Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
№625250Добавлено: Пт 21 Апр 23, 14:24 (2 года тому назад)Вопросы по четасикам.
Коллеги, хотелось бы в этой тема обсуждать вопросы по четасикам. Может быть кто-то сможет дать свои пояснения.
Начну с пхассы - как с первой универсальной.
Итак, в комментария к Сангахе пишут, что
Цитата:
В терминах четырёхкратного способа определения, используемого в палийских комментариях, контакт имеет характеристику касания. Его функция – столкновение, так как он заставляет столкнуться сознание и объект. Его проявление – совпадение сознания, управляющей сенсорной способности и объекта. Его непосредственная причина – объектное поле, попавшее в фокус.
В одном англоязычном источнике со ссылкой на The Atthasalini (Expositor, Part IV, chapter I, 108) states about contact:
Цитата:
Contact means "it touches" It has touching as its salient
characteristic, impact as its function, "coinciding" (of the physical
base, object and consciousness) as its manifestation, and the object
which has entered the avenue (of awareness) as proximate cause .
И здесь меня интересует вопрос столкновения (impact). Получается, что определяется пхасса не просто как совозникающее явление, но как активная сила, которая
Цитата:
заставляет столкнуться сознание и объект ?
И здесь уже непонятно как и по каким критерием пхасса "заставляет сознание"?
В английской версии несколько мягче написано - не заставляет, а содействует сознанию:
Цитата:
Impact is the function of phassa in the sense that it assists the citta so that it can cognize the object.
А так ли это? Играет ли пхасса активную роль, или как я себе представляю, контакт - это устойчивое различение чего-то в объектном поле восприятия? И здесь все же активную роль играет объект, который силой воздействия на сенсоры и мозг, обуславливает контакт сознания с ним, а пхасса просто фиксирует совпадение сознания и объекта?
№625259Добавлено: Пт 21 Апр 23, 18:52 (2 года тому назад)
Твик
Цитата:
И здесь меня интересует вопрос столкновения (impact). Получается, что определяется пхасса не просто как совозникающее явление, но как активная сила, которая
И здесь меня интересует вопрос столкновения (impact). Получается, что определяется пхасса не просто как совозникающее явление, но как активная сила, которая
Нет, пхасса пассивна, она констатирует факт
Да, я тоже так же думаю. Просто показалось странным, что переводчик на русский язык фактически обозначил пхассу активной силой. Вроде Евгений Гаврилов везде в сети позиционируется как бывший монах и знаток Абхидхармы. И здесь на форуме его zoom семинары рекламировали. Может конечно редактор накосячила, а он не поправил.
№625306Добавлено: Сб 22 Апр 23, 19:28 (2 года тому назад)
Не знаю, поможет ли это в данном вопросе, но я когда-то запомнил, что в древнеиндийском представлении сознание как бы протягивает себя и схватывает объект, касается его, сами же объекты «пассивны». В европейском представлении наоборот сознание пассивно и лишь «отражает», но никуда не тянется. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№625308Добавлено: Сб 22 Апр 23, 19:45 (2 года тому назад)
Мне вообще абхидхармическая модель нравится все меньше, как и всякая модель.
Модель, она как бы нужна для общения, больше ни для чего. Тебе самому и так все понятно.
Всё эти читты и четасики - лишнее, ненужные костыли, концептуальности. Параматтхи - тоже концепции, не более того.
Писать здесь об этом - тоже лишнее. Инерция
Мне вообще абхидхармическом модель нравится все меньше, как и всякая модель.
Модель, она как бы нужна для общения, больше ни для чего. Тебе самому и так все понятно.
Постулируете некое "понимание без модели"? Засос готовых представлений в голову из эфира? _________________ Буддизм чистой воды
№625323Добавлено: Сб 22 Апр 23, 22:05 (2 года тому назад)
Цитата:
Животное можно представить себе разъяренным, робким, печальным, радостным, испуганным. А надеющимся? Почему же нет?
Собака уверена, что ее хозяин у дверей. Но может ли она также быть уверена, что ее хозяин придет послезавтра? И чего она не может делать? Как же тогда я делаю это? Что следует ответить на это?
Надеяться может только тот, кто может говорить? Только тот, кто овладел употреблением языка. То есть проявления надежды модификации этой усложненной жизненной формы. (Если понятие ориентировано на характер человеческого почерка, то оно неприменимо к существу, которое не пишет.)
Играет ли пхасса активную роль, или как я себе представляю, контакт - это устойчивое различение чего-то в объектном поле восприятия? И здесь все же активную роль играет объект, который силой воздействия на сенсоры и мозг, обуславливает контакт сознания с ним, а пхасса просто фиксирует совпадение сознания и объекта?
По-моему, пхасса играет роль фильтра, позволяющего сознанию узнать (вспомнить?) объект. Напрашивается аналогия с моментом зачатия. Почему яцеклетка из миллиардов сперматозоидов "выбирает" один? Карма... _________________ Сестра наша - жизнь - всех сведёт в планетарий.
Кн.Ю.М.
№625329Добавлено: Вс 23 Апр 23, 09:43 (2 года тому назад)
Контакт ума с мыслями по природе таков же, как контакт слуха со звуками или глаза с цветными формами.
Четасики необходимо исследовать, распознавая их. Это не то же самое, что запоминать или повторять слова о четасиках.
Разумеется, четасики воспринимаются прямо, независимо от знания их названий.
Матрики только организовывают исследование, помогают это исследование сделать более плодотворным, полномасштабным, без упущений.
Начинайте с памятования тела, чувств и ума. Развивая различение феноменов способность различения отдельных качеств ума будет подготовлена.
Тогда абхидхарма - просто учебник практического выполнения упражнений по четвертой основе памятования. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы