При наличии загрязнений в джхану войти не получится, вопрос этот обсуждался неоднократно. Именно поэтому мирянину гораздо труднее войти в джхану, чем отшельнику. При вхождении в джхану загрязнения на время устранены.
Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости. Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое, распадающееся, пустое и безличностное.
...
Вот, с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие множественности, [воспринимая]: «пространство безгранично», монах входит и пребывает в сфере безграничного пространства. Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое, распадающееся, пустое и безличностное.
Рассматривает феномены, как чужое, отстранившись от них. Если вы что-то рассматриваете отстранённо, как чужое, то вряд ли это "что-то" причиняет вам беспокойство.
Рассматривает феномены, как чужое, отстранившись от них. Если вы что-то рассматриваете отстранённо, как чужое, то вряд ли это "что-то" причиняет вам беспокойство.
Беспокойство = без покоя.
Беспокойство - состояние, противоположное покою.
В сутте слово "покой" употребляется только по отношению к Ниббане. По отношению к джханам это слово не употребляется.
Рената, вы спорите с очевидным. Ну да ладно - дело ваше. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Да, Ёжик. Такое может быть, вы правы.
Но джхана как отдых (приятное времяпрепровождение) или как опора для випассаны имеет ценность тогда, когда становится более-менее управляемой (то есть не случайной, а достигаемой намеренно), длительной и устойчивой.
Разумеется это состояние приятно. Но я бы не сказал что это "времяпрепровождение". Дело в том, что психика освободившись от тревожности и рекурсивности может воспринимать происходящее, наблюдаемое без привычных искажений того на что направлено внимание. И это и есть джханы. Особенно если есть глубина и устойчивость такого состояния, чтобы успеть запомнить и осознать.
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
При наличии загрязнений в джхану войти не получится, вопрос этот обсуждался неоднократно. Именно поэтому мирянину гораздо труднее войти в джхану, чем отшельнику. При вхождении в джхану загрязнения на время устранены.
Вот еще отрывок из Дерева Манго, который еще чуть проясняет viveka:
Цитата:
Вместо поиска переживаний, подверженных распаду и смерти, вам следует искать то, что не подвержено распаду и смерти. Ищите viveka. Ищите nibbāna. "Viveka, - сказал Будда, - это пустота от загрязнений". Чашка арахата пуста. Опустошение своей чашки от ее загрязнений и поиск пути для пересечения океана saṃsāra должно быть вашей главной заботой в жизни. Не samatha. Не vipassanā. Не jhāna. Прямо сейчас вы не можете выдержать пустоты ума. Вы не можете вытерпеть спокойствия ума. Реальная viveka - это ум свободный от жажды, самомнения и воззрений - это очень трудно принять большинству людей, будь они шри-ланкийцы или канадцы.
То есть речь идет о полном уничтожении загрязнений, а не о подавлении или временном преодолении. _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Возможно, не следует писать "арахаты". Или араханты или архаты.
"Арахат" без "н" - это моя калька с авторского "arahat". Насколько я понял, такое написание латиницей допустимо и достаточно широко распространено, наравне с "arahant" и санскритским "arhat". Почему так - не нашел.
Но именно латиницей, в отличие от других терминов в тексте перевода здесь, может и не встретиться, потому что зачастую его приходится склонять при переводе на русский, и здесь остается только два варианта: или транслитерировать на кириллицу, или оставлять "arahat" и добавлять к нему русские окончания через дефис - arahat-ы, arahat-ов, что на мой взгляд не лучший выход.
Насчет необходимости редукции "а" между "р" и "х" при склонении по числу - ничего не могу сказать, т.к. не знаю. Я просто склоняю исходное кириллическое "арахат". _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Рассматривает феномены, как чужое, отстранившись от них. Если вы что-то рассматриваете отстранённо, как чужое, то вряд ли это "что-то" причиняет вам беспокойство.
Беспокойство = без покоя.
Беспокойство - состояние, противоположное покою.
В сутте слово "покой" употребляется только по отношению к Ниббане. По отношению к джханам это слово не употребляется.
Рената, вы спорите с очевидным. Ну да ладно - дело ваше.
Вот уж эти русские переводы от SV и фантазии русскоговорящих буддистов основанные на них и на конструкциях русского языка
В оригинале в этой сутте (как и во многих других в "формуле" ниббаны)
А потом, убедившись, что его значение весьма далеко от "покой", как его перевел SV, можно поисследовать и помедитировать над значением второго выделенного слова в "формуле" ниббаны, и над тем какое отношение оно имеет к джханам _________________ Так я слышал
№534945Добавлено: Вт 07 Апр 20, 05:21 (5 лет тому назад)
Извините, я опять не по форме, а по сути.
Цитата:
До того, как чашка существовала, к ней нет никакой привязанности. Я и не жаждал эту чашку и не был к ней привязан, пока мысль о чашке не пришла мне в ум. Не было ни жажды ни какого-либо цепляния. В отношении конкретно этой чашки в моем уме не возникало ничего. Вот на что похожи характеристика избавления от страдания, nissaraṇa, и характеристика состояния ума при прекращении, nirodha. Что вы скажете тем, кто попросит вас объяснить избавление от страдания и nirodha?
Дэвид: Я расскажу им о их машине. Я спрошу, помнят ли они то время, когда были детьми и машины у них не было. В то время они не были к ней привязаны и вообще не имели каких-то проблем с машинами.
Если бы никто и никогда не создал машину, где была бы жажда? Где была бы привязанность?
Дэвид: Их бы не было.
Если что-то существует, то есть и страдание. Если ничего не существует, то это прекращение. Нет страдания. Если пять совокупностей существуют, то есть и привязанность к пяти совокупностям, а следовательно есть и страдание. Если ничего не существует, нет и страдания. Есть только прекращение, nirodha.
Так что надо прекратить? Чашку или привязанность к чашке? Машину или привязанность к машине?
Как по мне, в этом диалоге ошибочный посыл с обеих сторон. Вместо того, чтобы прекращать бхаву, прекращают скандхи! Разве у Будды не было тела и ума, с помощью которых он 40 лет проповедовал? Если бы он их "прекратил", то не было бы никакого буддизма. Но он прекратил не их, а жажду и привязанность к скандхам...
Здесь, по-моему, у обоих коллег какой-то сильный уклон в ту сторону, чтобы вообще ничего не существовало. И ниббана получается чем-то вроде выжженной пустыни.
Зачем делать машины (которыми, думаю, оба коллеги прекрасно пользуются)? Лучше сесть под деревом и представить, что никаких машин нет.))
№534948Добавлено: Вт 07 Апр 20, 05:44 (5 лет тому назад)
Цитата:
Дэвид: Я расскажу им о их машине. Я спрошу, помнят ли они то время, когда были детьми и машины у них не было. В то время они не были к ней привязаны и вообще не имели каких-то проблем с машинами.
Если бы никто и никогда не создал машину, где была бы жажда? Где была бы привязанность?
Дэвид, имхо, непростительно лажает, переводя все в материю и допуская время когда клеши\анушаи не было. Христианин-материалист эз ит из, винящий в своих проблемах других... Ну, не машина, а игрушечный грузовик... Детализация не важна, как и кто ее сделал. Косяк то всегда на субъективной стороне. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы