Откуда у Вас вообще эта концепция "обязательных практик"? Обязательно совершенствовать нравственность, развивать успокоение ума и прозрение. А техники, которые для этого используются - это не более чем средства. Какие средства работают, для этого конкретного ума, те и надо применять. В традиции есть обширный их набор, а что из этого набора применять и когда - это вопрос, который лучше решать с компетентным наставником в индивидуальном порядке. Правда, найти такого наставника не просто даже в традиционных буддийских странах, а уж здесь-то и вовсе (именно для индивидуального общения - читать и слушать можно много кого) большие проблемы. Не имея наставника, конечно, приходится что-то подбирать в домашних условиях - избрав главной заповедью "не навреди". _________________ Границы мира - это границы языка
1. Не дойдет он ни до какого света, если желание причинять вред и недоброжелательность не устранены. Развитие доброты - это противоядие против недоброжелательности. У достигшего первой джханы - эти корневые помехи (недоброжелательность и жажда чувственного) уже устранены. Для него доброта - естественное состояние ума.
Для начала перестаем причинять вред в реальной жизни (если причиняли). За желания в самом начале практики мы не очень отвечаем. Эти самые неблагие желания будут во время практики всплывать и практике мешать. Соответственно в повседневной жизни мы начинаем эти желания отмечать и пресекать.
1. Не дойдет он ни до какого света, если желание причинять вред и недоброжелательность не устранены. Развитие доброты - это противоядие против недоброжелательности. У достигшего первой джханы - эти корневые помехи (недоброжелательность и жажда чувственного) уже устранены. Для него доброта - естественное состояние ума.
Для начала перестаем причинять вред в реальной жизни (если причиняли). За желания в самом начале практики мы не очень отвечаем. Эти самые неблагие желания будут во время практики всплывать и практике мешать. Соответственно в повседневной жизни мы начинаем эти желания отмечать и пресекать.
Если монах имеет неблагие желания, то он уже не монах.
Каких еще котов Леопольдов? Вы сутты по практике метты читали? Джхана в буддизме не является самоцелью. Цель практики метты, возвысить состояние ума, освободив его от недоброжелательности. В джхане, буддисты тем же самым занимаются (очищением ума), что и до нее, только на более тонком уровне: развивая мудрость через правильное вИдение, устраняют причины килес.
Дело в том, что практика метты не прописана так, как практика анапанасати. Когда доброжелательность есть, то очень просто направлять ее во все концы света. Вопрос в том - как именно ее взрастить. Уговаривать себя, что доброжелательность это есть хорошо, в обычном состоянии почти бесполезно. Именно поэтому хорошо использовать практику анапанасати; когда дело дойдет до света и ум станет мягким и податливым, можно направить его в сторону доброжелательности, и сделать это будет очень легко. Таким же образом можно развивать мудрость. Дойти до света, а по окончании медитации, когда ум очень неплохо соображает, подумать над непонятной суттой. Вполне возможно, что смысл ее прояснится. А вот как можно просто сесть и "развивать мудрость" я не очень понимаю.
Как то раз у меня получилось снять недоброжелательность во время медитации, но к конкретному человеку (ну начальнику, который меня гнобил периодически). Так вот сначала была боль, раскаяние и сострадание, а потом и произошла метта во все стороны, но это уже было совсем без усилий. Но я поняла, что причина сложной ситуации, причем недоброжелательность была по инициативе не моей даже, какая то эмоциональная боль. Почему вспомнился этот момент, потому как я согласна, что метта просто так не взрастИтся. Нужна какая то доработка что ли.
Как то раз у меня получилось снять недоброжелательность во время медитации, но к конкретному человеку (ну начальнику, который меня гнобил периодически). Так вот сначала была боль, раскаяние и сострадание, а потом и произошла метта во все стороны, но это уже было совсем без усилий. Но я поняла, что причина сложной ситуации, причем недоброжелательность была по инициативе не моей даже, какая то эмоциональная боль. Почему вспомнился этот момент, потому как я согласна, что метта просто так не взрастИтся. Нужна какая то доработка что ли.
Про "эмоциональную боль" вы очень верно сказали. Скорее всего доброжелательность является нормальным состоянием ума, а разнообразные проявления гнева отклонениями от этой нормы. Если удается успокоить ум, привести его в естественное состояние, то сама собой приходит доброжелательность и чем лучше удается очистить ум от загрязнений, тем больше места в уме она будет занимать.
Как то раз у меня получилось снять недоброжелательность во время медитации, но к конкретному человеку (ну начальнику, который меня гнобил периодически). Так вот сначала была боль, раскаяние и сострадание, а потом и произошла метта во все стороны, но это уже было совсем без усилий. Но я поняла, что причина сложной ситуации, причем недоброжелательность была по инициативе не моей даже, какая то эмоциональная боль. Почему вспомнился этот момент, потому как я согласна, что метта просто так не взрастИтся. Нужна какая то доработка что ли.
Про "эмоциональную боль" вы очень верно сказали. Скорее всего доброжелательность является нормальным состоянием ума, а разнообразные проявления гнева отклонениями от этой нормы. Если удается успокоить ум, привести его в естественное состояние, то сама собой приходит доброжелательность и чем лучше удается очистить ум от загрязнений, тем больше места в уме она будет занимать.
Я даже склоняюсь к тому, что некоторые варианты метта бхаваны, где учат желать себе сперва, потом другим, некоего счастья, больше взращивают самообман, чем доброжелательность. Пришла вдруг мысль, что нужно скорей работать с помехами, типа, что сейчас мешает мне чувствовать эту вселенскую любовь ко всем жс, а не посылать что то там, неизвестно кому. И да, это состояние именно открытости ума и сердца, либо читты, если термин подходящий, а эта открытость может быть только при отсутствии омрачений, загрязнений ума. Получается некий замкнутый круг. Но все таки, раз в каноне нет четких инструкций по метта бхаване, я склоняюсь к тому, что нужно работать с омрачениями (килесами), а метту развивать в тот момент, когда выходишь на эту чистоту с помощью практики, т.е. она какбы увеличивает и закрепляет результат для дальнейший практики и самомотивирует что ли.
. Пришла вдруг мысль, что нужно скорей работать с помехами, типа, что сейчас мешает мне чувствовать эту вселенскую любовь ко всем жс, а не посылать что то там, неизвестно кому.
Когда получается окунуться в метту, стараюсь вспомнить какого-нибудь конкретного человека, который на данный момент неприятен и только затем распространяю доброжелательность на все части света. В результате чувство неприязни к этому человеку сменяется чувством жалости, правда пока что получается сохранять относительную доброжелательность только до следующей пакости этого человека.
Как то раз у меня получилось снять недоброжелательность во время медитации, но к конкретному человеку (ну начальнику, который меня гнобил периодически). Так вот сначала была боль, раскаяние и сострадание, а потом и произошла метта во все стороны, но это уже было совсем без усилий. Но я поняла, что причина сложной ситуации, причем недоброжелательность была по инициативе не моей даже, какая то эмоциональная боль. Почему вспомнился этот момент, потому как я согласна, что метта просто так не взрастИтся. Нужна какая то доработка что ли.
Про "эмоциональную боль" вы очень верно сказали. Скорее всего доброжелательность является нормальным состоянием ума, а разнообразные проявления гнева отклонениями от этой нормы. Если удается успокоить ум, привести его в естественное состояние, то сама собой приходит доброжелательность и чем лучше удается очистить ум от загрязнений, тем больше места в уме она будет занимать.
Я даже склоняюсь к тому, что некоторые варианты метта бхаваны, где учат желать себе сперва, потом другим, некоего счастья, больше взращивают самообман, чем доброжелательность. Пришла вдруг мысль, что нужно скорей работать с помехами, типа, что сейчас мешает мне чувствовать эту вселенскую любовь ко всем жс, а не посылать что то там, неизвестно кому. И да, это состояние именно открытости ума и сердца, либо читты, если термин подходящий, а эта открытость может быть только при отсутствии омрачений, загрязнений ума. Получается некий замкнутый круг. Но все таки, раз в каноне нет четких инструкций по метта бхаване, я склоняюсь к тому, что нужно работать с омрачениями (килесами), а метту развивать в тот момент, когда выходишь на эту чистоту с помощью практики, т.е. она какбы увеличивает и закрепляет результат для дальнейший практики и самомотивирует что ли.
Да, справедливо говорите. В той мере, в какой удаётся отстранить пять препятствий (среди которых ведь и недоброжелательность) - в этой мере начинают переживаться радость и покой. А дальше эту радость и этот покой уже можно обращать к другим людям и живым существам вообще. _________________ Границы мира - это границы языка
№446537Добавлено: Ср 17 Окт 18, 21:12 (6 лет тому назад)
На мой взгляд метта - наилучшая успокаивающая практика. Уже лет 5 ни с кем не ссорился и не спорил с тех пор как начал регулярно её практиковать. Вне зависимости от внешних обстоятельств. Возможно отчасти потому что я не бедный и у меня не так много материальных проблем,но люди имеющие сходный со мной доход,или на много больший доход рвут и мечут,и среди них спокойных не так уж и много.
. Пришла вдруг мысль, что нужно скорей работать с помехами, типа, что сейчас мешает мне чувствовать эту вселенскую любовь ко всем жс, а не посылать что то там, неизвестно кому.
Когда получается окунуться в метту, стараюсь вспомнить какого-нибудь конкретного человека, который на данный момент неприятен и только затем распространяю доброжелательность на все части света. В результате чувство неприязни к этому человеку сменяется чувством жалости, правда пока что получается сохранять относительную доброжелательность только до следующей пакости этого человека.
Вы знаете, может просто не на той глубине прорабатываете, раз ситуация периодически возвращается, имхо. У меня после того случая с меттой на начальника ситуация в корне поменялась. Этот человек удивительным образом переключился на мою коллегу, а меня зауважал как то)) хвалил даже пару раз, что для него чуду подобно). Но тогда в медитации я увидела, что какая то моя внутренняя жертва провоцировала его на роль палача, и я тогда испытала боль с чувством вины и раскаяния, хотя вроде как я потерпевшая была в реальности... эмоции были очень глубокие и очищение глубокое и потом эта любовь всепоглощающая. Слова трудно в таких описаниях подбираются, поэтому может показаться, что пафосно, но переживания были очень глобальные.
Пробовала практиковать метту как ежедневную практику, но не идет она мне так, как ее предлагают некоторые учителя, тем более если раз ее по настоящему прочувствуешь, то все это притягивание за уши любви к ближнему кажется каким то суррогатом...
Когда получается окунуться в метту, стараюсь вспомнить какого-нибудь конкретного человека, который на данный момент неприятен и только затем распространяю доброжелательность на все части света. В результате чувство неприязни к этому человеку сменяется чувством жалости, правда пока что получается сохранять относительную доброжелательность только до следующей пакости этого человека.
А вы реально распространяете или просто фантазируете себе что-то подобное?
А вы реально распространяете или просто фантазируете себе что-то подобное?
Когда получается дойти до метты, то ощущения приблизительно как если вы вдруг получили очень хорошее известие (скажем, вам вдруг предложили должность, о которой вы и не мечтали или вы узнали, что нехороший диагноз это всего лишь ошибка лаборанта) и радость вас буквально переполняет. Вот эту радость "через край" вы направляете сначала на противного вам человека (он сразу делается совсем не противным, а очень жалким, все его поступки как на ладони и вы их если не оправдываете, то хорошо понимаете), а затем на шесть сторон света (включая надир и зенит). Что уж там реально распространяется я не знаю, благодарственных открыток по этому поводу мне пока еще никто не присылал.
Когда получается дойти до метты, то ощущения приблизительно как если вы вдруг получили очень хорошее известие (скажем, вам вдруг предложили должность, о которой вы и не мечтали или вы узнали, что нехороший диагноз это всего лишь ошибка лаборанта) и радость вас буквально переполняет. Вот эту радость "через край" вы направляете сначала на противного вам человека (он сразу делается совсем не противным, а очень жалким, все его поступки как на ладони и вы их если не оправдываете, то хорошо понимаете),
Вы реально проникаете своим умом в ум этого человека или как это происходит у вас?
Цитата:
а затем на шесть сторон света (включая надир и зенит). Что уж там реально распространяется я не знаю, благодарственных открыток по этому поводу мне пока еще никто не присылал.
Мне кажется, что когда в суттах говорится о наполнении сторон света умом наполненным доброжелательностью, то имеется в виду реальное расширение сознания, охватывание доброжелательным умом всего мира и существ его населяющих. У вас происходит нечто подобное, когда вы это делаете?
Вы реально проникаете своим умом в ум этого человека или как это происходит у вас?
Представьте, что вы лежите на пляже и задремали. И тут, совершенно неожиданно, вас обливают холодной водой. Обычно первая эмоция на такое происшествие очень нехорошая, вы озираетесь вокруг с неприятным выражением лица и видите маленького мальчика с водяным пистолетом. Тогда вы успокаиваетесь и вся неприязнь по отношению к жс, облившему вас водой, проходит. Вы понимаете, что его поступок не был направлен на вас, просто вы в силу своей каммы оказались на пути у дурно воспитанного ребенка. Жс всего мира во время практики метты я не наблюдаю и не рассматриваю. Иногда вижу кого-то из соседей (распространять метту надо постепенно, от дома до улицы, до страны, до других стран, до всей стороны света (скажем, востока, если вы с востока начали).
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы