Ум человека рассеян на множество параллельных мыслепотоков. Это сравнимо как если бы в голове звучат сразу сотня радиостанций.
Но человек привык к этому состоянию, оно хоть и жутко давит на психику и ум, но уже стало естественным явлением и не замечается.
Нами из этого хаоса мысле-потоков выделяется несколько тех на которые мы явно направляем внимание.
Чтобы достичь самадхи, нужно полностью внимание сосредоточить на одной мысле-направлении. Например смотреть в центр пустоты перед собой без отвлечения на что бы то ни было.
Тогда ум снова собирается и пробуждается, и радиостанции выключаются. Наступает полный покой, ясность и собранность ума.
Но способность осмысливать реальность, восприятия и т.п. никуда не пропадают
Как ни странно, с этим соглашусь. _________________ Границы мира - это границы языка
Остановка мыслей действительно происходит и это очень хорошее состояние, если оно возникает. Но я бы никак не сравнил это состояние с состоянием овоща.
а в чём разница?
Покой может сопровождаться ощущением пустоты, которая может казаться уму чем-то тусклым ("состояние овоща"), но в эту же пустоту может войти, заполнив ее, и нечто более высокое. Например, радость божественного присутствия, и.т.д и т.п. И пока не установлен покой и не пройдено это состояние пустоты, то эти вещи не могут прийти или не могут прийти устойчиво, так как ум обращается во вне и к привычному "пережевыванию" мыслей.
Сначала пустота, потом радость божественного присутствия, или наоборот?
Чтобы достичь самадхи, нужно полностью внимание сосредоточить на одной мысле-направлении. Например смотреть в центр пустоты перед собой без отвлечения на что бы то ни было.
Тогда ум снова собирается и пробуждается, и радиостанции выключаются. Наступает полный покой, ясность и собранность ума.
Но способность осмысливать реальность, восприятия и т.п. никуда не пропадают
А что это за одна мысль, на которой вы обычно медитируете? И как долго у вас получается удерживать ее, не отвлекаясь?
Чтобы достичь самадхи, нужно полностью внимание сосредоточить на одной мысле-направлении. Например смотреть в центр пустоты перед собой без отвлечения на что бы то ни было.
Тогда ум снова собирается и пробуждается, и радиостанции выключаются. Наступает полный покой, ясность и собранность ума.
Но способность осмысливать реальность, восприятия и т.п. никуда не пропадают
А что это за одна мысль, на которой вы обычно медитируете? И как долго у вас получается удерживать ее, не отвлекаясь?
Вы здесь цитируете как мои слова то, что моими словами не является. Я согласился с содержанием написанного - но это не значит, что я бы сам сформулировал это точно также. А сам бы я написал (точнее говоря - "написал", без "бы") несколько иначе. Например, так:
"...по сопротивлению, которое они оказывают концентрации внимания, мы распознаём ... препятствия, понимаем их безличную, обусловленную природу, и возвращаемся к наблюдению вдохов и выдохов. Повторяя это раз, два, три, десять, и так далее – мы взращиваем и укрепляем отстраненность от препятствий. Они ещё продолжают возникать – но укрепившееся понимание их обусловленности и безличности создаёт в психике некий, если можно так выразиться, «остров покоя». Какая-то часть ума уже не поддаётся им, а просто наблюдает их возникновение – и их последующее ослабление и исчезновение, когда внимание от них отвлекается. Это новое качество – качество собранности, качество свободы от пяти препятствий, может быть ещё слабым. Но если оно уже заметно, если оно уже проявляется, его проявление вызывает радость. Сначала лёгкую, как бы слегка удивленную и неуверенную. Но затем, по мере продолжения тренировки, радость делается всеобъемлющей, и ощущается даже физически. Нельзя сказать, что внешние раздражители, телесные ощущения, мысли и образы вообще перестают восприниматься. Нельзя даже сказать, что они совершенно перестают вызывать влечение (алчность) или отторжение (раздражение, недовольство). Склонность ума соскользнуть к апатии, или, наоборот, сделаться беспокойным, или продуцировать сожаления и колебания, тоже продолжает присутствовать – это заметно. Но всё это как бы заглушается, на какое-то время, всеобъемлющей радостью. И, поскольку препятствия заглушены, переживается блаженное чувство покоя и невозмутимости". _________________ Границы мира - это границы языка
№447190Добавлено: Пн 22 Окт 18, 12:18 (6 лет тому назад)
Можно сформулировать вопрос и иначе: в состоянии мышления покой ума есть?
Есть! Только его там непросто найти. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 22 Окт 18, 12:39), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Won Soeng
Чтобы достичь самадхи, нужно полностью внимание сосредоточить на одной мысле-направлении. Например смотреть в центр пустоты перед собой без отвлечения на что бы то ни было.
Тогда ум снова собирается и пробуждается, и радиостанции выключаются. Наступает полный покой, ясность и собранность ума.
Но способность осмысливать реальность, восприятия и т.п. никуда не пропадают
А что это за одна мысль, на которой вы обычно медитируете? И как долго у вас получается удерживать ее, не отвлекаясь?
Вы здесь цитируете как мои слова то, что моими словами не является. Я согласился с содержанием написанного - но это не значит, что я бы сам сформулировал это точно также. А сам бы я написал (точнее говоря - "написал", без "бы") несколько иначе. Например, так:
"...по сопротивлению, которое они оказывают концентрации внимания, мы распознаём ... препятствия, понимаем их безличную, обусловленную природу, и возвращаемся к наблюдению вдохов и выдохов. Повторяя это раз, два, три, десять, и так далее – мы взращиваем и укрепляем отстраненность от препятствий. Они ещё продолжают возникать – но укрепившееся понимание их обусловленности и безличности создаёт в психике некий, если можно так выразиться, «остров покоя». Какая-то часть ума уже не поддаётся им, а просто наблюдает их возникновение – и их последующее ослабление и исчезновение, когда внимание от них отвлекается. Это новое качество – качество собранности, качество свободы от пяти препятствий, может быть ещё слабым. Но если оно уже заметно, если оно уже проявляется, его проявление вызывает радость. Сначала лёгкую, как бы слегка удивленную и неуверенную. Но затем, по мере продолжения тренировки, радость делается всеобъемлющей, и ощущается даже физически. Нельзя сказать, что внешние раздражители, телесные ощущения, мысли и образы вообще перестают восприниматься. Нельзя даже сказать, что они совершенно перестают вызывать влечение (алчность) или отторжение (раздражение, недовольство). Склонность ума соскользнуть к апатии, или, наоборот, сделаться беспокойным, или продуцировать сожаления и колебания, тоже продолжает присутствовать – это заметно. Но всё это как бы заглушается, на какое-то время, всеобъемлющей радостью. И, поскольку препятствия заглушены, переживается блаженное чувство покоя и невозмутимости".
Наверно Сеня имел в виду, что способность осмысливать реальность, восприятия и т.п. - никуда не пропадают в джханах, а не в слабом самадхи. Просто как я понимаю, некоторые люди считают, что в джхане невозможно мыслить, и видно представляют себе джхану как некий параличный ступор, а джхану с мыслями считают слабой джханой. Но на самом деле в настоящей джхане просто настолько мощный ум, что он способен мыслить и воспринимать переживая при этом факторы джханы с невероятной интенсивностью.
Можно сформулировать вопрос и иначе: в состоянии мышления покой ума есть?
Есть! Только его там непросто найти.
Сложности надуманы.
Покой не противостоит мышлению. В любом мышлении есть покой. С прекращением мышления покой обнажается, но он не возникает и не прекращается. Мышление не важно. Если покой уже распознан, он сияет словно солнце, освещая все вокруг. Пока покой еще не распознан ум мечется среди теней и бликов, отыскивая сияние в отражениях солнца в разных вещах, полагая, что они обладают сиянием.
Найти покой не сложно. Сложно обнаружить неведение, которое бежит от покоя, стыдится его, тревожится, разыскивая достигаемое счастье, разыскивая убежище от страданий, которое зависит от усилий, от умений, от условий.
Каждый человек легко может распознать покой. Но заблуждения, бесчисленные заблуждения заставляют считать покой - ошибкой. Заставляют считать покой - усталостью, бессилием, ленью, апатией. Нужно научиться распознавать покой от разных обусловленных состояний ума. Сначала это кажется странным. Потом простым. Потом невозможным. Потом удивительным. И однажды покой становится совершенно ясен и незамутнен ничем созданным умом. В любой момент деятельность ума не смешивается с этим безусловным покоем. И пребывание в покое оказывается так же просто, как перевести взгляд с левой стороны экрана на правую. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Можно сформулировать вопрос и иначе: в состоянии мышления покой ума есть?
Есть! Только его там непросто найти.
Сложности надуманы.
Конечно, надуманы )))
Только ум, свободный от омрачений, не надумывает того, чего нет. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Остановка мыслей действительно происходит и это очень хорошее состояние, если оно возникает. Но я бы никак не сравнил это состояние с состоянием овоща.
а в чём разница?
Покой может сопровождаться ощущением пустоты, которая может казаться уму чем-то тусклым ("состояние овоща"), но в эту же пустоту может войти, заполнив ее, и нечто более высокое. Например, радость божественного присутствия, и.т.д и т.п. И пока не установлен покой и не пройдено это состояние пустоты, то эти вещи не могут прийти или не могут прийти устойчиво, так как ум обращается во вне и к привычному "пережевыванию" мыслей.
Сначала пустота, потом радость божественного присутствия, или наоборот?
В опыте это может ощущаться по разному и так и так, но по сути божественное присутствие всегда готово наполнить человека, если есть в нем готовность к восприятию. Но если он наполнен действиями низшей пракрити (в том числе и обычными мыслями), то ей сложно войти в своей чистоте. Поэтому если есть способность достичь абсолютного покоя от движений низшей природы, то это будет плюсом. Но работа высшей природы начинается, конечно, раньше чем достигнут абсолютный покой, как правило достаточно некоторого спокойствия. При этом будет некоторое смешанный и несовершенный результат, который постепенно будет прогрессировать в своем качестве. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Чтобы достичь самадхи, нужно полностью внимание сосредоточить на одной мысле-направлении. Например смотреть в центр пустоты перед собой без отвлечения на что бы то ни было.
Тогда ум снова собирается и пробуждается, и радиостанции выключаются. Наступает полный покой, ясность и собранность ума.
Но способность осмысливать реальность, восприятия и т.п. никуда не пропадают
А что это за одна мысль, на которой вы обычно медитируете? И как долго у вас получается удерживать ее, не отвлекаясь?
Этот вопрос затрагивает ещё более интересную тему: "Что можно считать за мысль?"
Обычно мы подразумеваем под мыслями некую проговариваемость в уме событий, диалогов на человеческом языке(в зависимости от страны).
Но всё намного тоньше и глубже.
Любое осознанное внимание на объекте восприятия уже является мыслью, даже если внутренний диалог остановлен и поток мыслей и отвлекающих идей не беспокоят.
Лично я практикую разные методы развития сосредоточенности ума, они развивают ум более равномерно.
Первый метод это повторение в уме мантры, чтобы успокоить ум, и подготовить его к более тонкой настройки.
Можно ограничится только мантрой, но у такой медитации есть предел достижения. Тишина ума наступившая при таком методе, будет восприниматься как окончательное просветление(пробуждения) или состояние меня-нет, не-ум, не-эго, я -умер..
Но есть ещё более тонкая работа с умом, это развитие прямого восприятия ума которое не опирается на телесные чувства.
Это медитация на развитие видящего и слышащего ума. Внутренний свет и звук. Т.е. прямое восприятие.
Например если смотреть перед собой в темноту в область межбровья, то пробивается свет разного вида. Здесь предельное сосредоточение вызовет эффект стереоскопического зрения, как будто зришь в пространство через фокусирующую линзу, и чем выше концентрация тем линза всё более фокусируется в одной точке. Это тоже мысль, но без слов. Осознанность, ясность и бодрствование ума начинают резко возрастать.
В конце концов в пространстве нашего измерения-восприятия мира возникает разрыв. Это открываются врата Брахмы. Наше я ощущается как пылинка которую втягивает и засасывает воронка сверх-сознания с шумом ветра и трепетом. Это именно тот момент когда ум пробуждается по настоящему со всей его силой в другом измерении сознания. Вот это я и называю самадхи отсутствия всего, выход за пределы человеческих органов чувств и чакр.
Это выход на прямое восприятие ума без тела. Но так как ум еще не привык зреть реальность на прямую как она есть, то глаз ума закрыт и некто ошибочно интерпретировал это состояние "отсутствие всего" как нирвану и что так выглядит высшая реальность.
Далее этих практиков которые ошибочно интерпретировали свое состояние как высшее, еще больше исказили чисто интеллектуальными домыслами, что мол там невозможна любая мысль и восприятие. Отсюда развилось направление нигилизма.
Мой основной месседж в этой теме про то, что восприятие в самадхи является сверх-мощным и сверх-осознанным. А любое осознанное восприятие это уже мысль т.к. через неё познается реальность того где находишься. Даже само осознание высшего покоя это уже мысль, и можно на этом акцентировать внимание если захочется. Свобода воли не исчезает. Можно пробовать напрячь божественное ухо, чтобы услышать Звук из реальности, или божественный глаз, чтобы увидеть реальность и выйти по другую сторону Великой Пустоты, т.е. в высшую реальность(родиться из лона богини Праджняпарамиты).
Где Великая Пустота это лоно богини, рождающее будд.
№447417Добавлено: Вт 23 Окт 18, 20:04 (6 лет тому назад)
Сеня, полностью согласна с вами в том, что свет это и есть наш ум, а колебания света это наши мысли, просто и то и другое иначе выглядит. По поводу "врат Брахмы" и прочих удивительных вещей, от которых слетают тапки, я вам скажу так (и спасибо уважаемым форумчанам, что у них хватило терпения тыкать меня лицом в сутты): в суттах этого нет. Никаких засасывающих воронок быть не должно, медитирующий постоянно осознан. Видите свет и его колебания - наблюдайте свет и колебания (наблюдайте ум) и никуда не засасывайтесь.
Сеня, полностью согласна с вами в том, что свет это и есть наш ум, а колебания света это наши мысли, просто и то и другое иначе выглядит. По поводу "врат Брахмы" и прочих удивительных вещей, от которых слетают тапки, я вам скажу так (и спасибо уважаемым форумчанам, что у них хватило терпения тыкать меня лицом в сутты): в суттах этого нет. Никаких засасывающих воронок быть не должно, медитирующий постоянно осознан. Видите свет и его колебания - наблюдайте свет и колебания (наблюдайте ум) и никуда не засасывайтесь.
Почему именно свет и есть наш ум? Почему не звук, или другое восприятие?
Сам процесс входа в бесформенную сферу Ничто - это уже само по себе удивительная вещь. В сутрах больше говорится о существовании таких сфер(состояний), а сам вход это уже детали, которые опускаются.
Вот если Вы поищите детали и какой практикой достигается вход в эти состояния тогда можно будет игнорировать или опровергнуть мою детализацию описания.
Буддизм зачастую упрощен до общих формул "быть здесь и сейчас", "быть осознанным" и т.п. В такой философской конструкции нет места для Великой Пустоты. Это будет считаться лишним, ложным, надуманной мистификацией.
Почему именно свет и есть наш ум? Почему не звук, или другое восприятие?
Потому что люди, которые подолгу сидят в медитации, обычно начинают видеть свет, а не слышать звуки.
Свет – это просто ощущение, которое, как и любое другое ощущение является проявлением психической активности. И звуки конечно тоже можно услышать, и эта способность к слышанью звуков должна присутствовать во всех первых четырёх джханах, как я понимаю.
«В мире форм существа имеют тонкое материальное тело, они видят и слышат, однако не переживают ощущений 5 чувственных опор. Их ум непрерывно пребывает в блаженстве, соответствующему той или иной рупа-джхане.» (http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/worlds.htm)
№447606Добавлено: Ср 24 Окт 18, 13:30 (6 лет тому назад)
Свет в высокой медитации не виден. Он просто сущ, присутственен во всём, ясен и имеет качественность высшей позитивности бессмертности, приветливости и некого безначального счастья и всеисполненности.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы