№614199Добавлено: Вс 04 Дек 22, 19:54 (2 года тому назад)Пространство
Здравствуйте!
У меня возник вопрос, заранее благодарен за помощь в его разрешении)
Третья печать гласит, что все явления не имеют самости. Ни одно явление не существует само по себе. Все явления лишены самобытия.
Этот момент логичен и понятен. И в большинстве случаев он не может вызывать никаких рассуждений. Явления действительно порождены друг другом, а не существуют сами по себе.
Однако, в размышлениях я наткнулся на парадокс. Как следует быть с пространством? На первый взгляд можно сказать, что оно обладает самобытием, ведь его ничто не формировало.
Логичным решением видится утверждение, что пространства без явлений нет, потому пространство существует благодаря всем явлениям в совокупности. Таким образом пространство лишается претензии на самобытие.
Но, с другой стороны, в описании стадий медитации чётко видно, что пространство может существовать без объектов. Следовательно, предыдущий вывод не верен.
Подозреваю, что ответ на вопрос существует уже давно, просто лично мне он не попался на глаза.
Подозреваю, что ответ на вопрос существует уже давно, просто лично мне он не попался на глаза.
Цель буддизма - избавить жс от страданий, поэтому буддизм интересуют только живые существа.
Согласен с вами. Но в пятой дхьяне живое существо переживает состояние бесконечного пространства. По этой причине я предположил, что пространство так же изучено и описано, как и все идущие до него явления.
Впрочем, я не претендую на объективность в этом своём предположении. Если всё именно так, как есть, то всё именно так, как есть
№614229Добавлено: Вс 04 Дек 22, 22:59 (2 года тому назад)
stardust пишет:
Явления действительно порождены друг другом
Как курица порождает яйцо? Буддизм не рассматривает праджняпти типа "гора", "человек" как основу своей философии. Они не несут на постоянке свой логический признак. При смене ситуации такие рассуждения ничего не стоят. У них есть оч большой недостаток - языковая конструкция объекта с качествами (субстанции с качествами).
stardust пишет:
Логичным решением видится утверждение, что пространства без явлений нет, потому пространство существует благодаря всем явлениям в совокупности.
То "пространство", что вы имеете ввиду, скорее просто более тонкое состояние 4 махабхут. Там же есть сопротивление, температура, движение и т.д.?
stardust пишет:
Но, с другой стороны, в описании стадий медитации чётко видно, что пространство может существовать без объектов. Следовательно, предыдущий вывод не верен.
"Пространство" из дхьян - это идея для сосредоточения. Есть геграфическое пространство - "диш". "Дашадиши" - в десяти направлениях. Есть объект сосредоточения в дхьянах. Есть "пространство" как асамскрита дхарма - это "отсутствие того, что препятствует". Не физ. пространство. Есть элемент махабхута - акаша в ваджраяне. В Абхидхармах его нет. Там 4 махабхуты. Место между параману не считается за отдельный процесс. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
существо переживает состояние бесконечного пространства
Это ощущение такое, идея, на которой сосредоточены брахмы в арупе. Остальное, по большому счету, непонятно. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
№614233Добавлено: Вс 04 Дек 22, 23:19 (2 года тому назад)
ТМ
Цитата:
Как курица порождает яйцо? Буддизм не рассматривает праджняпти типа "гора", "человек" как основу своей философии. Они не несут на постоянке свой логический признак. При смене ситуации такие рассуждения ничего не стоят. У них есть оч большой недостаток - языковая конструкция объекта с качествами (субстанции с качествами).
Благодарю. Этого не знал. Это понимание многое меняет в подходе к буддийской картине мира для меня.
Цитата:
То "пространство", что вы имеете ввиду, скорее просто более тонкое состояние 4 махабхут. Там же есть сопротивление, температура, движение и т.д.?
Перечисленные вами свойства можно отнести к качествам какого-либо физического явления. Например, газа или жидкости. Я говорил скорее о вакууме, в котором, если так можно выразиться, находятся этот газ или жидкость.
Цитата:
Это ощущение такое, идея, на которой сосредоточены брахмы в арупе. Остальное, по большому счету, непонятно.
Перечисленные вами свойства можно отнести к качествам какого-либо физического явления. Например, газа или жидкости.
Это процессы вашей эмпирики что бы вы не воспринимали 5-ю чувствами. Всегда будет что то твердое или мягкое, какое либо сопротивление (махабхута Земля), всегда будет какая то температура (Огонь), всегда будет какое то движение (ветер) и какое то собрание более мелких элементов-параману (Вода). Бассейн это или хомяк - не важно.
Я говорил скорее о вакууме, в котором, если так можно выразиться, находятся этот газ или жидкость.
Вакуум в буддизме ничем не отличается от кирпича, я так думаю. Там все те же махабхуты будут в восприятии. Классификация не для такого различения проводится.
Элемент "пространства" в ваджраяне может вполне быть буддой. Т.е. "как и он не движется из состояния пробуждения, так и пространство без прихода и ухода". Это метафорическое описание. Как йогин-нейм почувствовал. Не "техническое".
На феноменологию тянут Абхидхармы, где перечисляются элементы опыта с целью все это различит и прекратить навсегда неумелые состояния. А тантра уже типа гимнов. Как бы это вот все будда увидел из своих глаз - ваджрные скандхи, мандалы бодхисаттв и богинь и пр. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
№614252Добавлено: Пн 05 Дек 22, 00:58 (2 года тому назад)
Пространство это отсутствие (в его классическом употреблении). Это не какой то элемент, вроде воздуха или земли. Я думаю, что его наличие противоречит самобытию. Т.е. нельзя сказать что пространство существует само по себе.
ТМПеречисленные вами свойства можно отнести к качествам какого-либо физического явления. Например, газа или жидкости. Я говорил скорее о вакууме, в котором, если так можно выразиться, находятся этот газ или жидкость.
Не надо рассчитывать на буддистов в понимании пространства. Для них пространство - это либо бытовое понятие, что под носом или как промежутки между объектами, которые позволяют нам двигаться. Либо абстрактная идея махабхуты. Они же за пределы Земли только в уме выходили, как и все философы или созерцатели. Как вы помните мы состоим из пепла сверхновых, если всерьез воспринимать современную космологию, то собственно пространство - это то, что постоянно появляется и появляется, благодаря чему наша Вселенная расширяется с ускорением. Такого у буддистов нет и не может быть, поскольку их опыт, как и у всех древних, был ограничен Землей и максимум, на что были способны их лучшие умы - это опередить Коперника и сказать, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Не надо принимать всерьез ни философов, ни медитаторов (йогов) в познании такой серьезной "вещи", как пространство. Они, конечно, умели левитировать, т.е. по-своему хорошо понимали связь своего тела и акаши, но эта же акаша=пространство имеет смысл всего лишь в системе координат, связанной с Землей. )
№614263Добавлено: Пн 05 Дек 22, 09:56 (2 года тому назад)
ТМ,
Правильно ли я понимаю, упор в рассуждениях буддиста всегда делается на собственное восприятие? Я не хочу сказать, что буддийский подход идентичен солипсизму, но центр - это именно собственное восприятие, сознание? В объективную же природу явлений пытаться проникнуть в буддизме не особо принято? Если это так, то данный подход не лишён здравого смысла. Твой путь - это путь восприятия, так или иначе. И потому именно это должно быть в центре внимания.
Цитата:
Элемент "пространства" в ваджраяне может вполне быть буддой. Т.е. "как и он не движется из состояния пробуждения, так и пространство без прихода и ухода". Это метафорическое описание. Как йогин-нейм почувствовал. Не "техническое".
Подобное описание можно ещё встретить в адвайте. Но и там тоже это именно собственный опыт, а не "техническое" (впрочем, частности могут зависеть от отдельных учителей).
Серж,
Цитата:
Пространство это отсутствие (в его классическом употреблении). Это не какой то элемент, вроде воздуха или земли. Я думаю, что его наличие противоречит самобытию. Т.е. нельзя сказать что пространство существует само по себе.
Меня посещали похожие мыли. Именно поэтому я предположил в начальном сообщении, что пространство существует благодаря объектам, находящимся в нём. Чем бы оно являлось без объектов? Да ничем! Я полностью согласен с вами. Пространство само по себе - это отсутствие. Ничто, если угодно.
И, действительно, можно использовать как решение ваш вариант: пространства, как сущности, нет. И на этом вопрос пространства закрывается.
№614264Добавлено: Пн 05 Дек 22, 10:04 (2 года тому назад)
quot
Может быть это моя наивность, но мне думается, что древние медитативные практики могут быть совмещены с современными и будущими знаниями без кого-либо конфликта. Конечно же, некоторые старые знания по понятным причинам будут опровергаться или серьёзно дополняться. Но вот сама медитация, как практика, может присутствовать всегда. При любом уровне знаний.
Может быть я не прв. Откровенно говоря, я не знаю. Но у меня присутствует такая идея)
Собственно, тема была открыта когда я решил проверить своё понимание древних знаний и их совместимость с новыми.
№614265Добавлено: Пн 05 Дек 22, 10:15 (2 года тому назад)quot
stardust
в целом я согласен с вашей идеей, я лишь напомнил, что у опыта древних, не смотря на все их достижения в сфере сознания, есть ограничения. И они как раз связаны с внешним миром, который буддисты знают, мягко говоря, не лучше современной науки. Пространство как раз понятие в основном из внешнего мира.
№614266Добавлено: Пн 05 Дек 22, 10:20 (2 года тому назад)
quot
я тоже согласен с вашим напоминанием. Плохо ли это, хорошо ли это, но это факт. Развитие знания о мире в течении человеческой истории никто не отменял.
№614270Добавлено: Пн 05 Дек 22, 10:43 (2 года тому назад)quot
stardust
никто не отменял, но какое именно направление наиболее перспективно? На мой взгляд то, где сознание отключается, т.е. в не в дъяне на сознании или пространстве, а восприятие/невосприятие. За одно отключатся мастера спорта по блаблаболу (философы). )
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы