Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Пятый элемент))) в тибетских и санскритских источниках

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Гималайский буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

504131СообщениеДобавлено: Вт 17 Сен 19, 21:37 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пардон за палийский источник, но пускай будет для полноты картины:

"«Рахула, всё внутреннее, принадлежащее себе*, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием, то есть: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом земли. И внутренний и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу земли и делает ум беспристрастным по отношению к элементу земли.

Рахула, и что такое элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воды? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким и водянистым, удерживаемое цеплянием, то есть: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким, водянистым, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воды. И внутренний и внешний элементы воды – это просто лишь элемент воды. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воды и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воды.

Рахула, и что такое элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент огня? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием, то есть всё то, за счёт чего кто-либо согревается, стареет; всё употреблённое, и то, за счёт чего выпитое, съеденное, употреблённое, распробованное полностью переваривается; или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом огня. И внутренний и внешний элементы огня – это просто лишь элемент огня. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу огня и делает ум беспристрастным по отношению к элементу огня.

Рахула, и что такое элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воздуха? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием, то есть: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по всем членам тела, вдохи и выдохи, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воздуха. И внутренний и внешний элементы воздуха – это просто лишь элемент воздуха. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воздуха и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха.

И что такое элемент пространства? Элемент пространства может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент пространства? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся пространным и пространственным, удерживаемое цеплянием, то есть: ушные отверстия, ноздри, ротовая полость, и та [полость], куда проглатывается съеденное, выпитое, употреблённое, распробованное, и та [полость], где оно накапливается, и та [полость] снизу, откуда всё это выходит, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся пространным и пространственным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом пространства. И внутренний и внешний элементы пространства – это просто лишь элемент пространства. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу пространства и делает ум беспристрастным по отношению к элементу пространства."
МН 62

* похоже речь о саккая - личности с т.з. путхуджан, не видящих правильной мудростью.


Ответы на этот пост: crac333
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Tak
Гость


Откуда: Petrenko


504180СообщениеДобавлено: Ср 18 Сен 19, 02:04 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Йог пишет:
Так пишет:
Йог пишет:
Так пишет:
Там, в цитате, Бережной дал этимологию слова «акаша», а не разбор этого понятия.
Рудой же, вообще, акашу объяснял в кантовском стиле, как  «пространство психического опыта», т. е. как априорная предпосылка опыта.

Приставка "а" — частица отрицания.

К слову, в дзогчене опыт шаматхи (шине) без форм (объектов) — опыт акаши, которая соотносится с кадаг/кунжи. А шаматха с формами соотносится с пракашей, которую переводят как "ясность".
Там долгое «а», которое имеет другое значение.

А чем приставка с долгим "а" отличается от приставки "пра"?
Казалось бы, смысл совпадает, но приставка «пра» ближе к значению «слишком», «чрезмерный».
https://www.wisdomlib.org/definition/prakasha


Ответы на этот пост: Йог
Наверх
Йог
Гость


Откуда: Rostov-na-donu


504185СообщениеДобавлено: Ср 18 Сен 19, 02:54 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Йог пишет:
Так пишет:
Йог пишет:
Так пишет:
Там, в цитате, Бережной дал этимологию слова «акаша», а не разбор этого понятия.
Рудой же, вообще, акашу объяснял в кантовском стиле, как  «пространство психического опыта», т. е. как априорная предпосылка опыта.

Приставка "а" — частица отрицания.

К слову, в дзогчене опыт шаматхи (шине) без форм (объектов) — опыт акаши, которая соотносится с кадаг/кунжи. А шаматха с формами соотносится с пракашей, которую переводят как "ясность".
Там долгое «а», которое имеет другое значение.

А чем приставка с долгим "а" отличается от приставки "пра"?
Казалось бы, смысл совпадает, но приставка «пра» ближе к значению «слишком», «чрезмерный».
https://www.wisdomlib.org/definition/prakasha

Слишком и чрезмерный — это ведь "ат". Например, атман, атийога.
Наверх
crac333



Зарегистрирован: 16.04.2012
Суждений: 2316

504186СообщениеДобавлено: Ср 18 Сен 19, 02:59 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Пардон за палийский источник, но пускай будет для полноты картины:

"«Рахула, всё внутреннее, принадлежащее себе*, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием, то есть: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом земли. И внутренний и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу земли и делает ум беспристрастным по отношению к элементу земли.

Рахула, и что такое элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воды? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким и водянистым, удерживаемое цеплянием, то есть: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким, водянистым, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воды. И внутренний и внешний элементы воды – это просто лишь элемент воды. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воды и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воды.

Рахула, и что такое элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент огня? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием, то есть всё то, за счёт чего кто-либо согревается, стареет; всё употреблённое, и то, за счёт чего выпитое, съеденное, употреблённое, распробованное полностью переваривается; или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом огня. И внутренний и внешний элементы огня – это просто лишь элемент огня. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу огня и делает ум беспристрастным по отношению к элементу огня.

Рахула, и что такое элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воздуха? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием, то есть: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по всем членам тела, вдохи и выдохи, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воздуха. И внутренний и внешний элементы воздуха – это просто лишь элемент воздуха. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воздуха и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха.

И что такое элемент пространства? Элемент пространства может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент пространства? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся пространным и пространственным, удерживаемое цеплянием, то есть: ушные отверстия, ноздри, ротовая полость, и та [полость], куда проглатывается съеденное, выпитое, употреблённое, распробованное, и та [полость], где оно накапливается, и та [полость] снизу, откуда всё это выходит, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся пространным и пространственным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом пространства. И внутренний и внешний элементы пространства – это просто лишь элемент пространства. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу пространства и делает ум беспристрастным по отношению к элементу пространства."
МН 62

* похоже речь о саккая - личности с т.з. путхуджан, не видящих правильной мудростью.
Хорошая цитата, годная))) Спасибо))) И с возвращением, Леонид!!!)))
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Йог
Гость


Откуда: Rostov-na-donu


504187СообщениеДобавлено: Ср 18 Сен 19, 02:59 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Наверное, не "ат", а "ати". В слове атман, скорее всего, эта приставка в сокращённом виде.
Наверх
bhutapancaka



Зарегистрирован: 10.10.2019
Суждений: 3
Откуда: Москва

508863СообщениеДобавлено: Пт 11 Окт 19, 19:57 (5 лет тому назад)    Re: Пятый элемент))) в тибетских и санскритских источниках Ответ с цитатой

crac333 пишет:
Столкнулся на днях с полным непониманием индийцами трактовки акаша махабхута как пространства(я попытался использовать слово space.. Возможно, что ошибочно) в общем и целом оне имеют тенденцию переводить это понятие даже не как эфир(что встречается в неоиндуистских книжках на русском языке) а просто как sky... Небо....
В этой связи хотелось бы классического нашего родного))) буддийского определения этого элемента на санскрите или хотя бы на тибетской, желательно с переводом на русский или английский.
Может кто знает где взять...
Заранее благодарю.

Трактовка  акаша махабхута как и других махабхут у индийцев может быть разная. Перевод же -пространство, небо.
В тантре махабхуты в зависимости от уровня практики имеют иное значение. Так акаша тождественна kshir sagar (молочный океан).Сущность этого океана амрта она же сома,она же мадья (вино). В этом смысле у буддийских тантриков акашадхату тождествена кхадхату.

_________________
kama eva praninam karanam.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Гималайский буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.276) u0.014 s0.000, 18 0.017 [249/0]