Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О педагогическом значении комментариев

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

430967СообщениеДобавлено: Пн 23 Июл 18, 03:56 (6 лет тому назад)    О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Вторая глава Дхаммапады начинается с краткого высказывания Будды, гласящего:
appamaadoo amatapadam, pamaadoo maccunoo padam appamattaa na miiyanti yee yathaa mataa,
что можно перевести как "кто следует Дхамме, то идёт путём бессмертия; кто же не следует Дхамме, тот и при жизни уже словно мёртвый".

Высказывание выглядит самодостаточным, но... ven. Weragoda Sarada MahaThera приводит к этому афоризму поясняющий комментарий, содержащий довольно пространную историю о праведнице Самавати и злодейке Магандии, которая видит в Самавати опасность для своего влияния на раджу (они обе - царёвы "любимые жёны"). Финал истории трагичен - злодейке удаётся погубить Самавати и её 500 послушниц (цифра эта, я уверен, имеет чёткое символическое значение, напоминая о пятистах архатах) в пожаре при поджоге дома, где медитируют Самавати и её послушницы - они погибают в огне, продолжая медитацию (а не метаясь с безумными криками, как можно было бы себе представить). Раджа узнаёт о преступлении Магандии и жестоко казнит её и всех её приспешников и сторонников.
Тут ещё важно отметить, что в повествовании сообщается важный момент - Самавати праведница не только лишь потому, что является преданной буддисткой, но потому, что праведность - это её этическая характеристика, а преданность Будде выражается в её приверженности его Дхамме, что в повести выражается в бесстрашии перед смертью.
Вполне вероятно, что основой для этого сюжета в комментарии могли послужить некая полу-мифологическая история или реально имевший место случай гибели буддийских подвижниц в пожаре. Впрочем, это может быть и художественным вымыслом (когда мы смотрим хороший художественный фильм, мы ведь не задумываемся о том, что он представляет собой художественный вымысел), но это не столь важно. Важно же то, что благодаря этому комментарию мы получаем интереснейшее обрамление вступительного афоризма, которое помогает нам не просто удовлетвориться его красивой риторической формой, но глубже и объёмнее раскрыть его смысл, прекрасный в начале, середине и завершении.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената Скот, СлаваА, Серж
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

431092СообщениеДобавлено: Пн 23 Июл 18, 13:28 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Вторая глава Дхаммапады начинается с краткого высказывания Будды, гласящего:
appamaadoo amatapadam, pamaadoo maccunoo padam appamattaa na miiyanti yee yathaa mataa,
что можно перевести как "кто следует Дхамме, то идёт путём бессмертия; кто же не следует Дхамме, тот и при жизни уже словно мёртвый".

Высказывание выглядит самодостаточным, но... ven. Weragoda Sarada MahaThera приводит к этому афоризму поясняющий комментарий, содержащий довольно пространную историю о праведнице Самавати и злодейке Магандии, которая видит в Самавати опасность для своего влияния на раджу (они обе - царёвы "любимые жёны").
Дык на каждую строфу Дхаммапады имеется красочная история, на некоторые строфы даже не одна, причем некоторые истории весьма и весьма чудесатые, скорее уводящие от смысла строф, чем разъясняющие их. Да и приведенная вами история, хотя имеет достаточно осмысленный вид, скорее лишает данную строфу актуальности, чем наоборот. Скажем, современный человек прочитав эту строфу может подумать - о, это про меня, а прочитав историю про царских жён несколько разочаруется - нет, это не про меня, это про каких-то древних тёток.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

431115СообщениеДобавлено: Пн 23 Июл 18, 15:26 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:
Вторая глава Дхаммапады начинается с краткого высказывания Будды, гласящего:
appamaadoo amatapadam, pamaadoo maccunoo padam appamattaa na miiyanti yee yathaa mataa,
что можно перевести как "кто следует Дхамме, то идёт путём бессмертия; кто же не следует Дхамме, тот и при жизни уже словно мёртвый".

Высказывание выглядит самодостаточным, но... ven. Weragoda Sarada MahaThera приводит к этому афоризму поясняющий комментарий, содержащий довольно пространную историю о праведнице Самавати и злодейке Магандии, которая видит в Самавати опасность для своего влияния на раджу (они обе - царёвы "любимые жёны").
Дык на каждую строфу Дхаммапады имеется красочная история, на некоторые строфы даже не одна, причем некоторые истории весьма и весьма чудесатые, скорее уводящие от смысла строф, чем разъясняющие их. Да и приведенная вами история, хотя имеет достаточно осмысленный вид, скорее лишает данную строфу актуальности, чем наоборот. Скажем, современный человек прочитав эту строфу может подумать - о, это про меня, а прочитав историю про царских жён несколько разочаруется - нет, это не про меня, это про каких-то древних тёток.
Может быть, и так. Но может быть, что вы и сами можете привести комментарий к этой строфе - из своего жизненного или духовного опыта - и тогда она оживёт для вашего современника. Что вам мешает?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената
Гость





431166СообщениеДобавлено: Пн 23 Июл 18, 17:30 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Может быть, и так. Но может быть, что вы и сами можете привести комментарий к этой строфе - из своего жизненного или духовного опыта - и тогда она оживёт для вашего современника. Что вам мешает?
Скромность.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

431279СообщениеДобавлено: Пн 23 Июл 18, 21:30 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Рената пишет:
Горсть листьев пишет:

Может быть, и так. Но может быть, что вы и сами можете привести комментарий к этой строфе - из своего жизненного или духовного опыта - и тогда она оживёт для вашего современника. Что вам мешает?
Скромность.
Или просто не знаете, как это можно объяснить простому современному школьнику лет 12-14?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

431315СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 00:20 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Или просто не знаете, как это можно объяснить простому современному школьнику лет 12-14?
Простому современному школьнику лет 12-14 точно нужна Дхамма? Если у не очень хорошая камма (а у людей, родившихся в небуддийской стране скорее всего не очень хорошая камма), то как он поймет Первую Действительность? В этом возрасте подавляющее большинство подростков абсолютно убеждены, что для счастья им нужны совершенно определенные вещи и когда эти вещи у них будут, будет и счастье. Чтобы понять, что будут им принадлежать эти вещи или не будут им принадлежать эти вещи, счастья им всё равно не видать, как своих ушей, нужен хоть какой-то опыт.

Ответы на этот пост: Горсть листьев, Прям
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

431321СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 00:42 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:

Или просто не знаете, как это можно объяснить простому современному школьнику лет 12-14?
Простому современному школьнику лет 12-14 точно нужна Дхамма? Если у не очень хорошая камма (а у людей, родившихся в небуддийской стране скорее всего не очень хорошая камма), то как он поймет Первую Действительность? В этом возрасте подавляющее большинство подростков абсолютно убеждены, что для счастья им нужны совершенно определенные вещи и когда эти вещи у них будут, будет и счастье. Чтобы понять, что будут им принадлежать эти вещи или не будут им принадлежать эти вещи, счастья им всё равно не видать, как своих ушей, нужен хоть какой-то опыт.
Вы не поняли, наверно, что я сказал. Я имею в виду - на каком бы примере (будь то из жизни или кино, или ещё как) вы могли бы помочь школьнику понять смысл вот этого самого афоризма Будды, что в начале главы второй Дхаммапады.
Или даже вот лучше - как бы вы могли убедительно объяснить школьнице такую простую мысль, что " будут ей принадлежать эти вещи или не будут ей принадлежать эти вещи, счастья ей всё равно не видать, как своих ушей"? Ведь эта назидательная строфа никогда не проникнет в сознание, пока не будут задействованы силы воображения и эмоции - то есть, пока к этому сухому и такому понятному для вас "кусочку дхаммы" не будет дан внятный комментарий.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Прям
Рыжик, дудкин


Зарегистрирован: 05.12.2014
Суждений: 1307
Откуда: Рязань

431336СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 01:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Да никак ты школьнику не объяснишь, что не в деньгах счастье, потому что каждый школьник и так знает - счастье не в деньгах, а в их количестве. А тем более если ты сам не счастлив, то как ты можешь кому-то что-то про счастье объяснять? Да он пошлёт тебя подальше и будет прав.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Прям
Рыжик, дудкин


Зарегистрирован: 05.12.2014
Суждений: 1307
Откуда: Рязань

431339СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 01:18 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Если у не очень хорошая камма (а у людей, родившихся в небуддийской стране скорее всего не очень хорошая камма), то как он поймет Первую Действительность?.
А как, по-вашему, нужно понимать первую истину?

Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

431411СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 11:16 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Прям пишет:

А как, по-вашему, нужно понимать первую истину?
Согласна с вами, что ни на каких примерах Первую Действительность для благородных не объяснишь. Для этого нужен хотя бы минимальный жизненный опыт и желательно опыт удачный, потому что если человеку ничего не удалось, то он будет несчастным скорее оттого, что ничего ему не удалось, чем оттого, что ничего в сансаре не приносит долгосрочного удовлетворения. Когда много чего получается (те люди, которых любил, становятся твоими партнерами на долгое время, то занятие, о котором мечтал, начинает приносить деньги, появляется своё жилье и пр.), то через какое-то время замечаешь - все эти радости имеют одинаковых вкус и вкус этот довольно пресный. Скажем, можно множество блюд изготовить из картофеля, но вкус у всех этих блюд будет приблизительно одинаковый. Объяснять это школьнику или человеку, для которого, скажем, отварная картошка по праздникам предел мечтаний, бесполезно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

431424СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 13:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот
Разве нельзя рассказать историю, в которой немного похожий на слушателя персонаж будет каждый день есть "праздничную картошку", от которой его скоро начнёт воротить?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

431458СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 14:21 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Рената Скот
Разве нельзя рассказать историю, в которой немного похожий на слушателя персонаж будет каждый день есть "праздничную картошку", от которой его скоро начнёт воротить?
Попробуйте рассказать человеку, который ни разу досыта не наедался, о вреде ожирения. Или объясните подростку пубертатного периода как быстро приедаются женщины.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

431465СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 14:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:
Рената Скот
Разве нельзя рассказать историю, в которой немного похожий на слушателя персонаж будет каждый день есть "праздничную картошку", от которой его скоро начнёт воротить?
Попробуйте рассказать человеку, который ни разу досыта не наедался, о вреде ожирения. Или объясните подростку пубертатного периода как быстро приедаются женщины.
Вы считаете, что фильмы для подростков - это полная чушь и ничему их не учат?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

431470СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 14:40 (6 лет тому назад)    Re: О педагогическом значении комментариев Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Вторая глава Дхаммапады начинается с краткого высказывания Будды, гласящего:
appamaadoo amatapadam, pamaadoo maccunoo padam appamattaa na miiyanti yee yathaa mataa,
что можно перевести как "кто следует Дхамме, то идёт путём бессмертия; кто же не следует Дхамме, тот и при жизни уже словно мёртвый".
Вот академический перевод.
"21. Серьезность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти.
Серьезные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам."
И любопытные комментарии. Вообще Дхаммападу можно очень по разному трактовать. Там и про Я и про бессмертие. Smile

"Прежде всего обращает на себя внимание исключительно высокая звуковая организация этой строфы:

appamādo amatapadam, pamādo maccuno padam

appamattā na miyanti, ye pamattā yathā matā.

Весьма любопытно, что amata ("бессмертие") объяснено Буддхагхошей как "нирвана" (именно так переведено amata Р. и М. Маратрэ. — R. et M. Maratray, Le Dhammapada, Paris, 1931). Однако Лесны (V. Lesny, Dhammapada in the light of Turkestan discoveries. — AOr, XVII, 1949, стр. 26 — 27) сомневается в возможности такого понимания, указывая, что ни в одной версии Дхаммапады в этом месте не упоминается нирвана, причём неверно утверждение, будто бы это слово нарушает размер. Исходя из параллелизма обеих частей первого стиха и из некоторых сходных мест (Дх. 168 — 169; 6-й наскальный эдикт Ашоки; Самьютта-никая, I, 4, 2, 6; Уданаварга — см. N. P. Chakravarti, L Udanavarga, Sanskrit, Paris, 1930, p. 63), Лесны настаивает на том, что amatapada — "место вечной жизни (бессмертия)". В Дх. А, I, 228 amatapada интерпретировано как "путь достижения бессмертия". Эта строфа была, видимо, широко известна. Во всяком случае, она встречается в Дипавансе, VI, 53 и в Махавансе, 25 (ср. «Sanatsujātīya», II, 4, — SBE, VIII, 138). См. также Рагхаван, стр. 59. Сравнение с Chāndogya Up., VII, 4, 1 — 3 теперь поставлено под сомнение."

Источник https://dhamma.ru/canon/kn/dhp/dhammapada.htm#sdfootnote74sym
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





431544СообщениеДобавлено: Вт 24 Июл 18, 18:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Вы считаете, что фильмы для подростков - это полная чушь и ничему их не учат?
Я уже очень давно не смотрела фильмы для подростков. Но насколько мне помнится, фильмы эти о том, как адаптироваться в социуме, а не о том, как оставить социум.

Ответы на этот пост: Горсть листьев, empiriocritic_1900
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.039 (0.385) u0.015 s0.002, 18 0.023 [271/0]