Теософы фактически есть создатели современной Тхеравады - без них ее в таком виде, как сейчас, не было бы. Как минимум, стоит проявлять уважение к тем людям.
В каком смысле? Если не сложно
В том смысле, что членытеософского общества были спонсорами и сподвижниками возрождения тхеравады.
Они поддерживали не только тхеравадинов. Их идея была в создании единой мега-религии. Эту же идею пытался реализовать Гхош Ауробиндо в своей "Интегральной Йоге". Всё это было своего рода модным трендом, в котором засветились многие пытливые умы тех поколений, а коммунистический интернационал, национал-социализм и японская идея объединения мира в одном государстве были его другой, более серьёзной и опасной стороной.
Интересно, насколько это повлияло на умеренное воззрение современной тхеравады? Ведь теософам радикальная, всецело отрешенческая тхеравада была ни к чему. Теософы — это криптополитическая организация, которой нужны были активные, промирски настроенные сочувствующие. И это символично, что главным ответственным за возрождение был анагарика, а не какой-то аскет.
Анагарика был пламенным националистом, активность которого носила антиколониальный характер. Буддизм (да ещё в замесе с марксизмом) был для него частью патриотической идеи - точно так же, как сейчас христианская ортодоксия для русских националистов. Собственно, последователи идей Анагарики и затеяли ту затяжную войну с тамилами.
Зачем это всё было нужно теософам? Я думаю, вот этого самого им как раз не нужно было... Им нужно было мировое господство, а это всё мелочи.
Мир политиканов — игра с огнём. В нём почти все используют друг друга для самоутверждения. «Звезда Востока» Кришнамурти тоже до поры до времени был как бы ведомым, а когда взял всё, что было можно взять у теософов, с шумом разорвал с ними союз и отправился в собственное плавание.
№436860Добавлено: Сб 18 Авг 18, 15:17 (6 лет тому назад)
Кришнамурти был лоялен своим благодетелям.
When Mrs Radha Burnier became President of the Theosophical Society in 1980, Krishnamurti began to visit Adyar, where he had spent many memorable years. Four and a half decades had passed before that day on 3 November 1980 when he again visited the Headquarters of the Theosophical Society, where he was warmly welcomed. He walked through the grounds to the Adyar beach followed by a throng of people. Again in December during the Theosophical Convention he met the delegates, and visited Dr Besant’s room and the apartment she had built for him. In the following years, Krishnamurti regularly visited Adyar whenever he was in Chennai and took a walk on the beach. During the last years of his life, he was often heard speaking about Annie Besant’s greatness, love and understanding.
Кришнамурти был лоялен своим благодетелям.
When Mrs Radha Burnier became President of the Theosophical Society in 1980, Krishnamurti began to visit Adyar, where he had spent many memorable years. Four and a half decades had passed before that day on 3 November 1980 when he again visited the Headquarters of the Theosophical Society, where he was warmly welcomed. He walked through the grounds to the Adyar beach followed by a throng of people. Again in December during the Theosophical Convention he met the delegates, and visited Dr Besant’s room and the apartment she had built for him. In the following years, Krishnamurti regularly visited Adyar whenever he was in Chennai and took a walk on the beach. During the last years of his life, he was often heard speaking about Annie Besant’s greatness, love and understanding.
Именно поэтому к переводам, сделанным его супругой, нужно относиться осторожнее, чем к переводам самого сэра Томаса. Хотя и у него была своя "идея фикс" - он увидел, что восстановление буддизма может создать философскую опору для процветания белой расы, передовыми представителями которой в современном ему мире он видел, конечно же, британцев.
Как я уже сказал, идеями о brave new world, который "мы построим на обломках старого мира", тогда были заражены очень многие - потому что старый мир рушился на глазах.
1. Что касается миссис Рис-Дэвидс, то, например, Дхаммасангани я читаю и перечитываю, сопоставляя её перевод с палийским текстом. При моих ничтожных познаниях в пали без её перевода у меня на каждый фрагмент уходило бы раз в двадцать больше времени. Поэтому не могу не быть ей благодарен. А что английские термины иногда у неё подобраны странно (странно даже с точки зрения словаря PTS) - это, ИМХО, следствие не столько какой-то особой теософской ангажированности, сколько естественных сложностей перевода - при отсутствии в европейских языках понятий, соответствующих переводимым терминам.
2. А насчёт процветания белой расы - что в этом плохого? Он же ведь, насколько я понимаю, другие расы уничтожать не призывал. Просто подчеркивал, что буддизм - это-де, религия индоевропейцев и белых людей. И в тогдашнем контексте это был хороший полемический приём - ведь даже для буддологов тогда было нормально смотреть на буддизм сверху вниз: дескать, это религия азиатов; древняя культура, но по сравнению с европейской - несколько неполноценная. Вот такому взгляду Рис-Дэвидс и противостоял. _________________ Границы мира - это границы языка
№436875Добавлено: Сб 18 Авг 18, 15:52 (6 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Безусловно, respect mrs. Davids. Однако в некоторых её вариациях я как раз улавливаю созвучия с риторикой "Анги-йоги".
И да, сэр Томас противостоял всё ещё широко распространённым тогда в западном обществе пренебрежительным взглядам в отношении "дикарской восточной культуры". В некотором смысле, он был на одной стороне с теософами (которые были, несомненно, западными маргиналами, предтечами битников и хиппи), но при этом не в их лагере. И вот как раз его расистские идеи скрепляли его с британским культурным мейнстримом. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№436943Добавлено: Сб 18 Авг 18, 20:06 (6 лет тому назад)
В целом согласен с Леонидом, было бы неплохо отменить гостевой постинг и банить особых флудеров (подчеркну - особых).
Ну а иначе получается просто свалка, темы скатываются в оффтоп с первой страницы и становятся просто нечитабельными. Отпадает желание заходить.
Скажу банальность, но идеальный форум это тот, на котором есть баланс модерации, чтобы не было как у бханте Топпера, но и не гиперлиберально.
Тот, кто раскрывает в себе природу будды, становится буддистом.
Если там говорится не о вере в Будду, то о какой ещё вере может говориться в буддийском тексте?
Тот кто раскрывает в себе природу Будды достигает паринирваны, вечного, Я, чистого, радостного, а не становится буддистом.
Там может говориться о вере в дхамму, как Вечное знание Татхагаты.
Сначала стать буддистом, а уж потом все пряники и нирваны. К тому же, паринирвана - это не "достижение вечного чистого состояния "Я", это нечто более великое и практически неописуемое. Для того, чтобы это понять, и нужно стать сначала буддистом.
Вечное знание Татхагаты - это Дхарма Будды. Тут всё совсем просто, так что от необходимости веры в Будду вам никак не отвертеться.
Вы же различаете буддизм и Будду, учение буддистов и Дхарму Будды? Вот в Будду я верю, уже писал, что для меня он Аватар, если хотите Аватар Татхагаты.
В Дхарму Будды верю, для меня это синоним вечной Веды, которая в сердце каждого человека в веданте.
Но почему Вы видите необходимость "стать сначала буддистом", я не понимаю. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Вы же различаете буддизм и Будду, учение буддистов и Дхарму Будды?
Сегодня у нас нет никакой Дхаммы Будды, кроме той, которую на протяжении тысячелетий сохраняли, применяли и донесли до наших дней буддисты. А вот "вечные Веды", представляющиеся Вашему уму - это, при всём уважении, не Дхамма Будды. _________________ Границы мира - это границы языка
Вы же различаете буддизм и Будду, учение буддистов и Дхарму Будды?
Сегодня у нас нет никакой Дхаммы Будды, кроме той, которую на протяжении тысячелетий сохраняли, применяли и донесли до наших дней буддисты. А вот "вечные Веды", представляющиеся Вашему уму - это, при всём уважении, не Дхамма Будды.
Вы хотите сказать, что Дхамма Будды это что-то преходящее? Даже если не останется ни одного буддиста или вообще людей, Дхамма Будды продолжит вечно существовать. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы