№449586Добавлено: Пт 02 Ноя 18, 03:51 (6 лет тому назад)
Согласно Комментарию - это различные медитативные умения. Так, первое умение трактуется как достижение четырёх джхан на цветной тотальности (касине), взятой из своего тела. Второе умение трактуется также, но касина взята из внешнего предмета. Третье умение трактуется как либо достижение джхан на очень красивой и чистой цветной касине, либо на брахмавихарах. Последующие четыре умения – это достижение четырёх бесформенных сфер (арупа-джхан), а последнее – это достижение прекращения восприятия и чувствования (ниродха-самапатти).
Также встречал вариант, что речь идет о 2,3 и 4 джхане. То, что дальше речь идет о бесформенных сферах и НС - понятно.
На мой взгляд, в первых трех случаях речь идет об умении управлять восприятием и вниманием в джханах. Когда происходит овладевание определенным диапазоном, происходит прорыв в умении.
“Possessed of form, one sees forms. This is the first emancipation.
“Not percipient of form internally, one sees forms externally. This is the second emancipation.
“One is intent only on the beautiful. This is the third emancipation.”
— DN 15
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.15.0.than.html
These are not descriptions of the four jhanas, for they contain no mention of the jhana factors. Their emphasis is on what one sees, which means that they are types of meditative visionary experiences. The mere fact that they can lead to the formless attainments does not make them equivalent to the jhanas. They simply provide an alternative route to the formless attainments. In fact, the existence of this alternative route may explain why the Buddha, prior to his awakening, was able to reach the formless attainments when studying under Alara Kalama and Uddaka Ramaputta, without at the same time passing through the four jhanas. So to say that an arahant doesn’t touch these emancipations with his/her body doesn’t mean that he/she has not attained any of the four jhanas.
Татхагата понимает в соответствии с действительностью загрязнение, очищение и выход [к более высокому состоянию] в отношении джхан, освобождений, сосредоточений и медитативных достижений
освобождений - вимоккха
Я не видел, чтобы кто-то из тхеравадинов писал на эту тему, но у тибетцев в литературе продвинутого уровня рассматриваются "загрязненные" дхьяны. Освобождениям приписываются очищающие функции.
С вимоккхами ещё связаны касина аятаны (санскр. критснаятаны) и абхибхваятаны.
Татхагата понимает в соответствии с действительностью загрязнение, очищение и выход [к более высокому состоянию] в отношении джхан, освобождений, сосредоточений и медитативных достижений
Есть классификация по освобождениям от конкретных явлений, например, освобождение от жажды чувственных удовольствий, при достижении первой джханы, освобождение он недоброжелательности - при безмерном развитии доброты и т.д.
Или например два вида освобождения: освобождение мудростью, и освобождение в обоих отношениях, для Арахантов.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы