№435142Добавлено: Чт 09 Авг 18, 05:07 (6 лет тому назад)
Очень важные, на мой взгляд сутты, как в плане понимания монашеского образа жизни, не отраженного или слабо отраженного в правилах Винаи, но при этом весьма важного в монашеской практике, так и в плане понимания самих практик, предписанных монаху. В случае второй сутты, таких важнейших практик, как охрана дверей чувств, умеренность в еде и бодрствование, без которых ведение длительной монашеской жизни, просто невозможно. Эти вещи, особенно из второй сутты, повторяются и во многих других, что говорит об их крайней важности.
АН 5.90 Дутия секха сутта: Ученик (II)
[Перевод с пали: Bhikkhu Bodhi, перевод с английского: SV]
[Благословенный сказал]: «Монахи, эти пять вещей ведут к упадку монаха, который является учеником. Какие пять?
(1) Вот монах, являющийся учеником, имеет множество заданий и обязанностей, он сведущ в различных хозяйственных делах, которые следует выполнять, поэтому он пренебрегает затворничеством и не посвящает себя внутреннему успокоению ума. Такова первая вещь, которая ведёт к упадку монаха, который является учеником.
(2) Далее, монах, являющийся учеником, тратит день на некую пустяковую работу, поэтому он пренебрегает затворничеством и не посвящает себя внутреннему успокоению ума. Такова вторая вещь, которая ведёт к упадку монаха, который является учеником.
(3) Далее, монах, являющийся учеником, тесно общается с домохозяевами и монахами, беседуя с ними в ненадлежащей манере, свойственной мирянам, поэтому он пренебрегает затворничеством и не посвящает себя внутреннему успокоению ума. Такова третья вещь, которая ведёт к упадку монаха, который является учеником.
(4) Далее, монах, являющийся учеником, входит в деревню слишком рано и возвращается днём слишком поздно, поэтому он пренебрегает затворничеством и не посвящает себя внутреннему успокоению ума. Такова четвёртая вещь, которая ведёт к упадку монаха, который является учеником.
(5) Далее, монах, являющийся учеником, не может слушать без труда и сложностей беседу, связанную с аскетической жизнью, что ведёт к раскрытию сердца – то есть, беседы о малом количестве желаний, о довольствовании [тем, что есть], об уединении, об отсутствии связанности [с другими], о зарождении усердия, о нравственном поведении, о сосредоточении, о мудрости, об освобождении, о знании и видении освобождения. Поэтому он пренебрегает затворничеством и не посвящает себя внутреннему успокоению ума. Такова пятая вещь, которая ведёт к упадку монаха, который является учеником.
Эти пять вещей ведут к упадку монаха, который является учеником. Монахи, эти пять [иных] вещей ведут к не-упадку монаха, который является учеником. Какие пять?
Вот монах, являющийся учеником, не имеет множества заданий и обязанностей. Хотя он сведущ в различных хозяйственных делах, которые следует выполнять, он не пренебрегает затворничеством, но посвящает себя внутреннему успокоению ума. Такова первая вещь, которая ведёт к не-упадку монаха, который является учеником.
Далее, монах, являющийся учеником, не тратит день на некую пустяковую работу… Такова вторая вещь, которая ведёт к не-упадку…
Далее, монах, являющийся учеником, не общается тесно с домохозяевами и монахами, беседуя с ними в ненадлежащей манере, свойственной мирянам… Такова третья вещь, которая ведёт к не-упадку…
Далее, монах, являющийся учеником, не входит в деревню слишком рано и не возвращается днём слишком поздно… Такова четвёртая вещь, которая ведёт к не-упадку…
Далее, монах, являющийся учеником, может слушать без труда и сложностей беседу, связанную с аскетической жизнью… Такова пятая вещь, которая ведёт к не-упадку монаха, который является учеником.
Эти пять вещей ведут к не-упадку монаха, который является учеником».
Немаловажно, что учениками в сангхе Будды называли всех, кто не достиг плода Араханта, независимо от их монашеского статуса в выслуге васс.
СН 35.120 Сарипутта сутта: Сарипутта
[Перевод с пали: Bhikkhu Bodhi, перевод с английского: SV]
Однажды Достопочтенный Сарипутта пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда один монах подошёл к Достопочтенному Сарипутте и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и сказал Достопочтенному Сарипутте:
«Друг Сарипутта, монах, который жил со мной по соседству, оставил [монашескую] тренировку и вернулся к низшей жизни [домохозяина]».
«Так оно, друг, бывает, когда кто-либо не охраняет двери органов чувств, неумерен в еде и не предаётся бодрствованию. Чтобы монах, который не охраняет двери органов чувств, неумерен в еде и не предаётся бодрствованию, поддерживал бы в течение всей своей жизни полную и чистую святую жизнь – не может быть такого. Но, друг, монах, который охраняет двери органов чувств, который умерен в еде и который предаётся бодрствованию, мог бы поддерживать в течение всей своей жизни полную и чистую святую жизнь – такое возможно.
И как, друг, кто-либо охраняет двери органов чувств? Вот, увидев глазом форму, монах не цепляется за темы или [их] вариации, за счёт которых – если бы он не контролировал свою способность видеть – плохие, неблагие качества, такие как влечение или недовольство, охватили бы его. Он практикует сдержанность. Он охраняет дверь глаза. Он берётся за практику сдержанности по отношению к своей способности видеть.
Воспринимая ухом звук…
Воспринимая носом запах …
Воспринимая языком вкус…
Воспринимая телом тактильное ощущение…
Воспринимая умом ментальный феномен, он не цепляется за темы или [их] вариации, за счёт которых – если бы он не контролировал свою способность думать – плохие, неблагие качества, такие как влечение или недовольство, охватили бы его. Он практикует сдержанность. Он охраняет дверь ума. Он берётся за практику сдержанности по отношению к своей способности думать. Вот так, друг, он охраняет двери органов чувств.
И как, друг, кто-либо умерен в еде? Вот монах, тщательно [это] обдумывая, принимает пищу не ради развлечения, не ради опьянения, не ради физической красоты и привлекательности, но только для того, чтобы выжить и поддержать это тело, для того, чтобы устранить дискомфорт, ради ведения святой жизни, думая так: «Я устраню возникшие чувства [голода] и не создам новых чувств [от переедания]. Так я поддержу своё здоровье, не вызову порицаний, буду жить в благополучии». Вот так ученик Благородных знает умеренность в еде.
И как, друг, кто-либо предаётся бодрствованию? Вот днём монах сидит, ходит вперёд и назад, очищая свой ум от тех состояний, что создают препятствия. Во время первой стражи ночи он сидит, ходит вперёд и назад, очищая свой ум от тех состояний, что создают препятствия. Во время срединной стражи ночи он ложится на правый бок в позе льва, положив одну ступню на другую, осознанный и бдительный, предварительно сделав в уме отметку, когда следует вставать. После подъёма, во время последней стражи ночи [1], он ходит вперёд и назад, очищая свой ум от тех состояний, что создают препятствия. Вот так, друг, кто-либо предаётся бодрствованию.
Поэтому, друг, ты должен тренировать себя так: «Мы будем охранять двери органов чувств, мы будем умеренны в еде, мы будем предаваться бодрствованию». Так, друг, ты должен тренировать себя».
Нарушение? Да, вероятно нарушение. А что делать зимой, если другого просто нет? Есть ли те, кто увидев это, сам вызвался пожертвовать ему тот же однотонный свитер необходимой монаху расцветки?
Однотонный свитер тоже был бы нарушением, как и штаны под юбкой. Тут нет выхода без какого либо компромисса. Любая одежда мирского покроя запрещена, поверх чивары, или под ней, или даже вместо. Другое дело, что чисто психологически смешанный туалет выглядит хотя бы как попытка выкрутиться и выглядеть монахооборазно. _________________ t.me/raud_ex
Очень важные, на мой взгляд сутты, как в плане понимания монашеского образа жизни, не отраженного или слабо отраженного в правилах Винаи, но при этом весьма важного в монашеской практике, так и в плане понимания самих практик, предписанных монаху. В случае второй сутты, таких важнейших практик, как охрана дверей чувств, умеренность в еде и бодрствование, без которых ведение длительной монашеской жизни, просто невозможно. Эти вещи, особенно из второй сутты, повторяются и во многих других, что говорит об их крайней важности.
Все правильно. При этом, охрана дверей органов чувств также крайне важна для серьезного практика - мирянина. Естественно, с некоторыми отличиями от практики монахов. Я абсолютно уверен, что без этого практика в миру, медитация - подобна неохраняемому дому с раскрытыми дверями, расположенному в людном месте, из которого воры (да и любые прохожие) могут вынести все, что захотят. Жаль, что на многих ретритах не уделяют этому вопросу необходимого внимания. А ведь прежде всего важно научиться именно охранять органы чувств, чем усиленно практиковать медитацию. _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
А ведь прежде всего важно научиться именно охранять органы чувств, чем усиленно практиковать медитацию.
А что, вы в усиленной практике "медитации" не охраняете врата чувств ) ?
Если формально медитировать, уделяя этому пусть даже 3-4 часа в день, а все остальное время в том числе не охранять врата чувств, то я не могу отнести это к серьезной практике, о которой я и говорю: "охрана дверей органов чувств также крайне важна для серьезного практика - мирянина". Причина в том, что если нет охраны чувств, то все "наработанные" за время формальной медитации качества будут разрушаться под влиянием влечений или отвращений, которые будут возникать если не защищены врата чувств. _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Очень важные, на мой взгляд сутты, как в плане понимания монашеского образа жизни, не отраженного или слабо отраженного в правилах Винаи, но при этом весьма важного в монашеской практике, так и в плане понимания самих практик, предписанных монаху. В случае второй сутты, таких важнейших практик, как охрана дверей чувств, умеренность в еде и бодрствование, без которых ведение длительной монашеской жизни, просто невозможно. Эти вещи, особенно из второй сутты, повторяются и во многих других, что говорит об их крайней важности.
Все правильно. При этом, охрана дверей органов чувств также крайне важна для серьезного практика - мирянина. Естественно, с некоторыми отличиями от практики монахов. Я абсолютно уверен, что без этого практика в миру, медитация - подобна неохраняемому дому с раскрытыми дверями, расположенному в людном месте, из которого воры (да и любые прохожие) могут вынести все, что захотят. Жаль, что на многих ретритах не уделяют этому вопросу необходимого внимания. А ведь прежде всего важно научиться именно охранять органы чувств, чем усиленно практиковать медитацию.
Так же очень часто упускается из вида краеугольная практика четырехчастного усилия (самма вайяма), проще говоря - контроль мыслей. Без контроля мыслей на уровне: "думаю только то, что хочу (благое), не думаю того, чего не хочу (неблагое)", никакой серьезной медитативной практики (джхан и випассаны) не выйдет. Не даром, эта практика стоит раньше, чем самма сати и самма самадхи в БВП.
А ведь прежде всего важно научиться именно охранять органы чувств, чем усиленно практиковать медитацию.
А что, вы в усиленной практике "медитации" не охраняете врата чувств ) ?
Если формально медитировать, уделяя этому пусть даже 3-4 часа в день, а все остальное время в том числе не охранять врата чувств, то я не могу отнести это к серьезной практике, о которой я и говорю: "охрана дверей органов чувств также крайне важна для серьезного практика - мирянина". Причина в том, что если нет охраны чувств, то все "наработанные" за время формальной медитации качества будут разрушаться под влиянием влечений или отвращений, которые будут возникать если не защищены врата чувств.
Формальная медитация три-четыре часа в день с непрерывной охраной дверей чувств в промежутках - это вообще не практика мирянина. Это практика отшельника. Такой отшельник может называться мирянином формально (в том смысле, что он не вступал официально в бхиккхусангху, и не старается соблюдать сотни правил, предписанных для бхиккхусангху). Но по сути дела это не мирянин, так как у него нет мирских интересов, мирских дел, мирских удовольствий, мирских привязанностей, мирских беспокойств. _________________ Границы мира - это границы языка
Очень важные, на мой взгляд сутты, как в плане понимания монашеского образа жизни, не отраженного или слабо отраженного в правилах Винаи, но при этом весьма важного в монашеской практике, так и в плане понимания самих практик, предписанных монаху. В случае второй сутты, таких важнейших практик, как охрана дверей чувств, умеренность в еде и бодрствование, без которых ведение длительной монашеской жизни, просто невозможно. Эти вещи, особенно из второй сутты, повторяются и во многих других, что говорит об их крайней важности.
Все правильно. При этом, охрана дверей органов чувств также крайне важна для серьезного практика - мирянина. Естественно, с некоторыми отличиями от практики монахов. Я абсолютно уверен, что без этого практика в миру, медитация - подобна неохраняемому дому с раскрытыми дверями, расположенному в людном месте, из которого воры (да и любые прохожие) могут вынести все, что захотят. Жаль, что на многих ретритах не уделяют этому вопросу необходимого внимания. А ведь прежде всего важно научиться именно охранять органы чувств, чем усиленно практиковать медитацию.
Так же очень часто упускается из вида краеугольная практика четырехчастного усилия (самма вайяма), проще говоря - контроль мыслей. Без контроля мыслей на уровне: "думаю только то, что хочу (благое), не думаю того, чего не хочу (неблагое)", никакой серьезной медитативной практики (джхан и випассаны) не выйдет. Не даром, эта практика стоит раньше, чем самма сати и самма самадхи в БВП.
Здесь Вы исходите из Вашей теории, что медитация - это только практика достижения плода анагамина и плода араханта. На таком уровне действительно и охрана дверей чувств требуется вообще непрерывная, и самма вайяма - тоже. Впрочем, и достигаются они здесь относительно легко, благодаря предшествующим достижениям.
Но на более низких уровнях медитация тоже применяется с толком и пользой, только эти толк и польза - иные. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Чт 09 Авг 18, 17:04), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Antaradhana
Так же очень часто упускается из вида краеугольная практика четырехчастного усилия (самма вайяма), проще говоря - контроль мыслей. Без контроля мыслей на уровне: "думаю только то, что хочу (благое), не думаю того, чего не хочу (неблагое)", никакой серьезной медитативной практики (джхан и випассаны) не выйдет. Не даром, эта практика стоит раньше, чем самма сати и самма самадхи в БВП.
Думаю медитация – это и есть практика «контроля» мыслей, смысл которой скорей в том, чтобы избавится от этого хочу/не хочу, а также понять, что мышление происходит, обусловлено и безличностно.
Но на более низких уровнях медитация тоже применяется с толком и пользой, только эти толк и польза - иные.
С этим я никогда не спорил. Джханы и ньяны - это высшие цели медитации.
Практиковать медитацию для успокоения ума - полезно для любого человека. Я всегда так говорил.
Формальная медитация три-четыре часа в день с непрерывной охраной дверей чувств в промежутках - это вообще не практика мирянина. Это практика отшельника. Такой отшельник может называться мирянином формально (в том смысле, что он не вступал официально в бхиккхусангху, и не старается соблюдать сотни правил, предписанных для бхиккхусангху). Но по сути дела это не мирянин, так как у него нет мирских интересов, мирских дел, мирских удовольствий, мирских привязанностей, мирских беспокойств.
Я не случайно сделал оговорку: "При этом, охрана дверей органов чувств также крайне важна для серьезного практика - мирянина. Естественно, с некоторыми отличиями от практики монахов и отшельников".
Смысл моей фразы: «Если формально медитировать, уделяя этому пусть даже 3-4 часа в день» был несколько другим. Подразумевалось то, что как много не практикуй мирянину, без контроля органов чувств в повседневной жизни, результаты данной практики будут разрушаться под влиянием внешних раздражителей (не в полной мере конечно).
Для серьезно практикующего мирянина, практика контроля органов чувств важна не менее чем для монахов.
Вынес обсуждение в отдельную тему: http://dharma.org.ru/board/topic7996.html _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы