№538755Добавлено: Ср 13 Май 20, 10:02 (5 лет тому назад)различия в трактовке нирваны утверждающими атмана и отрицающими его
Прежде чем рассмотреть трактовки нирваны утверждающими самосущее и постулирующими "самосущего нет ни в чем", вскользь пройдемся по аксиомам инд философии, ее различению "пустого", т.е. зависимого, причинно-следственного ("оно есть пока есть причины и его нет когда причин нет") и самосущего, т.е. существующего независимо от причин, неподвластного ничему.
"Существует в абсолютном смысле" = не исчезает по исчерпании причин.
"Атман существует" = сознание исчезнуть НЕ может, поскольку вне ПС оно самосуще и тождественно атману , согласно ошибочным воззрениям "аутсайдеров".
"Атман не существует" = по исчерпании всех причин сознание, не будучи самосущим, исчезает.
Отсюда (от отсутствия само-сущего в сознании) отличие буддийской нирваны как прерывания потока сознания от состояний, при которых сознание сохранено и успокоено до "неколебимости", что приверженцами атмана ошибочно трактуется как вечное успокоение, освобождение от ПС, от "цепей сансары".
Т.е. "аутсайдеры" полагают эти успокоенные состояния сознания уже внемирскими, запредельными сансаре, в то время как буддисты расценивают их как мирские, это всего лишь сферы существований (дхьяны) - все 4 Арупьи и IV-я Рупы (в частности асамджнисаттвы). Сознание в них успокоено, малейшее волнение, шевеление мысли есть завершение существования в этих сферах бытия
(или выход из дхьяны при медитативных "посещениях").
Буддисты внесли фатальное уточнение: такие состояния не вечны, это все еще фрагменты сансары.
"Настоящее" запредельное трем мирам состояние - только при преванном потоке сознания.
Прерванный поток сознания не принадлежит никакой из сфер существований любых трех миров и, напротив, возникнуть, как-то проявиться сознание может только в пределах траялоки.
Прерывая поток сознания буддийский йогин покидает "три мира", восстанавливая же поток он возвращается из "вне-мирского".
В зависимости от того, признается ли самосущее или отрицается, выносится приговор сознанию - останется ли оно по исчерпании всех причин или исчезнет как и положено всему не-самосущему.
Если следствие есть, то оно имеет причину
Если же следствия нет,
То это значит, что его нет из-за отсутствия причины
Итак определяющее отличие буддийской нирваны - это полное исчезновение всех видов и модусов сознания, которое при тотальном отсутствии самосущего обречено на исчезновение по исчерпании причин, кармы.
Согласно не-буддийским воззрениям чистое сознание расценивается как вечное и неуничтожимое, причем его исчезновение в таком (не-буддийском) случае становится невозможным при любых совокупностях причин, равно как и при полном их отсутствии.
В зависимости от того, с какими воззрениями йогин вершит практику Путь его будет либо ведущим в запредельное трем мирам состояние, либо ограничиваться максимум бхавагрой - лимитом мирских путей.
_____________________________________ _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№538788Добавлено: Ср 13 Май 20, 13:37 (5 лет тому назад)
Вот видите, Дмитрий С, как можно использовать ту же самую строчку из ММК, с которой у вас возникли сложности понимания.
Я добавлю от себя такое ещё сопоставление с современными sci-fi представлениями: в согласии с индуистскими представлениями астронавт проникает в чёрную дыру и видит, как там всё устроено "внутри чёрной дыры", и говорит "ого, надо же всем рассказать, как оно тут всё на самом деле"; согласно с буддистским воззрением, астронавт достигает горизонта событий, за которым все астронавты прекращаются - это прекращение и есть достижение чёрной дыры. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы