Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Назначение четырех рупа-джхан


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Яреб



Зарегистрирован: 11.05.2017
Суждений: 1213
Откуда: Беларусь

476926СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 00:42 (6 лет тому назад)    Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Каково конкретное назначение каждой из четырех рупа-джхан в рамках 8БП: о чем в них необходимо памятовать, на что направлять ум, что различать, устранять и взращивать?
_________________
Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.


Ответы на этот пост: Рената, Дхаммавадин, Amicum
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

476933СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 01:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Наблюдайте санкхары, возникновение и прекращение
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

476950СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 09:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Повсюду трилакшана является базовой.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената
Гость





476952СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 10:08 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Яреб пишет:
Каково конкретное назначение каждой из четырех рупа-джхан в рамках 8БП: о чем в них необходимо памятовать, на что направлять ум, что различать, устранять и взращивать?
Насколько я понимаю, чувства и ощущения достаточно быстро трансформируются в дыхание (МН118 "дыхание является телом среди тел, ощущением среди ощущений"), других ощущений, помимо дыхания, нет. Ум, утихая, становится виден как нимитта. То, что нимитта подвижна (меняет яркость и размер) на данном уровне отражает ход мыслей (мыслей в обычном понимании нет). Соответственно, если были какие-то вопросы, то при наблюдении за нимиттой (нашими мыслями) они разрешаются. Если в повседневной жизни ум в основном был направлен на изучение Дхаммы, то получая ответы на вопросы практик взращивает мудрость.
Наверх
Дхаммавадин
Гость





476956СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 13:18 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Яреб пишет:
Каково конкретное назначение каждой из четырех рупа-джхан в рамках 8БП: о чем в них необходимо памятовать, на что направлять ум, что различать, устранять и взращивать?

40 объектов памятования, для развития саматхи, описаны в Висуддхимагге, на выбранную опору в первую очередь и направляется ум, далее по классике на нимитту с которой входят в джхану, различают и устраняют пять помех, взращивают джхановые факторы. Сосредоточение в саматхе развивают для приятного пребывания или развития иддхи после освоения четвертой джханы или последующей практики развития випассаны.


Ответы на этот пост: Рената, Рената Скот
Наверх
Рената
Гость





476959СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 14:01 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Дхаммавадин пишет:
Сосредоточение в саматхе развивают для приятного пребывания или развития иддхи после освоения четвертой джханы или последующей практики развития випассаны.
А про АН 5.28 что скажете (там про пятифакторную джхану)?

Ответы на этот пост: Дхаммавадин
Наверх
Дхаммавадин
Гость





476965СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 14:45 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Рената пишет:
Дхаммавадин пишет:
Сосредоточение в саматхе развивают для приятного пребывания или развития иддхи после освоения четвертой джханы или последующей практики развития випассаны.
А про АН 5.28 что скажете (там про пятифакторную джхану)?

Что я должен сказать про ан 5.28?
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

476995СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 20:27 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Дхаммавадин пишет:
Сосредоточение в саматхе развивают для приятного пребывания или развития иддхи после освоения четвертой джханы или последующей практики развития випассаны.
В АН 5.28 ничего не говорится о некой специальной "последующей практике развития випассаны". В этой сутте, после классического описания четырех джхан, следует описание вхождения в пятый фактор сосредоточения, а затем говорится следующее: "Когда, монахи, благородное пятифакторное правильное сосредоточение было развито и взращено таким образом, то тогда, поскольку есть подходящее основание, монах способен реализовать любое состояние, осуществляемое прямым знанием, к которому он бы направил ум. ...Если он пожелает: "Пусть за счет уничтожения пятен, в этой самой жизни я войду и буду пребывать в незапятнанном освобождении ума, ОСВОБОЖДЕНИИ МУДРОСТЬЮ, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания" - он способен реализовать это, ведь для этого есть подходящее основание". И ни слова ни о каких "последующих практиках развития випассаны".

Ответы на этот пост: Дхаммавадин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дхаммавадин
Гость





477007СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 22:07 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Дхаммавадин пишет:
Сосредоточение в саматхе развивают для приятного пребывания или развития иддхи после освоения четвертой джханы или последующей практики развития випассаны.
В АН 5.28 ничего не говорится о некой специальной "последующей практике развития випассаны". В этой сутте, после классического описания четырех джхан, следует описание вхождения в пятый фактор сосредоточения, а затем говорится следующее: "Когда, монахи, благородное пятифакторное правильное сосредоточение было развито и взращено таким образом, то тогда, поскольку есть подходящее основание, монах способен реализовать любое состояние, осуществляемое прямым знанием, к которому он бы направил ум. ...Если он пожелает: "Пусть за счет уничтожения пятен, в этой самой жизни я войду и буду пребывать в незапятнанном освобождении ума, ОСВОБОЖДЕНИИ МУДРОСТЬЮ, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания" - он способен реализовать это, ведь для этого есть подходящее основание". И ни слова ни о каких "последующих практиках развития випассаны".

Пятый "фактор" в этой сутте - развитие привычки входить в четыре джханы с выбранным объектом, когда нимитта хорошо познана со всех сторон, в том числе и через мудрость, мудрость развивается через видение-как-есть (випассана), как развивать випассану через распознавание умственных факторов и их характеристик в джхане, описано в Джхана сутте.
Потому со всеми перечисленными "факторами", есть подходящее основание для развития шести сверхспособностей - абхиннья, одна из которых -асаваккхайя ( прямое знание уничтожения килес, освобождение мудростью).


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

477018СообщениеДобавлено: Чт 04 Апр 19, 22:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вопрос о назначении дхьян - это вопрос о ярлыке, который ум, привыкший всё уютно систематизировать по привычным полочкам, пытается искать, чтобы остаться в привычных, но неправильных с буддийской точки зрения субъектно-объектных схемах (нет этого в буддизме*); идеях достижения, идеях неких субстанций, которыми (или над которыми) производятся действия. Идеях технологии, которую гарантированно можно воспроизвести, соблюдя перечень условий. Вся "технологичность" - уровня «может случиться».
_
Дхьяна - атрибут мыследеятельности, связанной с прекращением (невозникновением) превратных представлений, прежде всего, о себе - как о независимой от внешних (по отношению к чему? - к сознанию «Я» ~пространство, к моменту «сейчас» ~время) условий; о себе - в субъектно\объектном отношении.
Или так:
Дхьяна - атрибут мыследеятельности, связанной с прекращением (невозникновением) ЛЮБОЙ самоидентификации (нирасмита-самапатти).
_
* «Нет этого в буддизме» - не означает отрицание. Это значит не-рассмотрение по причине <не выявлено>.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





477076СообщениеДобавлено: Пт 05 Апр 19, 10:28 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Дхаммавадин пишет:

Пятый "фактор" в этой сутте - развитие привычки входить в четыре джханы с выбранным объектом, когда нимитта хорошо познана со всех сторон, в том числе и через мудрость, мудрость развивается через видение-как-есть (випассана), как развивать випассану через распознавание умственных факторов и их характеристик в джхане, описано в Джхана сутте.
Потому со всеми перечисленными "факторами", есть подходящее основание для развития шести сверхспособностей - абхиннья, одна из которых -асаваккхайя ( прямое знание уничтожения килес, освобождение мудростью).
Спасибо. По суттам, в т.ч. по упомянутой вами Джхана сутте, складывается впечатление, что практика випассаны - это направление очищенного джханами ума на суть Учения.
Наверх
Amicum



Зарегистрирован: 30.05.2018
Суждений: 81

477092СообщениеДобавлено: Пт 05 Апр 19, 22:34 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Яреб пишет:
Каково конкретное назначение каждой из четырех рупа-джхан в рамках 8БП: о чем в них необходимо памятовать, на что направлять ум, что различать, устранять и взращивать?
Рупа-джханы всё же не являются инструментом практики, чтобы иметь конкретное назначение в рамках 8БП.

Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
MeERROR



Зарегистрирован: 15.08.2016
Суждений: 398
Откуда: Отсюда

477106СообщениеДобавлено: Сб 06 Апр 19, 10:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В рамках Eightfolded path это SammaSamadhi и направление ума на сам Eightfolded path и каждый его аспект.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

477120СообщениеДобавлено: Сб 06 Апр 19, 15:23 (6 лет тому назад)    Re: Назначение четырех рупа-джхан Ответ с цитатой

Amicum пишет:

Рупа-джханы всё же не являются инструментом практики, чтобы иметь конкретное назначение в рамках 8БП.
Чем же, если не инструментом для развития мудрости, они являются?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.036 (0.555) u0.021 s0.000, 18 0.016 [264/0]