старательность, осознанность и охрану ума...
Про патичча-самуппаду:
В Саваттхи. [Благословенный сказал]: Монахи, до моего просветления, когда я всё ещё был не полностью просветлённым бодхисаттой, мысль пришла ко мне: «Увы, этот мир попал в беду в том [смысле], что он рождается, стареет и умирает, он прекращается и перерождается, и всё же не понимает спасения от этого страдания, [причиняемого] старением-и-смертью. Так когда же будет выявлено спасение от этого страдания, [причиняемого] старением-и-смертью?
И тогда, монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает старение-и-смерть?
И тогда, монахи, через тщательное внимание, постижение посредством мудрости возникло во мне...
Затем, монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает рождение?...
И тогда...постижение посредством мудрости...
Затем, монахи, мысль пришла ко мне...
Затем, монахи, мысль пришла ко мне...
Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни сферы безграничного пространства, ни сферы безграничного сознания, ни сферы отсутствия чего бы то ни было, ни сферы ни восприятия, ни не-восприятия; ни этого мира, ни следующего мира, ни солнца, ни луны. И там, я говорю вам, нет ни появления, ни движения, ни пребывания; ни исчезновения, ни возникновения: [это] не утверждённое, не действующее, не имеющее опоры. Это и только это является окончанием страдания
Здесь ничего мистического нет, как я понимаю. В этой цитате говорится, что есть такая область-мышления (сфера) где вы не считаете себя ни формой (земля, вода, огонь, ветер) [имя и форма], ни мета-физическими концепциями того времени (безграничным пространством, сознанием, "ничто", ни-восприятием ни не-восприятием) и там нет перерождения (ни этого мира, ни следующего, ни появления [рождения], ни исчезновения [смерти] и т.д.).
в православной аскетике есть хорошее слово - восхИщенье...калька с греческого экстазис.....естественно к современным коннотациям этого греческого слова это понятие имеет мало отношения...судя по описаниям этого состоянияв том числе и недавним афонским к примеру все признаки глубокой дхьяны на лицо т.с..... в индуистской терминологии я бы назвал это бхава-самадхи....т.е. останавливается дыхание человек может ввглядеть как мертвый и т.д.....
Никак нельзя сравнивать джхану с достижениями афонских монахов, ведь в случае с христианами имеет место именно "вдохновение" в смысле дуновения божественного.
Вдохновленное размышление о Боге, его силе и любви в уединении для "истинного христианина" вполне соответствует вдохновленному размышлению о Будде, Дхарме и зависимом возникновении для "истинного буддиста", при углубленном размышлении и удержании ума на одной теме, ведущее к джханам, которые за исключением предмета размышления не являются неким уникальным буддийским изобретением, а является неотъемлемой способностью "человеческого ума".
в православной аскетике есть хорошее слово - восхИщенье...калька с греческого экстазис.....естественно к современным коннотациям этого греческого слова это понятие имеет мало отношения...судя по описаниям этого состоянияв том числе и недавним афонским к примеру все признаки глубокой дхьяны на лицо т.с..... в индуистской терминологии я бы назвал это бхава-самадхи....т.е. останавливается дыхание человек может ввглядеть как мертвый и т.д.....
Никак нельзя сравнивать джхану с достижениями афонских монахов, ведь в случае с христианами имеет место именно "вдохновение" в смысле дуновения божественного.
Вдохновленное размышление о Боге, его силе и любви в уединении для "истинного христианина" вполне соответствует вдохновленному размышлению о Будде, Дхарме и зависимом возникновении для "истинного буддиста", при углубленном размышлении и удержании ума на одной теме, ведущее к джханам, которые за исключением предмета размышления не являются неким уникальным буддийским изобретением, а является неотъемлемой способностью "человеческого ума".
исихастская практика надо сказать это не просто размышление...это ежисекундное внимание в внутреннему миру при однонаправленности на безстрастный зов-поиск божественного присутствия в самой сердцевине своего существа.........там при правильном подходе джхановые состояния вполне быстро развиваются....ну давайте скажем так если кого то смущает слово джхановые - состояния поглощенности объектгм созерцания с бесстрастием, тишиной(той самой исихией) и покоем выводящие сознание на совершенно иные уровни бытия при вполне знакомых для дхармических учений эффектах в теле - остановка дыхания, нечувствительность к внешней среде(боль и тд) способность находится долго в одной позе и т.д. и т.п.....тут имхо сравнения напрашиваются сами собой и не совсем понятно почему "низя" сравнивать....... _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
№567721Добавлено: Ср 24 Фев 21, 22:44 (4 года тому назад)
Теоретически, согласно буддизму, через авраамические религии можно переводиться на небесах Махабрахмы. Помню брал ради интереса эпитеты Бога из библии и корана, а потом сравнивал их с эпитетами Махабрахмы из трипитаки. Многое довольно чётко совпало.
в православной аскетике есть хорошее слово - восхИщенье...калька с греческого экстазис.....естественно к современным коннотациям этого греческого слова это понятие имеет мало отношения...судя по описаниям этого состоянияв том числе и недавним афонским к примеру все признаки глубокой дхьяны на лицо т.с..... в индуистской терминологии я бы назвал это бхава-самадхи....т.е. останавливается дыхание человек может ввглядеть как мертвый и т.д.....
Никак нельзя сравнивать джхану с достижениями афонских монахов, ведь в случае с христианами имеет место именно "вдохновение" в смысле дуновения божественного.
Вдохновленное размышление о Боге, его силе и любви в уединении для "истинного христианина" вполне соответствует вдохновленному размышлению о Будде, Дхарме и зависимом возникновении для "истинного буддиста", при углубленном размышлении и удержании ума на одной теме, ведущее к джханам, которые за исключением предмета размышления не являются неким уникальным буддийским изобретением, а является неотъемлемой способностью "человеческого ума".
исихастская практика надо сказать это не просто размышление...это ежисекундное внимание в внутреннему миру при однонаправленности на безстрастный зов-поиск божественного присутствия в самой сердцевине своего существа.........там при правильном подходе джхановые состояния вполне быстро развиваются....ну давайте скажем так если кого то смущает слово джхановые - состояния поглощенности объектгм созерцания с бесстрастием, тишиной(той самой исихией) и покоем выводящие сознание на совершенно иные уровни бытия при вполне знакомых для дхармических учений эффектах в теле - остановка дыхания, нечувствительность к внешней среде(боль и тд) способность находится долго в одной позе и т.д. и т.п.....тут имхо сравнения напрашиваются сами собой и не совсем понятно почему "низя" сравнивать.......
Ну, размышление это общее, упрощенное название начала сложного, меняющегося и проходящего разные стадии процесса, который начинается с мысли "о...", с думанья "о...", с исследования, с памятования "о...", с проговаривания, с обращения "к...", сопровождаемое неким "подготовительным" состоянием, которое в суттах описывается как "отстранившись от чувственных удовольствий, отстранившись от не благих состояний ума"...
в православной аскетике есть хорошее слово - восхИщенье...
А я под пити восторг застолбил, из тех соображенийи в том числе, что пити некоторых деятелей восторгает горе и с места на место переносит. Не будем путаться? Не, не будем наверное...
№567785Добавлено: Чт 25 Фев 21, 06:25 (4 года тому назад)
Джана - это сверхчеловеческое (uttaramanussa) достижение, а не сверхмирское (lokuttara). Сверхмирское - это ниббана. Сверхчеловеческими джханы называются - потому что это сферы брахм. Джханы доступны людям разного вероисповедания, которые практикуют нравственную чистоту, развитие возвышенных состояний ума (доброты, сострадания, сорадования, невозмутимости), отрешение от мирского и длительное сосредоточение мыслей на одном объекте.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы